ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

17 июня 2:33

Полноценное существование сферы общего образования, которое способствовало бы социальному благополучию населения и экономическому росту, предполагает достаточное финансовое обеспечение данной области, главным источником которого являются бюджетные средства всех уровней бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетные расходы на общее образование можно определить как экономические отношения, включающие  планирование, распределение, расходование утвержденного бюджетом объема финансирования с целью удовлетворения потребностей граждан в оказании общеобразовательных услуг в зависимости от конкретных результатов деятельности общеобразовательных учреждений. Бюджетные расходы на общее образование должны быть нацелены на увеличение социальной эффективности оказываемых общеобразовательных услуг.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ общеобразовательное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением [1]. Большинство общеобразовательных учреждений по типу, относятся к бюджетным учреждениям. Бюджетное муниципальное учреждение – это некоммерческая организация, которая создана муниципальным образованием для целей выполнения работ, оказания услуг.

Финансирование представленных выше типов учреждений осуществляется через механизм государственного (муниципального) задания, который предполагает увеличение результативности деятельности общеобразовательных учреждений, а также повышение качества предоставляемых ими услуг, так как именно в данном документе отражаются основные количественные и качественные показатели услуги.

Казенные общеобразовательные учреждения являются получателями бюджетных средств и находятся в введении главного распорядителя бюджетных средств. Общеобразовательные учреждения данного типа финансируются в полном объеме на основании бюджетной сметы.

Бюджетные и автономные общеобразовательные учреждения не являются получателями бюджетных средств. В отличие от казенных общеобразовательных учреждений, финансирование бюджетных и автономных общеобразовательных учреждений осуществляется в виде получения бюджетного финансирования в форме межбюджетных трансфертов.

Следует отметить, что субсидия на оказание услуги рассчитывается на основе базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги, а также корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат.

Одним из основных методов планирования бюджетных расходов является нормативный метод, предполагающий расчет объема бюджетного финансирования на основе нормативов. Данный метод финансирования определяется в расчете на одного обучающегося. Федеральный закон  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что органы государственной власти субъектов РФ рассчитывают и устанавливают нормативные затраты в расчете на одного ученика [2]. В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ определяются требования к установлению нормативных затрат, где говорится что, нормативные затраты устанавливаются на отдельно взятого обучающего по каждому уровню образования согласно ФГОС по каждому уровню образования, типу образовательной организации, гарантий безопасной обстановки обучения и воспитания, сетевой формы функционирования образовательных технологий и программ, охраны здоровья учеников.

Вопрос о стоимости услуг в сфере образования является очень многогранным и проблематичным. Образование финансируется из бюджета, который формируется в большей степени за счет налогов граждан. Получается производителю образовательной услуги требуется осуществить определенные затраты (затраты на содержание персонала, подготовку и переподготовку кадров, материальные затраты, затраты на доведение услуги до потребителя, финансовые ресурсы, предоставляемые в качестве услуги).

Ранее все учреждения имели главным источником финансирования бюджетные средства, теперь источники финансирования учреждений можно представить следующим образом. К бюджетным источникам финансирования государственных и муниципальных учреждений можно отнести: субсидии на выполнение государственного(муниципального) задания, субсидии на иные цели, а также гранты в форме субсидий. Внебюджетными источниками финансирования государственных и муниципальных услуг являются: доходы от приносящей доход деятельности, спонсирование, пожертвования, меценатство.

Главным видом ресурсов, которые выделяются в системе образования России, являются именно средства бюджетов бюджетной системы РФ (больше 95 %). Средства населения в целом составляют 2-3 %, средства организаций – 0,4-0,6 %, а внебюджетные источники финансирования – 0,1-0,2 %. Процент внебюджетных фондов в общем объеме довольно небольшой, хотя можно отметить тенденцию увеличения данного способа финансирования.

Субсидия на иные цели может быть предоставлена учреждению на приобретение дорогостоящего оборудования, а также осуществление расходов учреждения, которые носят непостоянный характер и включение которых в состав нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг может привести к изменению сложившейся стоимости представленных услуг.

Бюджетным и автономным общеобразовательным учреждениям также могут быть предоставлены гранты в форме субсидий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по результатам проводимых ими конкурсов.

В сфере образования понятие «внебюджетная деятельность» сложилось достаточно давно. Содержание данного понятия определялось исходя из того, что, одновременно с деятельностью, которая финансируется из бюджета, образовательная организация также может осуществлять дополнительную деятельность с использованием своего материального и кадрового потенциала. Данная деятельность финансировалась, как правило, не за счет средств бюджета, поэтому такая деятельность называется «внебюджетной».

