Обоснование рациональных схем доставки скоропортящихся грузов

5 февраля 2:10

Выбор рационального вида транспорта и подвижного состава, обеспечивающих оптимальные условия для скоропортящихся грузов во время транспортировки, успешное прохождение таможенных процедур, соблюдение наилучших режимов хранения продуктов должны рассматриваться как звенья единой цепи, в которой главной задачей является высококачественная доставка грузов потребителям. В последнее время в этой цепи появилось новое звено — распределительный центр (РЦ), вытесняющий устаревшие склады. За рубежом уже накоплен богатый опыт строительства автоматизированных специальных распределительных центров для хранения и сортировки продуктов и их направления к пунктам реализации. Назрела необходимость их создания в нашей стране.

Наличие собственного распределительного центра у компаний, занимающихся доставкой скоропортящейся продукции, позволяет минимизировать издержки и оперативно реагировать на изменения спроса и предложения конечных потребителей. К преимуществам РЦ относятся: снижение товарного запаса магазинов по ассортименту распределительного центра; снижение товарных потерь за счет учета сроков годности и зоны хранения; сокращение времени сбора и отгрузки заказов; увеличение полноты выполнения заказов; рост трудовой дисциплины и производительности труда за счет персонификации каждой технологической процедуры.[1]

Рассмотрение компаний-участников и процессов транспортировки, экспедирования и складирования груза в составе единой цепи должно способствовать разработке рациональных схем доставки скоропортящейся продукции в Казахстан.

Однако до настоящего времени отсутствуют в полном объеме методические подходы к совершенствованию процесса доставки товара, отвечающего современным требованиям рыночной экономики и учитывающего складывающиеся в стране условия.

В связи с этим возникла необходимость разработки методических материалов для комплексной оценки эффективности всей цепи доставки скоропортящегося товара, что предполагает определение экономического эффекта от процессов перевозки, хранения и оказания дополнительных услуг.

 

Целью научной работы является разработка методических основ рационализации процесса доставки скоропортящейся продукции в Казахстан с позиций его эффективности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задач и:

  1. рассмотреть особенности процессов поставки скоропортящейся продукции в Казахстан и проблемы в деятельности компаний-перевозчиков плодов и овощей;
  2. ‘ дать теоретическое обоснование эффективной организации транспортно-логистического обслуживания при перевозках скоропортящихся грузов;
  3. рассмотреть тенденции и проблемы развития распределительных центров в России;
  4. определить влияние риска при осуществлении доставки скоропортящихся грузов;
  5. обосновать логистическую цепь доставки скоропортящихся грузов по импорту и экономические интересы ее участников;
  6. разработать методические рекомендации по совершенствованию организации доставки скоропортящихся грузов в Казахстан.

Решение поставленных задач должно способствовать росту объемов перевозок, повышению качества и снижению процента порчи товара во время транспортировки и хранения, а также максимизации экономического эффекта от доставки скоропортящихся грузов.

Объект исследования — предприятия-участники процесса доставки скоропортящихся грузов, в частности плодов и овощей по импорту. Понятие «плоды и овощи» объединяет огромное количество наименований (только овощных растений насчитывается более 200 ботанических видов). Поэтому плоды и овощи классифицированы по группам, объединяющим растения с общими признаками.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе доставки скоропортящейся продукции в Казахстан.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента грузовых перевозок и развития транспортной инфраструктуры.

При написании работы были использованы законодательные и нормативные документы Республики Казахстан, регламентирующие деятельность транспортных и складских организаций. Информационной базой исследования послужили данные Росстата России, таможенной статистики, а также материалы периодической печати, связанные с темой научной работы.[2]

В процессе исследования использовались приемы структурного, статистического, факторного анализов, методы экономико-математического моделирования и оценки эффективности инвестиционных проектов.

Научная новизна научной работы состоит в следующем:

— предложен комплексный подход к рассмотрению процессов транспортировки, хранения, таможенного оформления скоропортящихся грузов и формированию единой цепи доставки продукции, поступающей по импорту в Казахстан, что сделано впервые;

— выявлены отличительные особенности логистической цепи доставки скоропортящейся продукции при включении в нее вместо обычного склада распределительного центра, что позволит использовать возникающие преимущества в целях повышения экономической эффективности данного процесса; [3]

— предложены мероприятия, направленные на рационализацию схемы доставки с целью минимизации предпринимательского риска;

— разработаны методические рекомендации по оценке эффективности схем доставки импортных скоропортящихся грузов, позволяющие определить экономический эффект от их транспортировки, хранения, а также реализации дополнительных услуг на территории РЦ. В предложенных рекомендациях, в отличие от существующих подходов, учитывается интегральный эффект от функционирования цепи доставки;

— разработана блок-схема автоматизированного управления перевозкой скоропортящегося груза в Казахстан. Автоматизация управления импортом по логистической цепи позволит осуществлять мониторинг и контроль хода выполнения процессов, анализировать эффективность доставки товара и на основе полученных данных делать выводы о дальнейшей ее рационализации.

Практическая значимость научной работы заключается в том, что предлагаемые разработки могут использоваться в деятельности транспортно-логистических компаний. Практический интерес представляют разработанные: и предложения по экономическому обоснованию организации доставки скоропортящейся продукции в Казахстан; в методические рекомендации по оценке эффективности всех звеньев цепи доставки импортных скоропортящихся товаров, позволяющие учитывать транспортировку, таможенное оформление, а также хранение товара и реализацию прочих услуг на территории распределительного центра. [4]

Реализация предложенных в научной работе подходов к рассмотрению единой логистической цепи доставки продукции будет способствовать росту прибыльности участников доставки, а также повышению ее интегральной экономической эффективности.

 

Список литературы:

  1. Абрамов А.П., Галабурда В.Г. Маркетинг на транспорте: уч. для вузов / под ред. Галабурды В.Г. — М.: Желдориздат, 2001.
  2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2005.
  3. Аникин Б.А. и др. Логистика. Учебное пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 408 с.
  4. Бамматова Н. Бананы: Российские импортеры выходят на международный рынок // Eurofreshdistribution. 2008. — №94.