В любом государстве транспорт является одной из наиболее важных экономических отраслей. Этой отраслью, в том числе, обеспечивается не только эффективность экономики страны, но и экономика отдельных регионов. Транспортом осуществляется перевозка грузов, пассажиров и багажа. А деятельность в сфере использования транспорта является предпринимательской[1].
Единого понятия транспортного договора в качестве отдельного обязательства в числе гражданско-правовых обязательств не существует. Относительно существования системы транспортных договоров в литературе высказываются различные мнения. Некоторыми авторами выделяется самостоятельная группа транспортных обязательств (или транспортных договоров), включая эту группу в систему гражданских договоров[2]. Все исследователи сходятся во мнении о том, что основным критерием обособления транспортных обязательств является их направленность на перемещение грузов или пассажиров, а также оказание тесно связанных с этим услуг. Представляется правильной позиция, согласно которой транспортными договорами считаются соглашения, которые заключаются для организации, а также обеспечения и осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты[3]. При этом понятие транспортные договоры шире, чем понятие договоров перевозок, которые выделяются в самостоятельную группу в главе 40 ГК РФ.
Таким образом, под транспортным договором следует понимать обязательство в сфере правоотношений, связанных с перемещением людей и грузов в пространстве. Сторонами обязательства является транспортная организация, которая должна оказать услугу, переместив людей или груз, и клиент, обязанностью которого является внесение платы за оказываемую услугу. При этом для отнесения договора к группе транспортных, необходимо наличие обязательного признака – оказание услуги, связанной с перемещением в пространстве груза или пассажиров.
Для отнесения гражданско-правовых обязательств к группе транспортных договоров обычно используются такие критерии как субъектный состав правоотношений, то есть участие в них предпринимателя или юридического лица, которыми осуществляется предпринимательская деятельность в сфере транспорта. Другими критериями служат виды оказываемых услуг, направленность обязательств. По данному, гражданско-правовому критерию, можно выделить такие виды договорных конструкций в сфере транспортной деятельности как: соглашения о разовых транспортных услугах в виде перевозки груза или пассажиров; договор фрахтования, сущность которых заключается во фрахте или найме транспортного средства; различного рода организационные договора, как например договор о подаче транспортных средств к перевозке и предъявлении груза к перевозке; договоры об организации перевозок, различного рода договоры между транспортными организациями; а также специфические транспортные договора как договор буксировки и договор транспортной экспедиции[4].
Данная классификация позволяет разделить данную совокупность на две большие группы, разделяемые по критерию объекта правоотношения, которое порождается договором, – имущественные и организационные договоры. К имущественным оговорам относят такие договоры, которые влекут возникновение имущественных отношений, ими обеспечивается перемещение материальных благ (например, договор перевозки груза). Таких договоров большинство.
Организационный договор влечет возникновение имущественных отношений в будущем. Он направлен на то, чтобы упорядочить отношения, которые только должны возникнуть. По сравнению с имущественными договорами имущественных договоров немного, так как по сути они опосредуют заключение собственно имущественных транспортных договоров, выступают в качестве организационной предпосылки длительной и систематической совместной деятельности участников транспортных правоотношений.
Можно предложить и другую систематизацию транспортных договоров, критерием разграничения в которой будет видовая принадлежность транспорта, с которым связано возникновение договорных отношений. Обоснованность такой систематизации обусловлена тем, что для различных видов транспорта правовой основой договорных отношений является не только Гражданский кодекс, но и специальные законодательные акты, посвященные отдельным видам транспорта. Так, например, в договорах, связанных с морским транспортом, основное значение имеет Кодекс торгового мореплавания РФ. Кроме него в указанных правоотношениях регулирующими их актами является ряд подзаконных нормативных актов, которые также дополняют Кодекс и регламентируют правоотношения, не урегулированные кодексом.
Аналогичные функции в области воздушных перевозок и пассажиров занимает Воздушный кодекс РФ, Федеральные авиационные правила[5], а также другие подзаконные нормативные акты.
Договорные отношения на речном транспорте регламентированы Кодексов внутреннего водного транспорта РФ. Также значительное место при использовании речного транспорта занимают названные ранее Правила перевозок пассажиров и багажа и Правила перевозки грузов. Специальным для данной сферы нормативным актом является Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. № 72[6].
Перевозку грузов и пассажиров на автомобильном транспорте регулирует специальный закон — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[7]. В данном нормативном акте объединены нормы, которые регулируют отношения при использовании двух отдельных видов транспорта со своими особенностями.
Все нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с транспортными договорами, можно также охарактеризовать исходя из горизонтальной структуры построения законодательства. По форме и содержанию данные акты разнообразны, ими регулируются отношения на всех видах транспорты. Важно заметить, что в данную систему входят нормативные акты всех уровней, от законов до ведомственных нормативных актов. Во главе данной системы стоит ГК РФ, который содержит положения относительно перевозки пассажиров и грузов.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что систематизация транспортных договоров может быть проведена и по критерию видовой принадлежности транспорта, с оказываемыми услугами которого и возникают договорные отношения. По этому критерию можно выделить:
— транспортные договора в сфере автомобильного транспорта;
— транспортные договора в сфере услуг морского транспорта;
— транспортные договоре в сфере деятельности речного транспорта;
— транспортные договора в сфере деятельности авиационного (и космического) транспорта;
— транспортные договора в сфере деятельности железнодорожного транспорта;
— комплексные договора, если транспортные услуги оказываются несколькими видами транспорта.
Применение этих двух подходов к систематизации транспортных договоров позволит выработать наиболее общие подходы к регулированию отношений в сфере оказания транспортных услуг, а также учитывать особенности оказания транспортных услуг каждым видом транспорта по отдельности или вместе с другими видами транспорта.
Список литературы:
- Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. 560 с.
- Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) договоры / Л.Г. Ефимова. М.: Волтерс Клувер, 2006. 104 с.
- Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. 352 с.
- Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М., 2010. — Т. II: Обязательственное право. – 1217 с.
[1] Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. — М.: Статут, 2016. — Т. 2. — С. 485.
[2] Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебник. — М.: Норма, 2011. — С. 11.
[3] Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. — М.: Статут, 2016. — Т. 2. — С. 486.
[4] Витрянский В.В. Глава 43: Транспортные и экспедиционные обязательства // Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М., 2010. — Т. II: Обязательственное право. — С. 675.
[5] Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 8 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» // Российская газета. — № 225. — 10.10.2007.
[6] Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» // «Российская газета. — № 33. — 20.02.2003.
[7] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Российская газета. — № 258. — 17.11.2007.