Сущность понятия «стратегия диверсификации» и ее виды и формы

20 мая 12:38

УДК 330.1

В современных рыночных условиях субъектам хозяйствования предлагаются разнообразные стратегические варианты развития и роста. Одним из таких вариантов выступает диверсификация.

Слово «диверсификация» произошло от латинского «diversificatio», которое означает «изменение», «разнообразие». По отношению к бизнесу диверсификация предполагает расширение номенклатуры производимой продукции, форм деятельности, проникновение на новые рынки.

Следовательно, диверсификация – это способ введения финансовой деятельности субъекта хозяйствования с целью повышения эффективности производства, получения финансовой выгоды, предотвращения банкротства при помощи расширения издаваемой продукции, переориентации рынков сбыта, освоения новых типов производств.

Для диверсификации характерны ряд преимуществ, среди которых можно подчеркнуть следующие обстоятельства:


  1. Выводит компанию из кризисной ситуации, т.к. предприятие свои денежные средства распределяет в несколько объектов или направлений, а не в один;
  2. Увеличивает конкурентоспособность предприятия на рынке, т.к. предприятие производит несколько ассортиментов продукции, а не один;
  3. Повышает финансовую эффективность, т.к. предприятие расширяет свой вид деятельности, входя в новые рынки, которые были не освоены;
  4. Увеличивает финансовый результат (прибыль), т.к. компания в своей деятельности использует все имеющиеся у него ресурсы, расширяет виды продукции.

Под стратегией диверсификации понимается маркетинговое действие, позволяющее компаниям открыть для себя новые перспективные направления для бизнеса, которые отличаются от текущей производственной линии. Основная суть стратегии заключается в перераспределении средств и капитала компании между различными по типу сферами деятельности, что значительно снижает риски банкротства предприятия.

Существуют различные виды стратегий диверсификации (рис. 1). В основном они квалифицируются как связанные, несвязанные и смешанные.

Рисунок 1 – Виды стратегий диверсификации

Связанным называют такой диверсификационный процесс, при котором происходит увеличение ассортимента выпускаемой продукции компании благодаря новым товарам либо услугам. При этом новая продукция не является основной, но имеет серьезные технологические связи с первичными товарами.

По критерию слияния связанные диверсификации могут быть двух видов: вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная — вид связанной диверсификации, при которой предприятие использует часть ресурсов для образования или приобретений нового бизнеса, которые будут поставлять необходимые материалы и сырье для него и/или будут обеспечивать рынки сбыта для его продукции. В результате вертикальной интеграции происходит объединение фирм, находящихся на различных этапах производственного процесса.

В зависимости от направления интеграции выделяют две формы вертикальной диверсификации:


  1. Прямая интеграция — заключается в приобретении или усилении контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, а именно, системой распределения и продажи товаров.
  2. Обратная интеграция — используется для того, чтобы защитить стратегически важный источник снабжения или получить доступ к новой технологии, важный для базовой деятельности. При обратной интеграции предприятия присоединяет функции, которые ранее выполнялись поставщиками, т.е. приобретает (устанавливает) контроль над источниками сырья и производством комплектующих изделий.

Горизонтальная диверсификация — предприятие пытается расширить ассортимент за счет новых товаров-аналогов, которые могут вызвать интерес у его традиционных потребителей. Основными причинами горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков и расширение номенклатуры продуктов.

Несвязанная диверсификация предполагает освоение новой сферы производства, которая напрямую никак не связана с существующей спецификой деятельности. Данная диверсификация может иметь такие формы как центрированная и конгломератовая диверсификации.

Центрированная диверсификация существует, когда компания базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов в существующем бизнесе. Существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии и основаны на сильных сторонах функционирования предприятия.

Конгломератовая диверсификация существует, когда предприятия расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новыми продуктами, которые реализуются на новых рынках. Целью данной диверсификации является обновление своего портфеля продукции.

Смешанная диверсификация предполагает, когда в деятельности субъекта хозяйствования используются связанный и несвязанный диверсификации, который запускается в действие благодаря нескольким способам:


  1. Наполнение портфеля активами, которые взаимодействуют с различными хозяйственными направлениями компании и относятся к связанному и несвязанному видам;
  2. Разделение ресурсов и административных рычагов среди отдельных направлений, которые развиваются, основываясь на принципах связанной диверсификации.

Часто комбинирование является слиянием воедино нескольких компаний, противоположных по хозяйственной сфере, для того чтобы далее существовать исключительно в направлении всеобщего развития.

Выбор из перечисленных видов стратегии диверсификации осуществляется с учетом внутренних возможностей предприятия и потребностей рынка.

Таким образом, в современной рыночной экономике крупные предприятия, а так же малые участники сферы бизнеса не могут существовать в неизменном виде на протяжении долгого времени, т.к. внешняя среда и вместе с ним рынок постоянно меняются и развиваются, и поэтому субъектам хозяйствования следует предпринимать в своей деятельности стратегии диверсификации, которые бывают связанные, несвязанные и комбинированные.

Литература


  1. Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент : Учебное пособие/Д.В. Арутюнова. -Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. -2010. -122 с.
  2. Немченко Г. Диверсификация производства: цели и направления деятельности/Г.Немченко, С.Донецкая, К.Дьяконов//Проблемы теории и практики управления. -2012. -№ 10. -С. 107-113.
  3. Прудский В. Г. Елохов А.М., Ковшов В. С. Стратегический менеджмент/Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. 254 с.

References


  1. Arutyunov, D. V. Strategic management : textbook/A. V. Arutyunov. -Taganrog: Publishing house TRTU. -2010. -122 C.
  2. Nemchenko G. Diversification of production: objectives and activities/G. Nemchenko, S. Donetsk, Dyakonov K.//problems of the theory and practice of management. -2012. — No. 10. -S. 107-113.
  3. Prudsky V. G. Elokhov A. M. Kovshov V. S. Strategic management/Perm. state University T. Perm, 2007. 254 p.