МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ

14 июля 11:13
УДК 349.3:314.335

На современном этапе развития институт российской семьи в целом характеризуется низким уровнем экономической, социальной и правовой защищенности. Семья как первичная ячейка общества нуждается в более эффективных и современных формах социальной защиты. Приоритетом должна оставаться и поддержка государства. Обеспечение интересов семей на федеральном уровне должно являться первостепенным в социально-экономической политике государства. Это является фактором, стимулирующим повышение рождаемости, благосостояния каждой семьи в частности и всего социума в целом.

Так, в середине 2000-х гг. руководство страны поставило в сфере развития правового института семейных отношений задачу по стимулированию рождаемости и укреплению института семьи. В качестве ключевой меры, призванной стимулировать женщин к рождению как минимум второго ребенка, в 2006 году была разработана программа материнского (семейного) капитала. По мнению российских экспертов, введение данной меры ознаменовало переход к новому этапу российской семейной политики, характеризующемуся изменением символических и материальных отношений между семьей (женщиной) и государством [1].

Началом программы поддержки семей стало Послание Президента РФ В.В.Путина к Федеральному собранию РФ от 10.05.2006 года. Одной из ключевых мер по решению демографических проблем было названо стимулирование рождаемости, а именно, введение государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка. Послание Президента РФ определило демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Совокупность предложенных нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения.

В числе главных приоритетов по стимулированию рождаемости и укреплению института семьи в Концепции демографического развития РФ были определены следующие положения:

  1. Формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
  2. Повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
  3. Создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе, получение общего и профессионального образования, работу с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

Материнский (семейный) капитал является одной из форм государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 01.01.2007 года по настоящее время при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство, при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Материнский капитал как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 года №256-ФЗ (ред. от 02.08.2019 года) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Закон о поддержке семей).

В частности, указанная государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 01.01.2007 года; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей, начиная с 01.01.2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007 года. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) [2].

Существенной особенностью Закона о поддержке семей является право на дополнительные меры государственной поддержки, которое возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления, соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка [2]. Это означает, что и мужчина, и женщина обладают равными правами в получении материальной поддержки от государства.

Программа материнского капитала является новым видом (формой) социальной поддержки, как по содержанию, так и по условиям предоставления. До настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсий, пособий), либо услуг (например — протезирование). Материнский капитал нельзя получить в денежном эквиваленте, хотя он выражен в рублях. Обналичивание средств материнского капитала запрещено законодательством и влечет за собой уголовную ответственность (ст. 159.2 УК РФ).

Однако в настоящее время материнский капитал как метод стимулирования повышения рождаемости вызывает критическое отношение в обществе. Отдельные авторы полагают, что это справедливо, так как материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» [3].

Отмечается, что «…эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей…, не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам. В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» [3].

Кроме того, на текущий момент, никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, в случае расторжения брака решается вопрос о проживании детей с одним из родителей и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети, в соответствии с соглашением либо по судебному решению будут проживать с отцом.

Решить проблему представляется возможным несколькими способами. Например, при установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них. Либо средство материнского капитала как способ поддержки семьи дает возможность супругу претендовать на свою долю, в частности, при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

В то же время, в источниках специальной литературы предлагается и такое решение проблемы: «…право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» [3].

В Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. От 02.08.2019) указано, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка, начиная с 01.01.2007 года, и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике, это может привести к спорным ситуациям, когда будут возникать вопросы о поддержке семей, потерявшим первого ребенка.

Многие субъекты Российской Федерации сочли возможным ввести в действие законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, равно как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то — третьего» [3].

Как заявил Президент РФ Владимир Путин на совещании, посвященном вопросам демографической политики, в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается… «Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно», — отметил Президент.

Введение в действие Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» оказало влияние на правовую систему. Если рассматривать материнский капитал в системе видов правового обеспечения, необходимо учитывать, что правовое регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Одним из факторов, влияющих на уровень рождаемости в современном Российском обществе, является наличие возможности материального обеспечения молодой семьи и получения достойного образования. Каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, должна быть уверена в социальной защищенности своих детей через поддержку государства.

Можно прийти к выводу о том, что на территории различных субъектов РФ средства материнского капитала для поддержки семей, которые решили улучшить свои жилищные условия, более ощутимы, чем в крупных городах, так как цены на жилье существенно ниже. Себестоимость жилья, во многих случаях, сопоставима с размером материнского капитала, а именно на сумму 466 617 (четыреста шестьдесят шесть тысяч шестьсот семнадцать) рублей по данным на 2020 год можно приобрести квартиру в многоквартирном доме или частный дом. В крупных городах этой суммы хватит лишь на первоначальный взнос по ипотеке, что является весьма популярным способом приобретения недвижимости, так как многие молодые семьи имеют низкие доходы и отсутствие денежных накоплений. Исходя из этого, целесообразным видится сопоставление уровня жизни семей каждого региона Российской Федерации (прожиточного минимума, среднего уровня доходов и средней себестоимости жилья), в связи с чем, средства материнского капитала из Федерального бюджета было бы эффективным дополнять средствами из бюджета субъектов РФ.

С учетом изложенного, в сфере государственной социальной политики, направленной на развитие института семьи, хотелось бы выделить три основные задачи.

  1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей ее функций;
  2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека;
  3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства [4].

Обозначенные цели могут быть достигнуты посредством соблюдения соответствующих правовых принципов.

  1. Принцип саморазвития семьи (создание государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их потенциала);
  2. Принцип социальной защиты (относится к тем семьям, которые оказались не в состоянии справиться со своими экономическими проблемами);
  3. Принцип оказания прямых социальных услуг (индивидуальная помощь семьям в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем);
  4. Принцип учета постоянно меняющихся потребностей семьи и корректировки условий (создание макро условий через законы, правительственные решения) [5].

Государственная социальная политика в отношении семьи исходит из положений о том, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека, играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса.

В связи с этим необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры по их социальной поддержке в период социально-экономической трансформации общества [6].

Список использованной литературы

  1. Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Как распорядиться «материнским капиталом» или граждане в семейной политике // Социологические исследования. 2012. № 7. С. 109.
  2. Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (в ред. от 02.08.2019 года).
  3. http://www.dslib.net/soc-struktura/socialnaja-podderzhka-materinstva-v-rossii-gendernyj-analiz-sovremennyh-socialnyh.html
  4. Российский статистический ежегодник. Сб. статей/ Росстат. – М., 2006.
  5. Стратегия развития России до 2010 года//Российский экономический журнал. – 2005 — № 7.
  6. http://www.sociologyinweb.ru/spgs-943-1.html
  7. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.