В современном мире человеку сложно представить свою жизнь без энергетики, ведь порой мы пользуемся ею, совершенно не задумываясь, каким образом в наших домах появляются свет и тепло.
Чем дальше развивается энергетический комплекс, тем больше встает проблема рационального использования энергетических ресурсов. Возникает необходимость регулирования добычи полезных ископаемых, используемых для генерации электроэнергии, так как угля, мазута и природного газа, на которых работает большинство ТЭЦ в нашей стране, становится все меньше, а восстанавливаются они куда медленнее, чем потребляются.
Управление рациональным использованием энергетических ресурсов – это вопрос довольно-таки объемный и непростой, поскольку термин «управление» может подразумевать под собой совершенно разные значения. Чтобы разобраться в этом вопросе, для начала необходимо понять, что такое энергетические ресурсы, что значит рациональное их использование и для чего все это делается.
Как сказано в Федеральном законе «Об энергосбережении», энергетический ресурс – любое вещество, которое можно каким-то образом преобразовать, дабы получить из него энергию, которую можно использовать в процессе деятельности человека, а также это вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная или другой вид энергии). Касательно вида энергии это определение понятно, но как понять «рациональное использование энергетических ресурсов»? Это можно определить как использование в меру, столько, сколько необходимо. А сколько нам необходимо? Ведь бывают случаи, когда приходится включать в сеть практически все приборы, имеющиеся в доме. Казалось бы, все, что работает, нужно, но такое использование сложно назвать рациональным.
Как же тогда понять, что значит использовать ресурсы рационально? Лучше всего подойти к этому термину с точки зрения энергосбережения. Как сказано в Федеральном законе «Об энергосбережении», это реализация организационных, правовых, технических, технологических и иных мер, в результате которых потребление ресурсов снижается, но при этом результат, или иными словами, полезный эффект, от их использования остается неизменным. Иными словами, нужно найти такой способ использования ресурсов, чтобы потреблять их меньше, но на выходе получать результат такой же, как получали до снижения потребления. Это легко прослеживается на примере замены ламп накаливания на более новые, допустим, светодиодные. Известно, что коэффициент полезного действия лампы накаливания очень мал, большая часть потребляемой ей электроэнергии идет на выделение тепла, и мощность таких ламп довольно велика по отношению к светоотдаче. Теперь представим, что все лампы накаливания заменили на светодиодные. Их светоотдача намного больше, и чтобы осветить комнату, требуется значительно меньше светильников. И их КПД намного выше, практически равен 100%, и поэтому вся потребляемая электроэнергия уходит именно на освещение, тепла от них практически нет. Такая замена приведет к значительному снижению потребляемой мощности. Конечно, в пределах одной квартиры это будет заметно не сразу, поскольку светодиодный светильник довольно дорогой, но в масштабах целого предприятия это будет весомый шаг в сторону осуществления программы по энергосбережению или рациональному использованию энергетических ресурсов.
Также хорошим примером можно назвать использование вторичных энергетических ресурсов. Это энергетические ресурсы, которые получаются в результате производства других продуктов, но которые не связаны непосредственно с получением энергии. Определение это, в принципе, не сложное, но пояснить на примере стоит. Представьте себе лесопильный завод, производящий доски, фанеры, готовые изделия из дерева и так далее. В любом производстве есть отходы, в данном случае это опилки и щепа. Эти отходы можно использовать, например, отправлять на ТЭЦ в качестве топлива для выработки электроэнергии. Или же любое другое производство, отходами которого будут, допустим, теплые сточные воды. Их тепло можно использовать в тепловых насосах для отопления зданий самого завода.
В настоящее время все организации стараются так или иначе использовать энергию рационально. Это делается прежде всего для того, чтобы сэкономить, ведь никому не хочется тратить баснословные суммы за случайно оставленный на ночь включенным свет. До недавнего времени, а точнее до 2018 года, все организации обязательно должны были проходить энергетическое обследование для определения их энергетической эффективности. Энергетическая эффективность – это характеристики, которые показывают, как результат использование ресурсов соотносится с понесенными затратами на производство какого-либо продукта или услуги. Энергетическое обследование – это сбор и обработка информации о том, как производитель товаров или услуги использует энергетические ресурсы, для того, чтобы оценить, насколько эффективно его производство, стоит ли проводить мероприятия по энергосбережению. Данные по обследованию заносятся в так называемый энергетический паспорт.
