ПРОБЛЕМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СДЕЛОК НА ИГРОВЫХ ОНЛАЙН-ПЛОЩАДКАХ

20 марта 4:10

В системе обеспечения экономической безопасности государства особое значение приобретает проведение сбалансированной налоговой политики, которая активно воздействует на экономические и социальные процессы, а сами налоги служат одним из ключевых источников финансовых ресурсов страны. А с учетом стремительного развития не только реальной, но и виртуальной экономики появляется проблема налогового регулирования сделок на онлайн-платформах, к которым можно отнести многопользовательские онлайн-игры.

В современных реалиях компьютерные игры для рядового пользователя стали переходить из сферы интересного времяпрепровождения в разряд экономических проектов. И в первую очередь это проявляется в сфере онлайн игровой индустрии.

По своей сущности онлайн игры – это место, где пользователи готовы оставлять значительные суммы денег ради преимущества над другими игроками. Схема заработка весьма прозрачна: сначала пользователь инвестирует в игру, затем выполняет поэтапно все необходимые шаги и требования, создавая при этом определенную стратегию или систему, после этого созданное необходимо вывести на общедоступный уровень, затем начисляются достижения, которые непосредственно можно перевести в некий эквивалент. Конечно, участие в данной деятельности возможно и без денежных вложений, но тогда уже речь идет о большей инвестиции времени в проект.[1]

При этом в тот момент, когда у пользователя возникает потребность в переводе игровых ценностей в реальный эквивалент, он сталкивается с проблемой “где продать”. Официальные торговые площадки дистрибуторов игр, если таковые имеются, запрещают выводить денежные средства за пределы площадки, в остальных же случаях действует стандартный запрет на передачу игровых ценностей третьим лицам. Именно это ограничение и послужило причиной формирования рынка “теневой” купли-продажи на игровых площадках, за которые пользователи готовы будут платить.

Биржа игровых ценностей – это место, в котором объединяются группа лиц, которым присущи общие интересы в игровой сфере. При этом биржа обеспечивает безопасность сделки и взимает проценты с совершаемых сделок. Принцип работы биржи следующий, — продавец предоставляет товар, товар предоставляется в руки гаранту или же предоставляются данные от аккаунта продавца для проверки подлинности продаваемого товара, покупатель в свою очередь переводит денежные средства на счета гаранта. Гарант проводит сверку подлинности и передает покупателю товар, а продавцу денежные средства. Гарантом в данном случае выступает биржа. Процент, получаемый биржей, зависит от величины сделки и степени популярности игры.

Основным принципом, на котором основан выбор площадки, зависит от удобства самого сайта, степени посещаемости и процента взимаемого биржей. Наиболее популярной бирже на российском рынке можно выделить биржу – FunPay. Где процент взимаемый биржей от сделок составляет 4%, но может достигать и 20%. Ежедневный оборот сделок составляет 6 000 штук. Например, по оценочным данным, домен сайта FunPay составляет 5 935 002 рубля. Оценка производилась на основании аналитических данных по количеству запрашиваемых запросов, степени посещаемости, отношение в сравнение с конкурентами и др.[2]

В связи с ростом популярности данной индустрии государство сталкивается с проблемой в сфере финансового контроля. В первую очередь контроль за деятельностью самой биржи, а во-вторых за приток денежных средств в руки продавца. Как следствие, налоговая система России сталкивается с фактом невыплаты налоговых сборов по налогу на доходы физических лиц при осуществлении сделок на подобных площадках, игрокам в свою очередь присуще мнение, что они никому ничего не должны, раз их деятельность ведется в интернет-ресурсах. Согласно ч. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщикам на доходы физических лиц являются физические лица являющиеся резидентами Российской Федерации, физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. А так же, согласно ч. 1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.[3] Исходя из этого, мы можем судить о том, что и площадки, и продавцы  являются плательщиками налога на доходы физических лиц. Зачастую представленные лица уклоняются от уплаты данного налога. При этом у налоговых органов возникает проблема отслеживания подобных сделок.[4]

В России на данный момент отсутствует какое-либо регулирование отношений, возникающих на платформах онлайн-игр, а сложившийся в судебной практике подход к таким отношениям можно назвать отстраненным. А вот правительства некоторых других государств начинают уделять все более пристальное внимание данному вопросу. Особенно беспокоятся американские налоговые органы, понимая, что их соотечественники ежегодно участвуют в обороте сотен миллионов неучтенных долларов.

