МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

7 июля 9:33

Финансовый анализ может быть определен как процесс выделения финансовых преимуществ и недостатков бизнеса посредством изучения элементов баланса и отчета о прибылях и убытках. Финансовые отчеты дают сводку данных, на основании которых можно получить данные и провести их интерпретацию [11]. Инструменты финансового анализа могут быть полезны при оценке результатов деятельности компании и тенденций в этой области. По сути, аналитик преобразует данные в финансовые показатели, которые помогают в принятии решений [1, С. 108].

Финансовые аналитики в основном выполняют свою работу в Excel, используя электронную таблицу для анализа исторических данных и составления прогнозов того, как, по их мнению, компания будет работать в будущем [2, С. 62].

Финансовый анализ, проводимый внутри компании, может помочь менеджерам принимать будущие бизнес-решения или анализировать исторические тенденции прошлых успехов или помочь инвесторам выбрать наилучшие возможные инвестиционные возможности [3, С. 39].

Одним из наиболее распространенных способов анализа финансовых данных является вычисление коэффициентов на основе данных финансовой отчетности для сравнения с данными других компаний или с собственными историческими показателями компании.

Различают шесть основных методов финансового анализа:

  1. Горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ используется в анализе финансовой отчетности для сравнения исторических данных, таких как коэффициенты или отдельные позиции, за несколько отчетных периодов [5, С. 215]. Горизонтальный анализ может использовать абсолютные сравнения или процентные сравнения, где числа в каждом последующем периоде выражаются в процентах от суммы в базовом году, при этом базовая сумма указывается как 100%. Этот вид анализа также известен как «анализ базового года». Горизонтальный анализ позволяет инвесторам и аналитикам увидеть, что влияет на финансовые показатели компании на протяжении ряда лет, а также определить тенденции и модели роста, такие как сезонность. Это позволяет аналитикам оценивать относительные изменения в разных позициях с течением времени и прогнозировать их на будущее [4, С. 190].
  2. Вертикальный (структурный) анализ — это метод анализа финансовой отчетности, при котором каждая позиция указывается в процентах от базовой цифры в отчете. Вертикальный анализ значительно упрощает сравнение финансовой отчетности одной компании с другой и по отраслям. Это потому, что можно увидеть относительные пропорции остатков на счетах. Это также упрощает сравнение предыдущих периодов для анализа временных рядов, в котором квартальные и годовые показатели сравниваются за несколько лет, чтобы получить представление о том, улучшаются или ухудшаются показатели производительности [5, С. 217].
  3. Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов [7, С. 58]. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, следовательно, проводится перспективный прогнозный анализ. Анализ трендов включает сбор информации за несколько периодов времени и нанесение информации на горизонтальную линию для дальнейшего просмотра. Целью этого анализа является выявление закономерностей в представленной информации [8, С. 3].
  4. Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей. Этот метод финансового анализа применяется, когда необходимо выявить зависимость экономики предприятия от внешних кредитов и инвесторов [6, С. 29]. Есть несколько общих коэффициентов, которые могут быть использованы в общем финансовом анализе. Для оценки ликвидности компании аналитики рекомендуют использовать текущий, быстрый и коэффициент ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности может быть определен как текущие активы / текущие обязательства. Он измеряет способность предприятия оплачивать свои краткосрочные обязательства [11]. Хотя идеальный коэффициент текущей ликвидности в некоторой степени зависит от типа бизнеса, общее правило заключается в том, что оно должно быть не менее 2: 1. Более низкий коэффициент текущей ликвидности означает, что компания может быть не в состоянии оплачивать свои счета вовремя, в то время как более высокий коэффициент означает, что у компании есть денежные средства или надежные инвестиции, которые можно было бы использовать для более эффективного использования в бизнесе [7, С. 60].
  5. Сравнительный (пространственный) анализ — с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой — сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями [6, С. 30].
  6. Факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть, как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель [5, С. 219].

Финансовый анализ применяется в разных целях и в зависимости от задач, стоящих перед экспертами, подразделяется на корпоративный и инвестиционный:

  1. Корпоративный финансовый анализ.

В корпоративных финансах анализ проводится внутренним отделом бухгалтерии и доводится до сведения руководства с целью улучшения процесса принятия деловых решений. Этот тип внутреннего анализа может включать такие коэффициенты, как чистая приведенная стоимость (NPV) и внутренняя норма доходности (IRR), чтобы найти проекты, достойные выполнения.

