ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

21 мая 6:03

На сегодняшний день предпринимательство является одним из первостепенных элементов современной экономической системы. Оно лежит в основе базовых понятий, на которых формирует рынок, а рынок в свою очередь обеспечивает работу всей экономической системы. Предпринимательство также  является источником инноваций (новые товары и услуги, новые места продаж, несуществующие ранее производственные возможности и др.) [12, c.31-33].

Предпринимательство является двигателем рыночной экономики. Он решает проблемы производства, позволяет расширить ассортимент и предоставляет на рынок товары для самых разнообразных категорий потребителей. Помимо этого, оно является источником новых рабочих мест, так как, любая организация, даже самая простая, нуждается в обслуживании.

Республика Башкортостан имеет благоприятные факторы и условия для развития предпринимательства. Правительство региона непосредственно заинтересовано в развитии предпринимательской деятельности. Ввиду этого проводится активная политика в рамках поддержки предпринимательского сектора, создаются выгодные условии для начинаний молодых предпринимателей. Сам глава Республики Башкортостан Радий Хабиров говорит от этом так: «Развитию предпринимательства мы уделяем очень серьёзное внимание. Это один из локомотивов нашей экономики. Мы уже приняли ряд организационных и правовых мер. Это проведение во всех муниципалитетах регулярных «Инвестчасов», введение на местном уровне должности бизнес-шерифа – заместителя главы администрации, отвечающего за развитие предпринимательства. В результате мы отмечаем в республике увеличение количества субъектов малого бизнеса. Растёт и объём инвестиций в этом секторе [11]».

Основной специализацией малого и среднего бизнеса в Башкирии являются такие отрасли как торговля, оказание услуг, производство и сельское хозяйство. Эти сферы, в частности сельское хозяйство, обусловлены территориальными особенностями региона.

По данным от 10 января 2020 года, представленным Федеральной налоговой службой России, число субъектов малого и среднего бизнеса в Башкирии составило 126,5 тысяч. На каждом из предприятий работают люди и численность сотрудников, задействованных в предпринимательстве на тот момент, составляла 327, 3 тысяч человек. Это четвертое место в Приволжском Федеральном округе.

По данным о числе предприятий и организаций в Республике Башкортостан на 2019 год в республике было зарегистрировано 78952 предприятия. Этот показатель уменьшился в сравнении с предыдущим годом, где составлял 81538. В среднем же числа изменяясь с 2010 года изменяются незначительно и составляют примерно 10% от общего числа предприятий, действующих за последние 10 лет. Данная информация представлена схематично на диаграмме 1.

Диаграмма 1 – Число предприятий и организаций с 2010 по 2019.

 

Для России этот показатель за 2019 год равняется 3 826 895, из них доля предприятий нашей республики составляет 2%. А доля предприятий в общем числе организаций по Приволжскому федеральному округу – 11,8%. Эти цифры говорят о том, что Башкирия нуждается в ряде мер для развития предпринимательской деятельности, которое в свою очередь приведет к увеличению количества предприятий и организаций.

Для наиболее планомерного развития предпринимательской деятельности в республике необходимо благоустройство административного климата так, что это в свою очередь способствовало социально-экономическому развитию территории. И в этом вопросе непосредственное влияние на деловые отношения оказывают органы власти, которые определяют правовые особенности данного вида деятельности [6].

Остается высокой совокупная административная нагрузка на субъекты предпринимательства, связанная с выполнением тех или иных обязательных административных требований. Каждый третий опрошенный бизнесмен (35,2%) считает, что общий объем административной нагрузки увеличился, 42,6% – что не изменился, только 4,8% – что уменьшился.

Важно отметить, что административные издержки у бизнесменов всё ещё остаются высокими, что в свою очередь крайне негативно сказывается на конкурентоспособности бизнеса как на местных, так и на мировых рынках.

Весьма показательным в этом контексте выглядит оценка бизнесменами общего объема административной нагрузки на бизнес, согласно которой 15,4% предпринимателей ответили, что тратят на это 10–20% выручки, 35,6% предпринимателей – более 20% выручки.

При этом объем административной нагрузки, связанной с избыточными требованиями, предъявляемыми к бизнесу (затраты на содержание избыточного непроизводительного оборудования, помещений, персонала) составил более 10% от выручки у 23,7% опрошенных бизнесменов.

Главной проблемой для предпринимателей в настоящее время является отмена системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) от 01.01. 2021. Ввиду этих мер многие предприниматели встали перед выбором: сменить режим налогообложения или род деятельности [2].

В этом случае можно предложить расширить круг субъектов до индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги, и внести данное изменение в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Для понимания проблем и поиска решений в соответствии со ст. 20 Закона Республики Башкортостан «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в РБ» в 2013 году в Уфе была открыта Общественная приемная Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Спустя 6 лет было принято открыть ещё один филиал приемной в городе Салават [11]. На данный момент Общественная приемная занимается оказанием таких услуг как:

  1. Бесплатные консультации предпринимателей;
  2. Помощь в подготовке документов и обращений к Уполномоченному;
  3. Мониторинг обращений;
  4. Систематизация проблем и административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.

