Любое предприятие нуждается в финансовых ресурсах для обеспечения своей результативной деятельности. Так, в основе экономики рыночного типа на уровне организации лежит пять источников финансирования:
- самофинансирование;
- прямое финансирование через механизмы рынка капитала;
- банковское кредитование;
- бюджетное финансирование;
- взаимное финансирование хозяйствующих субъектов.
Самофинансирование — это обеспечение производственно-хозяйственной деятельности предпринимателем за счет собственных средств. Такое финансирование является самым действующим и удобным, однако не каждое предприятие может себе это позволить.
Прямое финансирование через механизмы рынка капитала – один из наиболее значимых способов финансирования, позволяющих привлекать средства из посторонних источников. Это может быть долевое финансирование (выпуск акций, увеличение вкладов уже имеющихся вкладчиков) или долговое финансирование (выпуск облигаций). В отличие от самофинансирования, рынок капитала фактически не ограничен в объемах.
Банковское кредитование представляет собой заем денежных средств на условиях возвратности, на оговоренный срок и с уплатой процентов [1, с. 172]. Однако, не всегда удастся его получить, так как кредиторы анализируют способность заемщика возвратить средства. Гарантией в этом являются его имущественное положение, деловая репутация, успешность бизнеса или поручительство третьего лица. Так, кредит позволяет предприятию получить большую денежную сумму в кратчайшие сроки, соответственно быстрее осуществить поставленные цели. Одним из популярных видов банковского кредита является лизинг. Который представляет собой долгосрочную аренду имущества (оборудования) с последующим правом выкупа.
Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств предприятиям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Направления, для которых необходима государственная поддержка из средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики и Министерством финансов страны.
Отличие перечисленных видов от взаимного финансирования состоит в том, что взаимное финансирование входит в систему краткосрочного финансирования текущей деятельности.
Новые, находящиеся на ранней стадии реализации кампании пользуются венчурным финансированием, которое представляет собой вложение средств инвесторами в реализацию проектов с высоким уровнем риска и неопределенностью результата в обмен на пакет акций или определенную долю в уставном капитале [2, c. 172].
Таким образом, поиск финансовых ресурсов для реализации проектов – актуальная проблема для большинства начинающих предпринимателей. На данный момент, современным, набирающим популярность инструментом для привлечения финансовых средств считается краудфандинг.
Краудфандинг — (от англ. сrowd — толпа и funding — финансирование) это механизм привлечения финансирования от широких масс с целью реализации продукта, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки бизнеса [3]. Обычно, краудфандинг представлен как веб-портал, использующий различные цифровые методы фандрайзинга (мобильные приложения, банковские переводы, платежные терминалы).
Стоит отметить активное развитие данного типа финансирования: в 2014 г. темп роста краудинвестинга составил 328 % (в то время как темп роста венчурных инвестиций ограничился 166 %), в 2015 г. соотношение составило 227 % к 131 %. Существует множество примеров успешного применения стратегии краудфандинга: часы Реbblе, облачный блокнот RocketBook Wave, чемодан G-Rо, собравший 3 307 773 долларов вместо запрашиваемых 128 000 долларов.
В мире насчитывается больше 1000 краудфандинг-платформ различной направленности, большинство из которых находятся в США – 41 %, во Франции – 9 %, в Германии – 7 %, в России – 1 % [4, с. 52].
Зарубежные краудфандинговые площадки представлены 5 самыми популярными:
- Kickstarter;
- IndieGoGo;
- RocketHub;
- PeerBackers;
Перечисленные системы приносят миллионные денежные сборы и направлены на: пожертвование, социальные цели, помощь пострадавшим, поддержку политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого предпринимательства и т.д. Некоторые из них распространяется примерно на 200 стран мира, поэтому считаются международными.
В РФ краудфандиговые платформы начали создаваться с 2009 г, первыми были Kroogi, Startapp [5, c. 2181]. Однако, результаты полученных финансов и число поддержанных проектов на российских платформах значительно меньше, чем на зарубежных. Тем не менее, в качестве наиболее успешных можно выделить несколько созданных в 2012 г. платформ: planeta.ru и boomstarter.ru [6].