В чем же заключается энергетическое обследование? Прежде всего, это грамотная организация учета потребляемых энергоресурсов. Согласно статье 13 Федерального закона «Об энергосбережении» в каждом здании должны быть приборы учета, или по-простому, счетчики. Исходя из того, сколько энергии потребила та или иная организация, сбытовая компания производит расчет стоимости этой энергии. Далее в компании определяется доля энергозатрат в общих затратах за определенный период (месяц, квартал, год), и на этом основании определяется, нужно ли проводить в данной организации энергетическое обследование. Допустим, если на потребление энергии предприятие тратит от 5% до 10% от суммарных затрат на производство продукции, то считается, что потенциал энергосбережения здесь мал, и дальнейшее энергетическое обследование проводить не следует. Если доля составляет от 11% до 15%, то энергоаудит можно проводить по желанию организации, хотя экономия средств при проведении энергосберегающих мероприятий может быть довольно значительной. И, наконец, если доля энергозатрат превышает 16%, то обследование уже нужно проводить обязательно, сразу понятно, что ресурсы на предприятии используются нерационально.
При определении энергоемкости предприятия особое место выделяется возможным потерям энергетических ресурсов. Из-за чего они могут возникать, и как их можно снизить?
Прежде всего, потери связаны с неправильным применением и недогрузкой оборудования. Тут варианты решения такие: перед началом эксплуатации какого-либо станка, машины или прибора прочитать внимательно инструкцию к нему и использовать только по назначению. Потери могут быть связаны с тем, что энергия подается в соответствии с неправильными данными о потреблении. То есть подают на предприятие мощность, допустим, большую, чем это предприятие потребляет. А куда же идет остаток? Чаще всего, в этом месте происходят кражи энергии. Чтобы исправить данную ситуацию, следует поверить приборы учета и аттестовать бухгалтерские программы расчета стоимости объема выпуска энергии.
Как было сказано выше, по результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт предприятия. Что это такое? ГОСТ Р 51379-99 дает такое определение: энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов – нормативный документ, в котором показано, насколько эффективно используются топливно-энергетические ресурсы потребителем в процессе его деятельности, а также расписаны мероприятия, направленные на энергосбережение. Исходя из определения мы видим, что в паспорте написано, как предприятие использует энергетические ресурсы (рационально или нет), а также мероприятия по энергосбережению, если таковые необходимы.
Конечно, все мероприятия по энергосбережению, описанные в паспорте, являются добровольными. В настоящее время организации в большинстве своем стараются переходить на более экономичные способы потребления энергии, дабы снизить затраты.
В использовании энергетических ресурсов поставщики и потребители видят совершенно разные цели. Первое, что приходит на ум, это то, что потребители хотят просто жить с комфортом и платить за это как можно меньше, а поставщики хотят получить с этого как можно больше прибыли. На самом деле, все далеко не так просто. В большинстве своем электросетевые компании стараются своей деятельностью удовлетворить всех:
— Для инвестиционного сообщества это эффективный инструмент вложения инвестиций, обеспечивающий их возвратность, надежность, доходность и ликвидность. Следует, правда, отметить, что средства возвращаются инвесторам далеко не так скоро, как им хотелось бы.
— Для потребителей это компании, нацеленные на качественное оказание услуг – качественное, надежное электроснабжение и своевременное и прозрачное технологическое присоединение к электрическим сетям по доступной цене.
— Для регионов и органов местного самоуправления это обеспечение потребностей экономики в передающих мощностях, надежный партнер органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в планировании и реализации региональных программ территориального развития, добросовестный налогоплательщик и работодатель.
— Для персонала сетевых компаний — эффективно организованные компании, имеющие прозрачную и понятную систему корпоративного управления, предоставляющие возможности для максимального раскрытия потенциала человеческих ресурсов.
Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации говорит, что основной целью (миссией) деятельности электросетевого комплекса является долгосрочное обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей Российской Федерации путем организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры по тарифам на передачу электрической энергии, обеспечивающим приемлемый уровень затрат на электрическую энергию для российской экономики и инвестиционную привлекательность отрасли через адекватный возврат на капитал. То есть, для распределительных сетевых организаций самое главное – это поставить потребителям качественную электроэнергию по доступным ценам, определенным тарифами для каждого региона, а на вырученные деньги содержать линии электропередачи, распределительные и трансформаторные подстанции в надлежащем состоянии.
У генерирующих компаний цели, в общем-то схожи с сетевыми организациями — содействие социально-экономическому развитию регионов работы через надежное и бесперебойное снабжение тепловой и электрической энергией.
Рассмотрев цели производителей энергии, поставщиков и потребителей, мы видим, что они пересекаются, дополняют друг друга. Люди и предприятия хотят получать качественную энергию, тепловую и электрическую, и распределительные сети и генерирующие компании способны это обеспечить.