В связи с этим Конгресс США решил, что конвертирование виртуальных ценностей в реальные деньги подлежит обязательному отражению в налоговой декларации. Но, с другой стороны, невещественность сделок, расположение серверов в разных странах, наличие у них собственников и другие юридические аспекты не позволяют государству полностью контролировать процесс вывода денежных средств.[5]

Как мы можем заметить, степень обостренности проблемы с биржами игровых ценностей в сфере налогообложения стоит довольно остро. При серьезных доходах населения не уплачиваются значительные налоги, как со стороны биржи, так и со стороны продавца. К сожалению, основной проблемой для государства является то, что зачастую домены биржевых сайтов располагаются на зарубежных хостах, а сделки проводят на территории Российской Федерации, что в значительной мере затрудняет контроль за подобными операциями.[6]

Использованные источники

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) (с послед. изм. от 31.05.2018 N 22-П) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 08.12.2019).

2. Алексеева А.В., Завадская В.В. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАБОТАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ: УГРОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ// ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ: Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов,  г. Омск. 2018. – С. 15.

3. Виртуальная экономика. Как зарабатывают в онлайн [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zoom.cnews.ru/games/publication/item/virtualnaya_ekonomika_kak_zarabatyvayut_v_onlajne (дата обращения: 08.12.2019).

4. Иванова Е.В., Нурпиисова М. А., Поцелуева К.А. «НАЛОГ НА GOOGLE» ИЛИ ФИСКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РФ//ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ: Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Омск. 2018. – С. 71.

5. Сервис оценки сайтов REL [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rel.su/ru/cost/funpay.ru#domain_name (дата обращения: 08.12.2019).

6. Савельев А.И. Правовая природа виртуальных объектов, приобретаемых за реальные деньги в многопользовательских играх [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://of-law.ru/stati/pravovaya-priroda-virtualnykh-ob-ektov-priobretaemykh-za-realnye-dengi-v-mnogopolzovatelskikh-igrakh.html (дата обращения: 08.12.2019).

[1] Алексеева А.В., Завадская В.В. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАБОТАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ: УГРОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ// ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ: Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. / Под ред. д.э.н., доц. В.А. Ковалева и д.э.н., проф. А.И. Ковалева. В 2 ч. Ч.I – г. Омск. 2018. – С. 15.

[2] Сервис оценки сайтов REL [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rel.su/ru/cost/funpay.ru#domain_name (дата обращения: 08.12.2019).

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) (с послед. изм. от 31.05.2018 N 22-П) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 08.12.2019).

[4] Иванова Е.В., Нурпиисова М. А., Поцелуева К.А. «НАЛОГ НА GOOGLE» ИЛИ ФИСКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ

КОММЕРЦИИ В РФ//ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ:

Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. / Под

ред. д.э.н., доц. В.А. Ковалева и д.э.н., проф. А.И. Ковалева. В 2 ч. Ч.I – г.Омск. 2018. – С. 71.

[5] Виртуальная экономика. Как зарабатывают в онлайне [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zoom.cnews.ru/games/publication/item/virtualnaya_ekonomika_kak_zarabatyvayut_v_onlajne (дата обращения: 08.12.2019).

[6] Савельев А.И. Правовая природа виртуальных объектов, приобретаемых за реальные деньги в многопользовательских играх [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://of-law.ru/stati/pravovaya-priroda-virtualnykh-ob-ektov-priobretaemykh-za-realnye-dengi-v-mnogopolzovatelskikh-igrakh.html (дата обращения: 08.12.2019).