Рассматривая краудфандинг как альтернативный источник получения финансов, важно выделить ряд преимуществ (рассмотренные в таблице 1.1) и недостатков перед другими способами финансирования.
Таблица 1.
Преимущества краудфандинга
Наименование
|
Описание
|
Инвестиции
|
Поддержка проекта большим количеством вкладчиков, предзаказов на продукт, или из-за значительного интереса СМИ.
|
Анализ потребительского рынка
|
Предварительный сбор денег показывает, насколько успешным будет проект. Если люди его неохотно финансируют — либо с проектом что-то не так, и надо либо менять концепцию, либо надо сокращать расходы. Если же финансирование идёт хорошими темпами, то стоит добавить денег на реализацию проекта, либо вложить дополнительные средства в рекламный бюджет, чтобы привлечь ещё больше людей. Таким образом, стартап экономит годы работы и крупные суммы денег на анализе потребительского рынка.
|
Социальное признание
|
Начав краудфандинговую кампанию, предприниматели в течение последующих 30 -90 дней занимаются сбором мнений о собственной продукции всеми возможными способами. В краудфандинге важно получить отзывы потенциальных инвесторов как можно быстрее.
|
Маркетинг
|
Снижение расходов на рекламу, которая в Интернете обходится дешевле по сравнению со СМИ, при значительно большем охвате потенциальной аудитории.
|
Возможность получить финансирование в большем объеме
|
Финансирующие инвесторы заинтересованы в появлении амбициозных предпринимателей, идеи которых получают поддержку и одобрение общественности)
|
Снижение расходов на организацию и обеспечение функционирования
|
Так как нет необходимости в организации торговых залов, офисов, содержании крупного штата сотрудников
|
Чистая прибыль
|
В основном, полученные денежные средства не требуют возврата, а комиссионные снимаются при перечислении денежных средств, а не при обналичивании электронного счета
|
Составлено автором на основе данных [7, с. 13]
Из отрицательных сторон использования краудфандинга можно выделить изменчивость ситуации и соблюдение юридических обязательств. Во время учреждения краудфандинговой платформы необходимо учесть все нормативные требования. Выбранная платформа должна иметь нормативные полномочия, быть открытой и информативной, не вводящей в заблуждение потенциальных инвесторов. За несоблюдение данных требований могут применяться гражданские и уголовные санкции.
Так же нужно учитывать, что небольшое количество заинтересованных лиц может возрасти до большого и разнообразного числа. Вместе с этим происходит увеличение администрирования и затрат, не говоря уже о требованиях потенциальных инвесторов, которые намерены получить финансовую отдачу.
Существенным ограничением использования данного типа финансирования для инновационной сферы является необходимость раскрытия информации о реализуемом проекте. В случае отсутствия надлежащей защиты прав интеллектуальной собственности возникают риски доступа к информации со стороны конкурента.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что, несмотря на недостатки и сложности краудфандинга, количество преимуществ использования этого метода значительно больше, следовательно, можно предположить, что краудфандинг является эффективным методом сбора средств для организации.
Список использованной литературы:
- Катасонов, В.Ю. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Ю. Катаснов — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 499 с. — (Бакалавр. Академический курс). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431883.
- Спиридонова, Е.А. Основы инновационной деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Спиридонова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12097-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446810
- Гусева, Д.Е., Малыхин, Н. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски // журнал «Современна наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право», — № 9-10, 2014. — http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/—ep14- 09/1278-a.
- Чугреев, В.Л. Краудфандинг – социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. №4 (28). С. 280.
- Спиридонова, Е.В., Шумовская, А.С., Сошников, Д.С. Инновационные способы финансирования проектов: теория и практика краудфандинга // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 17. — С. 2179–2192. — doi: 10.18334/rp.17.17.36531.
- Седельников, С.Р. Коллективное финансирование инноваций – современное состояние и перспективы краудфандинга // Креативная экономика. – 2015. – Т. 9. – № 4. – С. 495-508.
- Янова, Е.А. Краудфандинг как альтернативный источник финансирования российских высших учебных заведений // Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года – С. 16.