Согласно оценкам ущерб от коррупции в конкретной сфере, а именно в сфере электронных аукционов, часто превышают 30% всех бюджетных расходов по этим статьям. В Российской Федерации резкие изменения системы государственного и муниципального заказа начались с 1977г. С осуществлением различных нормативно-правовых актов при, распределении бюджетного заказа со временем появились новые формы его размещения (табл. 1).
Таблица 1. Эволюция способов размещения заказа в Российской Федерации
Период |
Нормативно-правовой акт, регулирующий сферу государственного заказа |
Способы размещения заказа |
1 |
2 |
3 |
1997-2006 гг.
|
1) Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» 2) Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» |
-Конкурс (открытый и закрытый) -Двухэтапные торги -Запрос котировок у единственного источника
|
2006-2010 гг. |
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ |
-Конкурс (открытый и закрытый) -Аукцион (открытый, в том числе в электронной форме (по ст. 41), закрытый) -Запрос котировок -Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. -Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя подрядчика)
|
2010 г |
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ |
-Конкурс (открытый и закрытый) -Аукцион (открытый, в том числе в электронной форме (по ст. 41 и по главе 3.1), закрытый) -Запрос котировок -Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. -Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя подрядчика) |
2011 г |
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ |
-Конкурс (открытый и закрытый) -Аукцион (открытый, в том числе в электронной форме (по ст. 41 и по главе 3.1), закрытый) -Запрос котировок -Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. -Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя подрядчика)
|
2013-2019 |
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) |
-Запрос котировок -Запрос предложений -Электронный аукцион -Конкурс(открытый, с ограниченным участием, двухэтапный) -Конкурс(закрытый, , с ограниченным участием, двухэтапный) -Закрытый аукцион |
Основная цель о внедрении «новой» процедуры электронного аукциона была достигнута в связи с несовершенством процедур классического «бумажного» аукциона и электронного аукциона по ФЗ №94 от 21.07.2005. К главным недостаткам можно отнести:
-закрытость информации (вся информация в сфере закупочной деятельности не отправлялась в единую информационную систему);
-Очень слабо обеспечена конкуренция;
-Страдает профессионализм заказчиков (предполагающей, создание профессиональной контрактной службы заказчика);
-Слабое стимулирование инноваций;
-Низкая ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок;
-Участие в аукционах недобросовестных поставщиков;
-Отсутствие обеспечения заявки приводило к возможности участия «фирм-однодневок».
Все вышеперечисленные недостатки привели к острой нужде в модернизации электронного аукциона как способа размещения заказа. Как следствие в 2013 году был принят ФЗ N 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который 27.06.2019 перенёс следующие изменения:
-Открытость и прозрачность информации (вся информация в сфере закупочной деятельности должна находится в единой информационной системе, быть полной и достоверной);
-Обеспечение конкуренции (актуальной ценовой и неценовой конкуренции);
-Профессионализм заказчиков (предполагающий, в т.ч. возникновения профессиональной контрактной службы заказчика);
-Стимулирование инноваций;
-Единство контрактной системы;
-Ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок;
-Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не только информации об участнике закупки — юридическом лице, но и информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
-Запретил заключение контрактов, если компанию-поставщика возглавляют родственники заказчика;
-Контракты на сумму свыше одного миллиарда рублей должны проходить общественную экспертизу.
Все эти преимущества помогли решить многие проблемы, которые делали аукцион «коррупционным». Согласно последним новостям с электронных аукционов, коррупция снизилась до 17%(данный на 2018г), поэтому можно четко утверждать, наше правительство делает все необходимое.
Список литературы:
1.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)
2.Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ
3.Никишкин А.Е. «Коррупцию выдавят из сферы госзакупок к 2018 году»// Парламентская газета