По сравнению с другими, рынок энергетики больше всего ощущает на себе влияние государства. Так, например, 88% акций ПАО «Россети» принадлежат ему, и поэтому государство осуществляет правовое регулирование в области энергосбережения. В Федеральном законе «Об энергосбережении» описаны следующие принципы:
1) Эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) Поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) Системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) Планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) Использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Несомненно, государство контролирует производство, распределение и потребление электроэнергии не только в плане энергосбережения. Так, например, в Федеральном законе «Об электроэнергетике» сказано, что государство обеспечивает единство технологического управления Единой энергетической системой России, надежное и безопасное ее функционирование, способствует эффективному управлению государственной собственностью в электроэнергетике, достижению баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивает доступность электроэнергии для потребителей и защищает их права, защищает потребителей от неоправданного повышения цен на электроэнергию, создает необходимые условия для привлечения инвестиций, развивает конкурентный рынок электроэнергии и ограничивает монополистическую деятельность отдельных ее субъектов, обеспечивает доступ потребителей к информации о функционировании оптового и розничного рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики, обеспечивает энергетическую и экологическую безопасность электроэнергетики.
Как известно, тарифы на электроэнергию регулирует государство. При этом оно основывается на экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли, на экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электроэнергии, учитывает результаты деятельности снабжающих организаций за период действия ранее утвержденных тарифов, учитывает также требования законодательства по энергосбережению, обеспечивает доступность для потребителей процесса тарифного регулирования.
Мы видим таким образом, что одну из главных ролей в электроснабжении населения играет государство. Конечно, оно не производит для нас электричество, но оно всячески контролирует процессы выработки, передачи и сбыта, чтобы потребители получали энергию как можно более хорошего качества по доступным ценам. Как можно заметить из предыдущего пункта, распределяющие компании ставят перед собой такую же цель и стремятся к ее выполнению. В этом, по сути, и заключается государственное управление деятельностью, касающейся энергии и рационального ее использования.
Список литературы:
1 Ob jenergosberezhenii i povyshenii jenergeticheskoj jeffektivnosti i o vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii. Federal’nyj zakon № FZ-261 ot 23.11.2009 (red. ot 10.08.2018) [Jelektronnyj re-surs]: Konsul’tantPljus [sajt]. – Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/ (data obrashhenija: 18.01.2020);
2 Jenergosberezhenie. Jenergeticheskij pasport promyshlennogo potrebitelja toplivno-jenergeticheskih resursov. Osnovnye polozhenija. Tipovye formy. GOST R 51379-99 ot 30.11.1999 [Jelektronnyj resurs]: Jelektronnyj fond pravovoj i nor-mativno-tehnicheskoj dokumentacii [sajt]. – Rezhim dostupa: URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51379-99 (data obrashhenija: 18.01.2020);
3 Jenergosberezhenie. Metodika opredelenija jenergoemkosti pri proizvod-stve produkcii i okazanii uslug v tehnologicheskih jenergeticheskih sistemah. Ob-shhie polozhenija. GOST R 51750-2001 ot 01.01.2002 (red. ot 12.09.2018) [Jelektron-nyj resurs]: Juridicheskaja firma «Internet i pravo» [sajt]. – Rezhim dostupa: URL: http://internet-law.ru/gosts/gost/6713/ (data obrashhenija: 18.01.2020);
4 Politika vzaimodejstvija s obshhestvom, potrebiteljami i organami vlasti PAO «Rosseti» [Jelektronnyj resurs]: Rosseti [sajt]. – Rezhim dostupa: URL: http://www.rosseti.ru/clients/centers/policy/ (data obrashhenija: 18.01.2020);
5 Ob utverzhdenii Strategii razvitija jelektrosetevogo kompleksa Rossij-skoj Federacii. Rasporjazhenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 03.04.2013 №511-r (red. ot 18.07.2015) [Jelektronnyj resurs]: Pravitel’stvo Ros-sii [sajt]. – Rezhim dostupa: URL: http://government.ru/docs/1220/ (data obrashhenija: 18.01.2020);
6 Strategicheskaja cel’ PAO «TGK-2» [Jelektronnyj resurs]: Territorial’-naja generirujushhaja kompanija №2 [sajt]. – Rezhim dostupa: URL: http://www.tgc-2.ru/about/ (data obrashhenija: 18.01.2020);
7 Ob jelektrojenergetike. Federal’nyj zakon № 35-FZ ot 26.03.2003 (red. ot 27.12.2018) [Jelektronnyj resurs]: Konsul’tantPljus [sajt]. – Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (data obrashhenija: 18.01.2020).