ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

31 января 2:40

В рамках настоящей статьи рассмотрим законные и применяемые на практике способы оптимизации налогообложения основных средств, внедрение которых в процессе экономической деятельности не вызовет налоговой ответственности.

В первую очередь необходимо отметить, что в настоящей статье под способом (или методом) оптимизации налогообложения понимаются действия налогоплательщика, направленные на уменьшение налоговой базы по одному или нескольким налогам на законных основаниях, механизм реализации которых прямо законом не предусмотрен, а имплицитно содержится в п. 7 ст. 3 НК РФ.

Рассмотрим приемы и методы, которые можно использовать для оптимизации бухгалтерского и налогового учета основных средств. Предприятиям в ходе подготовки к налоговой и аудиторской проверке можно рекомендовать, например, варианты собственной методики учета недорогого оборудования. Этот способ позволяет не только обойти недоработки бухгалтерской программы, но и уменьшить платежи в бюджет. Одним из таких вариантов является отражение малоценного оборудования в составе материально-производственных запасов, используя счет 01 «Основные средства». При этом автоматически формируется забалансовый учет со всеми требуемыми документами. В положении об учетной политике для данной ситуации формируется отдельный пункт, где указано, что применение счета 01 вызвано отсутствием технической возможности для учета недорогого оборудования на счете 10 «Материалы». Благодаря такому выбору в результате появляется возможность показывать малоценное имущество на забалансовом счете, контролировать перемещение средств с одного подразделения на другое, а также избежать дополнительных платежей по налогу на имущество и других трудностей, связанных с учетом основных средств.

Известно, что налог на имущество платят с остаточной стоимости основных средств. Чем она меньше, тем меньше сумма налога. Причем при расчете налога учитывается та стоимость имущества, по которой оно отражено в бухгалтерском учете. Поэтому для снижения налога на имущество рекомендуется в конце отчетного года провести уценку тех основных средств, рыночная цена на которые снизилась. Заметим, что ими могут быть практически любые основные средства. В частности, надо уценить офисную технику (например, компьютеры, принтеры, ксероксы — цены на них стабильно снижаются из года в год), мебель, транспорт и др.

У переоценки есть и еще один плюс: после ее проведения стоимость основных средств в налоговом учете не изменится. Поэтому амортизацию по ним надо начислять в том же порядке и в тех же суммах, что и до переоценки (ст. 257 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).

Следует обратить внимание: если выяснится, что стоимость ценностей увеличилась, то от переоценки можно просто отказаться. Согласно п. 15 ПБУ 6/01 переоценка может проводиться только в отношении группы однородных объектов основных средств. Например, если предприятию принадлежит несколько одинаковых машин, то нельзя переоценить одну из них — только все одновременно.

Существует еще один способ оптимизировать бухгалтерский учет основных средств в целях налогообложения — сдача основных средств в аренду лицам, не являющимися плательщиками налога на имущество, или лицам, имеющим льготы по налогу на имущество, что позволит на законных основаниях не уплачивать данный налог. Схематично данную операцию можно представить следующим образом:

Предприятие заключает договор купли-продажи основных средств по остаточной стоимости с лицом, не являющимся плательщиком налога на имущество, или с лицом, имеющим льготы по налогу на имущество. После перехода права собственности на основные средства к неплательщику налога последний заключает с предприятием договор аренды. Размер арендной платы сопоставим с начисляемым износом, чтобы не возникала обязанность уплаты налога на прибыль. Неплательщик налога осуществляет платежи по договору купли-продажи в рассрочку, что может быть установлено в данном договоре. Причем платежи за основное средство по сумме и срокам должны быть равны платежам по договору аренды.

При таких обстоятельствах стороны не осуществляют никаких платежей, поскольку взаимные обязательства прекращаются зачетом. Кроме того, у них не возникает обязанности дополнительной уплаты НДС и налога на прибыль по этим сделкам.

Поэтому основными направлениями налогового планирования по налогу на имущество являются:

  • возможность передачи имущества на баланс неплательщика налога на имущество;
  • уменьшение стоимости имущества по данным бухгалтерского учета.

Предприятие может приобретать основные средства и по договору лизинга, тогда предмет лизинга может учитываться на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя, что определяется соглашением сторон договора лизинга.

Если предмет лизинга учитывается на балансе организации, которая не является плательщиком налога на имущество (имеет льготу), то налог по данному предмету лизинга на законных основаниях не платится.

Особое внимание в бухгалтерском учете основных средств следует уделять таким понятиям, как их ремонт и реконструкция. При этом расходы на реконструкцию надо включать в первоначальную стоимость имущества (ст. 257 НК РФ). Уменьшать налоговую прибыль они будут не сразу, а постепенно, через амортизационные отчисления, что повлияет на сумму налога на имущество. Расходы на ремонт можно списать в налоговом учете единовременно (ст. 260 НК РФ).

Надо сказать, что четких критериев, разграничивающих ремонт и реконструкцию, не существует.

Допустим, что предприятие решило провести реконструкцию офиса и расширить площадь кабинета за счет коридора. Предстояло снести стену, которая разделяла кабинет и коридор, заделать одну дверь и провести капитальный ремонт. По договоренности все работы выполняла организация-подрядчик за 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.).