Также был сформирован институт общественных помощников в соответствие со ст. 18 Закона Республики Башкортостан «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан» из числа наиболее активных и успешных предпринимателей. Они занимаются исполнением следующих действий:

  1. Проводят приемы предпринимателей в районах и городах;
  2. Участвуют в выездных мероприятиях и проверках;
  3. Организовывают и проводят круглые столы, конференции, семинары, тренинги, совещания и другие мероприятия по повышению правовой культуры, финансовой грамотности предпринимателей;
  4. Консультируют предпринимателей;
  5. Входят в состав муниципальных комиссий по предоставлению финансовой поддержки предпринимателям;
  6. По согласованию с Прокуратурой входят в состав общественных.

Стоит отметить, что ситуация в области предпринимательства в нашей стране и во всем мире в целом ухудшилась из-за внезапно настигшей всех инфекции. Пандемия внесла коррективы во все области жизни и экономика, а в частности предпринимательская деятельность, не оказалась исключением.

 

Список источников и литературы:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Часть1. Статья 2.
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017)
  3. Боброва, О.С. Организация коммерческой деятельности. Учебник и практикум для СПО / О.С. Боброва. — М.: Юрайт, 2015. — 141
  4. Бунеева, ; Бунеева Организация И Управление Коммерческой Деятельностью Предприятий В Оптовой Торговле / Бунеева ; Бунеева. — Москва: Мир, 2018. — 137 c.
  5. Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности / Т.М. Голубева. — М.: Форум, 2017. — 272 c.
  6. Забродская, Н. Г. Предпринимательство. Организация и экономика малых предприятий. Учебник / Н.Г. Забродская. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2017. — 272 c.
  7. Иванов, Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности / Г.Г. Иванов. — М.: Academia, 2016. — 272 c.
  8. Иванова, М.В. Организация и технологигия коммерческой деятельности / М.В. Иванова, М.Ю. Иванов. — Москва: РГГУ, 2016. — 98 c.
  9. Иващенко, Н.П. Практическое пособие к семинарским занятиям по курсу «Основы предпринимательства» / Н.П. Иващенко. — М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2017. — 182 c.
  10. Муравьев, А. И. Предпринимательство / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. — М.: Лань, 2018. — 696 c.
  11. Доклад о соблюдении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан в 2019 году // Режим доступа: http://upprb.bashkortostan.ru/includes/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_2019.pdf (дата обращения: 28.04.21)
  12. Мухаметова А.Д., Янгиров А.В. Особенности управления региональным развитием в условиях цифровизации // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020 № 5 (155). С.31-33.

 

Spisok istochnikov i literatury:

 

  1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.11.1994 N 51-FZ. Chast’1. Stat’ja 2.
  2. Federal’nyj zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossijskoj Federacii» (red. ot 26.07.2017)
  3. Bobrova, O.S. Organizacija kommercheskoj dejatel’nosti. Uchebnik i praktikum dlja SPO / O.S. Bobrova. — M.: Jurajt, 2015. — 141 c.
  4. Buneeva, ; Buneeva Organizacija I Upravlenie Kommercheskoj Dejatel’nost’ju Predprijatij V Optovoj Torgovle / Buneeva ; Buneeva. — Moskva: Mir, 2018. — 137 c.
  5. Golubeva, T. M. Osnovy predprinimatel’skoj dejatel’nosti / T.M. Golubeva. — M.: Forum, 2017. — 272 c.
  6. Zabrodskaja, N. G. Predprinimatel’stvo. Organizacija i jekonomika malyh predprijatij. Uchebnik / N.G. Zabrodskaja. — M.: Vuzovskij uchebnik, Infra-M, 2017. — 272 c.
  7. Ivanov, G. G. Organizacija i tehnologija kommercheskoj dejatel’nosti / G.G. Ivanov. — M.: Academia, 2016. — 272 c.
  8. Ivanova, M.V. Organizacija i tehnologigija kommercheskoj dejatel’nosti / M.V. Ivanova, M.Ju. Ivanov. — Moskva: RGGU, 2016. — 98 c.
  9. Ivashhenko, N.P. Prakticheskoe posobie k seminarskim zanjatijam po kursu «Osnovy predprinimatel’stva» / N.P. Ivashhenko. — M.: Moskovskij gosudarstvennyj universitet imeni M.V. Lomonosova (MGU), 2017. — 182 c.
  10. Murav’ev, A. I. Predprinimatel’stvo / A.I. Murav’ev, A.M. Ignat’ev, A.B. Krutik. — M.: Lan’, 2018. — 696 c.
  11. Doklad o sobljudenii prav i zakonnyh interesov sub#ektov predprinimatel’skoj dejatel’nosti v Respublike Bashkortostan v 2019 godu // Rezhim dostupa: http://upprb.bashkortostan.ru/includes/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_2019.pdf (data obrashhenija: 28.04.21)
  12. Mukhametova A.D., Yangirov A.V. Features of regional development management in the conditions of digitalization // Economics and Management: a scientific and practical journal. 2020 No. 5 (155). pp. 31-33