Многие компании предоставляют кредит своим клиентам. В результате получение денежных средств от продаж может быть отложено на определенный период времени. Для компаний с большим сальдо по дебиторской задолженности полезно отслеживать объемы непогашенных продаж (DSO), что помогает компании определить период времени, в течение которого продажа в кредит превращается в наличные. Средний период сбора является важным аспектом в общем цикле конверсии денежных средств компании [8, С. 2].

Ключевая область корпоративного финансового анализа включает экстраполяцию прошлых результатов деятельности компании, таких как чистая прибыль или маржа прибыли, в оценку будущих результатов деятельности компании. Этот тип анализа исторических тенденций полезен для выявления сезонных тенденций [9].

  1. Инвестиционный финансовый анализ.

В области инвестиционного финансирования аналитик, внешний по отношению к компании, проводит анализ в инвестиционных целях. Аналитики могут проводить инвестиционный подход «сверху вниз» или «снизу-вверх». Нисходящий подход сначала ищет макроэкономические возможности, такие как высокопроизводительные сектора, а затем анализирует, чтобы найти лучшие компании в этом секторе. С этого момента они дополнительно анализируют акции конкретных компаний, чтобы выбрать потенциально успешные в качестве инвестиций, рассматривая в последнюю очередь основы конкретной компании [11].

Восходящий подход, с другой стороны, рассматривает конкретную компанию и проводит анализ коэффициентов, аналогичный анализу, используемому в корпоративном финансовом анализе, рассматривая прошлые результаты и ожидаемые будущие результаты в качестве инвестиционных показателей. Инвестирование снизу-вверх заставляет инвесторов в первую очередь учитывать микроэкономические факторы. Эти факторы включают общее финансовое состояние компании, анализ финансовой отчетности, предлагаемых продуктов и услуг, спроса и предложения, а также другие индивидуальные показатели корпоративной деятельности с течением времени [10].

Вывод:

Финансовый анализ используется для оценки экономических тенденций, определения финансовой политики, составления долгосрочных планов деловой активности и выявления проектов или компаний для инвестиций. Это достигается путем обобщения финансовых показателей и данных. Финансовый аналитик тщательно изучит финансовую отчетность компании — отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств. Финансовый анализ может проводиться разными методами и проводиться как в сфере корпоративных финансов, так и в сфере инвестиционного финансирования.

Список литературы:

  1. Никитина, Н.В. Корпоративные финансы: Учебное пособие / Н.В. Никитина, В.В. Янов. — М.: КноРус, 2017. — 512 c.
  2. Герасименко, В.П. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2016. — 384 c.
  3. Абрютина, М. С. Финансовый анализ / М.С. Абрютина. — М.: Дело и сервис, 2017. — 192 c.
  4. Горелик, О.М. Финансовый анализ с использованием ЭВМ: Учебное пособие / О.М. Горелик, О.А. Филиппова. — М.: КноРус, 2018. — 270 c.
  5. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. — М.: ЮНИТИ, 2018. — 639 c.
  6. Орлова О.Е. Анализ бухгалтерского баланса // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — 2018. — №3. — С. 29.
  7. Бокатая С.В. Практические аспекты построения системы внутреннего финансового контроля с учетом отдельных факторов риска, присущих угледобывающим предприятиям // Аудиторские ведомости. — 2017. — №3. — С. 58.
  8. Дружиловская Т.Ю. Теоретические и практические аспекты трансформации финансовой отчетности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2019. — №13. — С. 2.
  9. Масейкина С.С. Методы финансового анализа в оценке деятельности хозяйствующего субъекта // Academy. 2019. — №4 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-finansovogo-analiza-v-otsenke-deyatelnosti-hozyai-stvuyuschego-subekta (дата обращения: 17.01.2020).
  10. Каширина Е.А. Обзор методов финансового анализа // Контентус. 2016.- №3 (44). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-metodov-finansovogo-analiza (дата обращения: 15.01.2020).
  11. Хакимова Ю.А. Методы финансового анализа: практика применения // Символ науки. — 2016. — №1-1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-finansovogo-analiza-praktika-primeneniya (дата обращения: 15.01.2020).