Чтобы не отражать все расходы как реконструкцию, нужно разбить договор на два и отнести часть затрат на реконструкцию, а часть на ремонт. Первый — договор реконструкции, согласно которому подрядчик сносит стену и замуровывает дверь. Стоимость этих работ, например, составила 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.). Второй — договор на проведение капитального ремонта. Стоимость — 944 000 руб. (в том числе НДС — 144 000 руб.). Такое деление расходов позволит единовременно уменьшить налоговую прибыль на сумму 800 000 руб. (944 000-144 000). В то же время на стоимость реконструкции в сумме 200 000 руб. (236 000-36 000) фирма увеличила первоначальную стоимость помещения.

Налоги на имущество и прибыль занимают центральное место в системе налогообложения, и снижение их свидетельствует о правильном подходе к финансовой политике. Альтернативные решения позволяют улучшить учет основных средств, сделать его наиболее эффективным и сэкономить некие суммы денежных средств. Своевременное закрепление основных оптимальных вариантов в учетной политике позволяет четко регламентировать хозяйственные операции и оптимизировать финансовые результаты.

Важным элементом оптимизации финансовых результатов является также выработка управленческих решений на базе всесторонней аналитической работы по диагностике эффективности использования основных средств.

Известно, что эффективность использования основных средств постоянно находится под воздействием внешних и внутренних факторов. Если к внешним факторам можно отнести, например, возможность привлечения инвесторов, налоговую политику, конкурентоспособность, то к внутренним факторам относится постоянный выбор между структурой производственных фондов и созданием собственных источников для дальнейшего развития и экономического роста.

Безусловно, формируя модель решений по управлению основными средствами, необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы. Следует определить, какая часть поступивших ресурсов должна быть отдана на закупку оборудования, а какую часть направить в качестве вложений для капитального улучшения основных средств, что немаловажно для эффективного развития и сохранения их потенциала.

Прежде всего, надо изыскать неиспользованные возможности повышения мощности предприятия. Одним из главных внешних резервов в такой ситуации является направленность финансовой политики на процесс взаимодействия с кредиторами и инвесторами. Они помогут обеспечить решение задач по привлечению кредитов под прибыльные проекты. При этом необходимо учитывать, что эффективность кредитуемого мероприятия или ожидаемая выручка от реализации проекта должна гарантировать своевременный возврат кредита и исключить штрафные санкции.

Основным принципом принимаемого решения является расчет потребности в кредите и осуществление контроля за рациональным использованием средств. Особый вопрос заключается в том, каким образом новые инвестиции повлияют на финансовые результаты деятельности предприятия. Положительный финансовый результат будет свидетельствовать об эффективности принимаемых решений, методов управления основными средствами, и, наоборот, отрицательный результат или отсутствие его — о недостатках в управлении.

Чтобы выявить варианты укрепления структуры основных средств, рассмотрим финансовую политику с точки зрения ситуаций, условно характерных для предприятия.

Приведем две ситуации, при которых предприятие имеет, допустим, одинаковый уровень экономической рентабельности, например 20 %. Единственное различие между ситуациями — структура актива, в частности основных средств. Для ситуации 1 актив равен 100 млн руб., пассив — 100 млн руб. собственных средств, для ситуации 2 актив — 100 млн руб., пассив — 50 млн руб. собственных средств и 50 млн руб. заемных средств (кредитов и займов).

Нетто-результат эксплуатации инвестиций в обоих случаях одинаковый — 20 млн руб. и представляет собой совокупность сумм имущества предприятия и источников его образования.

Если предприятие не платит налоги, то выходит, что при ситуации 1 оно получает 20 млн руб. исключительно благодаря эксплуатации собственных средств, которые покрывают весь актив. Рентабельность (отдача) собственных средств предприятия при ситуации 1 составит:

Рентабельность собственных средств = 20 млн руб. / 100 млн руб. x 100 % = 20 %.

В ситуации 2 предприятие обязано выплатить сначала проценты по задолженности, а также, возможно, понести дополнительные расходы, связанные со страхованием кредитов и т.п. При условной процентной ставке 15 % эти финансовые издержки составят 7,5 млн руб. (50 млн руб. x 15 % : 100).

Рентабельность собственных средств предприятия при ситуации 2:

Рентабельность собственных средств = 20 млн руб. — 7,5 млн руб / 50 млн руб. x 100 % = 25 %.

Итак, при одинаковой экономической рентабельности в 20 % видна различная рентабельность собственных средств, получаемая в результате разной структуры финансовых источников. Разница между одинаковыми показателями, но при разных условиях составляет 5 %, т.е. это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего, что является в совокупности эффектом финансового рычага. Действительно, у предприятия в ситуации 2 одна часть основных средств, приносящих в целом 20 %, финансируется заемными средствами, обходящимися предприятию в среднем в 15 %. При этом рентабельность собственных средств возрастает. Причем финансовый результат связан не с издержками по использованию собственных средств, а с риском, который может быть нивелирован ровными отношениями с инвесторами.

Иными словами, при ситуации 2 чистая рентабельность собственных средств выше на 3,3 %, чем при ситуации 1, только лишь за счет иной структуры пассива.

Таким образом, на условных данных выявлена зависимость между вариантами финансирования основных средств и финансовыми результатами предприятия, которая доказала привлекательность заемного капитала.

Необходимо отметить, что практическое использование лизинга также позволит оптимизировать операции с основными средствами.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146 – ФЗ (ред. от 29.09.2019);
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2010 N 117 – ФЗ (ред. от 29.09.2019);
  3. Трубников А.А. Имущество получено безвозмездно. Экономим на налогах // Главбух. 2011. № 10 // ИПС «Гарант».
  4. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. URL: www.minfin.ru (дата обращения: 29.05.2019)