Определенной популярностью среди общеобразовательных пользуется такой источник финансового обеспечения деятельности, как доходы от приносящей доход деятельности. Это дополнительные средства, которые привлечены в виде доходов, полученных от осуществления образовательных услуг на платной основе. Например, это могут быть дополнительные занятия по часам, которые не входят в учебный план, подготовительные занятия для поступления выпускников в высшее учебное заведение, а также разнообразные кружки и секции. Стабильным источником поступления денежных средств признаются средства от сдачи в аренду временно свободных помещений общеобразовательного учреждения, если это никак не помешает учебному процессу.

К внебюджетным источникам финансирования учреждений общего образования также можно отнести спонсирование. В качестве спонсора признается любой субъект, однако, для того чтобы привлечь спонсора, необходимо иметь положительную репутацию и четко знать, как необходимо воздействовать при сотрудничестве со спонсором, но таких знаний у государственных (муниципальных) учреждений чаще всего недостаточно. 

В России современное состояние образования характеризуется недостаточностью средств бюджета, которые выделяются государством для обеспечения функционирования этой сферы деятельности. Анализ структуры расходов федерального бюджета на образование за период 2012-2017 гг. показал, что большую часть всех расходов на образование составляет высшее образование – 70-85 %. Доля расходов на среднее профессиональное образование с каждым годом уменьшается. Понижающаяся тенденция наблюдается по общему образованию. Доля расходов на общее образование составила в 2012 г. – 15,6 %, а в 2017 г. – 7,3 %. Это связано с передачей расходных полномочий по этой группе на региональный и местный уровень.

Анализ данных таблицы 1 показал, что основную нагрузку по финансированию сферы образования несут субъекты РФ: их доля в расходах консолидированного бюджета РФ возрастает от 80 % в 2012 году до 82,4 % в 2017 году. [3].

Таблица 1 – Расходы на образование в целом из средств                                    консолидированного бюджета Российской Федерации

Наименование

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Всего, в миллиардах рублей

2558,4

2888,8

3037,3

3034,6

3103,1

3264,2

в процентах от общих расходов консолидированного бюджета РФ

11,0

11,4

11,0

10,2

9,9

10,1

Консолидированные бюджеты субъектов РФ, в миллиардах рублей

2046,9

2333,8

2474,3

2472,5

2546,9

2690,1

в процентах от расходов на образование из средств консолидированного бюджета РФ

80,0

80,8

81,5

81,5

82,1

82,4

 

Большая доля расходов консолидированного бюджета РФ по разделу «Образование» приходится на общее образование из-за длительности обучения, а также большого охвата населения, полномочия по финансированию которого относятся к компетенции субъектов РФ (47,9 % или 1329,5 млрд р. в 2017 г.) (таблица 2) [3].

Таблица 2 – Структура расходов на образование из средств                      консолидированного бюджета Российской Федерации по статьям                          функциональной классификации

В процентах

Наименование

Удельный вес

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Дошкольное образование

20,4

22,7

23,6

24,6

23,6

26,0

Общее образование

51,3

50,4

50,6

50,0

51,8

47,9

Среднее профессиональное образование

8,2

7,5

7,2

7,0

7,0

7,6

Высшее и послевузовское профессиональное образование

20,1

19,4

18,6

18,4

17,6

18,4

Итого

100

100

100

100

100

100

 

Увеличение бюджетных расходов на общее, а также профессиональное образование связано с реализацией различных программ, проектов, которые направлены на обеспечение конкурентоспособности образования в России, повышение соответствия потребностям рынка труда, а увеличение расходов бюджета на дошкольное образование связанно с введением новых мест, необходимостью их оборудования, содержания. Если рассмотреть ситуацию в целом, то, можно сказать, что наблюдается положительная динамика роста государственных (муниципальных) расходов в системе образования.

Отметим значительное снижение расходов в 2017 году на общее образование на 158,9 млрд р. Во многом это связано с передачей соответствующих полномочий в регионы, а также «оптимизацией» сети бюджетных учреждений. В любом случае, соответствующие сегменты образования перестают быть приоритетом федеральной власти.

Главными организационно-финансовыми механизмами реализации государственной политики в области образования выступают государственная программа РФ «Развитие образования» на период 2018-2025 гг., Федеральные целевые программы развития образования на 2016-2020 гг. и «Русский язык» на 2016-2020 гг., а также государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» [4, с. 125].

Такими образом, в ходе исследования были определены основные источники финансирования сферы общего образования, а также основные моменты, касающиеся реализации ГПРО.

Нужно отметить, что роль государственного бюджетного финансирования, несмотря на ее недостаточность, все же очень велика. Нужно увеличивать государственные расходы на общее образование и, учитывая дефицит бюджетных ресурсов, следует активно привлекать внебюджетные средства и повышать эффективность использования бюджетных средств.

Использованные источники:

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Консультант Плюс.

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Консультант Плюс.

3. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2012-2017 годы [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации.

4. Туманянц, К. А. Оценка эффективности социальных расходов регионов РФ с помощью DEA – метода / К. А. Туманянц, Ю. Е. Сесина // Региональная экономика: теория и практика, 2018. – № 1 (448). – С. 123 – 137.