Анализ маркетинговой среды функционирования АО «Cахатранснефтегаз»

14 сентября 4:01

УДК 330.44

Все субъекты хозяйствования функционируют в маркетинговой среде, которая включает в себя внешние и внутренние факторы. Данные факторы играют большую роль в деятельности компаний, что вызывает актуальность исследования данных факторов на конкретном объекте – АО «Сахатранснефтегаз».

Внешние факторы маркетинговой среды имеют два уровня: макро и микро.

Макроуровень АО «Сахатранснефтегаз» характеризуется следующими факторами внешней среды:


  1. Природа в деятельности компании влияет следующим образом:

— использует в своей деятельности не возобновляемый ресурс (газ), т.к. данные ресурсы ограничены в природе;

— природные климатические условия региона (возможные ранняя весна, затяжная осень) могут сильно повлиять на выполнение планов реализации газа;

— значительная сезонность проведения строительно-монтажных работ по газификации, обусловленная климатом;

— из-за рек в некоторых районах не могут быть проведены газовые трубопроводы;

— запасы природного газа Республики Саха (Якутия) сосредоточены в 30 месторождениях, удаленных друг от друга на сотни км, что сказывается на надежном газоснабжении потребителей.


  1. Демография – при получении прибыли заметную роль играют плотность населения, от которых зависит получаемая прибыль компании. Так, например, Отраднинская и Среднетюнгское газоконденсатные месторождения являются убыточными. А также если плотность населения высокое, то и плата за газ будет низкой.
  2. Политика:

— находится под сильным влиянием от ведомой государством экономической политики, т.к. является полностью государственным предприятием;

— сильное влияние оказывает политика сдерживания роста цен и государственное регулирование тарифов на транспортировку природного газа по газопроводам и другие;

— соблюдает законодательства РФ, которые регулируют деятельность компании.


  1. Экономика:

— финансовые кризисы снижают активность экономической деятельности организации в реальном секторе экономики;

—        значительный рост цены на газ не приводит к адекватному росту газопотребления населенных пунктов.


  1. Социальные факторы:

— участвует в проводимой политике Правительства РС (Я) в целях поддержки отдельных категорий граждан и предусматривает адресную субсидию для газификации жилых домов на селе;

—        реализуется государственная программа по газификации заречной группы улусов.


  1. Научно-технический прогресс:

—        в своей деятельности использует новые технологические решения в области транспортировки газа по трубопроводам (полиэтиленовые трубы), более точные счетчики газа, установка высокотехнологических приборов и средств телеметрии для дистанционного отслеживания расходы природного газа – все это ведет к совершенствованию системы газораспределения и к снижению определенных статей затрат в себестоимости;

—        а также использует современные газовые котлы, газогенераторные установки для производства электроэнергии с увеличением коэффициента полезного действия (КПД).

Микроуровень АО «Сахатранснефтегаз» характеризуется следующими факторами внешней среды:


  1. Потребители – население Республики Саха (Якутия), включая потребительский рынок (домохозяйства), предприятия-производители, посредники, государственные учреждения.
  2. Контактные аудитории – деятельность организации наблюдается средствами массовой информации (газеты, телевидение, радио), потребителями
  3. Посредники – являются организации, которые продвигают продукт среди конечных потребителей. В АО «Сахатранснефтегаз» можно отнести почту, банки, терминалы и т.д. через которых осуществляется плата за газ.
  4. Поставщики – является ОАО «ЯТЭК», который продает АО «Сахатранснефтегаз» нефть, а последний, в свою очередь, перерабатывает.

А теперь рассмотрим вторую группу — внутренние факторы АО «Сахатранснефтегаз»:


  1. Собственно маркетинг:

—        Товар – объем закупки и поставки природного газа определяет сама фирма, но с учетом внешних факторов;

—        Цена – устанавливает Государственный комитет по ценовой политике, т.к. компания является монополистом;

—        Место продажи – выбирается самой организацией, а именно в пунктах, где проведены газификация населений;

—        Стимулирование сбыта – производится с помощью Правительства РС (Я) путем строительства новых инфраструктур.


  1. Менеджмент:

—        Персонал – отбор соответствующих квалифицированных кадров производится самой фирмой;

—        Процесс управления – стили, формы, принципы принятия управленческих решений осуществляется самой организацией;

—        Физическая среда – все сотрудники фирмы тесно взаимодействуют друг с другом при выполнении своих задач.

Также следует отметить, что такие факторы как природа, демография, политика и экономика воздействуют с негативной стороны в деятельности компании, потому что:


  1. Климатические условия Якутии сильно влияют на выполнение поставленных планов.
  2. Малая численность населения играет главную роль в получении прибыли (малочисленное население – низкий доход, многочисленное население –высокий доход), а также, если количество населения больше, то плата за газ будет низкой, т.к. потребителей много.
  3. Законодательство РФ регулирует деятельность компании, ограничивая его возможности.
  4. Изменения в экономике, существующие кризисы, доходность населения играет важную роль в финансовом состоянии. Данный фактор может ухудшить состояние компании.

А социальные факторы, научно-технический прогресс, посредники, собственно маркетинг и менеджмент воздействуют в компании с положительный стороны, потому что:


  1. Компания создает для себя хороший имидж со стороны потребителей, участвуя в социальном развитии Республики Саха (Якутия).
  2. Научно-технический прогресс улучшает деятельность компании, давая и совершенствуя технологии.
  3. Посредники осуществляют связь между потребителями, т.е. доводят товар до конечного потребителя.
  4. Сам маркетинг и менеджмент зависит от самого предприятия и является результатом его управленческих решений.

Таким образом, в маркетинговой среде функционирования АО «Сахатранснефтегаз» наибольшее негативное воздействие оказывают макроуровень внешнего фактора (кроме социального фактора и НТП), и поэтому компания должна следить за изменениями внешней среды и должна быть готова адаптироваться к данным условиям при помощи своих внутренних факторов.

Литература


  1. Ильина Нина Александровна. Маркетинговая среда функционирования предприятий: научная статья. [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=32243662&
  2. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 680 с.
  3. Управление маркетингом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 322 с. — Серия: Университеты России

References


  1. Ilina Nina Alexandrovna. Marketing environment of enterprises: scientific article. [Electronic resource] https://elibrary.ru/item.asp?id=32243662&
  2. Marketing: fundamentals of theory and practice: textbook / VI Belyaev. — 4th ed., pererab. I DOP. — M.: KNORUS, 2010. — 680 p.
  3. Marketing management: textbook and workshop for academic undergraduate / T. L. Korotkova. — 2nd ed., ISPR. and DOP. — M.: yurayt publishing House, 2017. — 322 p. — Series: Russian Universities