НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЕАЭС

20 мая 11:21

Российская Федерация, входя в состав Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), является основным и самым большим рынком интеграционного объединения. Экспорт российской продукции в другие страны-участницы Союза, оказывает большое влияние на взаимную торговлю в ЕАЭС. Большую долю в рамках данного процесса занимают представители малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес в Российской Федерации сегодня переживает сложный период – наблюдается снижение деловой активности, не позволяющее предприятиям в полной мере реализовывать их экспортный потенциал в рамках функционирования ЕАЭС. Это подтверждает ежеквартально рассчитываемый организацией «Опора России» с 2014 года показатель RSBI (Russian Small Business Index).

Рис. 1. Динамика индекса RSBI и ВВП Российской Федерации [6]

В I квартале 2019 года, вопреки оценке данного квартала как худшего за последние 3 года с позиции ведения бизнеса, значение индекса RSBI продемонстрировало заметный рост с 47,1 п. до 52,0 п. Но ожидания субъектов предпринимательства относительно потенциального улучшения экономической обстановки не оправдались: уже во II квартале начал наблюдаться спад деловой активности, и к III кварталу 2019 году ситуация приблизилась к зоне стагнации.

C точки зрения общего уровня деловой активности, микробизнес уступает малому и среднему бизнесу, однако в последних двух кварталах 2019 года значения индекса RSBI оставались на относительно стабильном уровне. Такая ситуация является следствием того, что представителям микробизнеса в большей степени стали доступны банковские кредиты и иные формы финансирования деятельности по причине ослабления риск-профилей банков вследствие снижения числа заемщиков в сферах среднего и малого бизнеса.

Рис. 2. Индекс RSBI по размерам бизнеса и видам деятельности [6]

В начале 2019 года главным двигателем роста деловой активности была сфера производства, и именно рост показателя в данном секторе нивелировал падение значений в секторах торговли и услуг. В течение года ситуация значительно изменилась, и к третьему кварталу индекс RSBI в данной сфере преодолел критически важную отметку в 50 п. и продолжил падать. В отличие от сферы услуг – в III квартале 2019 года значение индекса продемонстрировало рост.

Исследования, реализуемые в рамках изучения Единого экономического пространства, направлены на выявление и оценку барьеров. Активность представителей российской предпринимательской среды достаточно высока (49,0% всех обращений поступает из Российской Федерации). Спектр затрагиваемых в обращениях вопросов велик, превалирующими сферами остаются техническое и таможенное регулирование, а также транспортная политика [3].

Важнейшим сектором экономики, в котором издержки от существования барьеров находятся на весьма высоком уровне, остается производство машин и оборудования [1]. Помимо этого, с высокими издержками от использования странами Союза нетарифных барьеров сталкиваются российские экспортеры продукции химического сектора, продукции деревообрабатывающей промышленности и сельскохозяйственной продукции (в торговле с Беларусью), а также электронного и электрического оборудования (в торговле с Казахстаном).

Барьеры и иные меры нетарифного регулирования способны ограничивать ассортимент экспорта. Это подтверждается опросами российских предпринимателей – торговля осуществляется по крайне узкой номенклатуре (особенно при экспорте товаров в Беларусь и Казахстан).

В настоящее время существует официальный согласованный перечень барьеров, изъятий и ограничений Евразийского экономического союза. В соответствии с данным документом, на территории Союза существуют следующие нетарифные барьеры [2]:

  • Наличие таможенного декларирования товаров, классифицируемых в 27 товарной группе ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением газа, нефти и нефтепродуктов), вывозимых из Российской Федерации.
  • Невыполнение государствами-членами мероприятий по приведению национальных нормативных правовых актов в соответствие с техническими регламентами Союза.
  • Неприменение национального режима в обложении ряда товаров налогом на добавленную стоимость в Республике Беларусь.
  • Ограничение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков из государств-членов к участию в закупках в связи с отсутствием взаимного признания электронной цифровой подписи (ЭЦП).
  • Отсутствие информации на русском языке при проведении государственных закупок в Республике Армения.
  • Препятствия для доступа на рынок государственных закупок Российской Федерации поставщиков программного обеспечения других государств-членов.
  • Применение Республикой Казахстан рентного налога при вывозе угля с ее территории на территории других государств-членов.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации регулярно публикует доклады, содержащие перечни существующих барьеров и ограничений развития внешней торговли. Влияние того или иного барьера на предприятия различных отраслей дифференцировано, что объясняется не только спецификой их деятельности, но и степенью участия государства в развитии данной отрасли.

Таблица 1

Влияние нетарифных барьеров на развитие бизнеса в основных сферах[1]

Нетарифный барьер

Все отрасли

Маши-ностроение

Химическая промыш-ленность

Пищевая промыш-ленность

Конкуренция и действия других компаний на рынке

61%

63%

44%

57%

Недостаточный уровень государственной поддержки экспортеров

58%

53%

56%

36%

Недостаток финансовых ресурсов

56%

63%

56%

50%

Доступность достоверной информации о внешних рынках и потенциальных партнерах/конкурентах

53%

45%

11%

365

Регистрация продукции в соответствии с требованиями внешних рынков

51%

41%

78%

64

Недостаточная поддержка международных проектов со стороны руководства государства

49%

13%

11%

7%

Сложность и высокая стоимость оценки соответствия экспортируемой продукции международным стандартам

40%

43%

67%

14%

Сложность получения разрешительных документов

40%

33%

33%

36%

Незнание особенностей нормативной правовой базы иностранных государств

38%

33%

22%

36%

Технические барьеры доступа на внешний рынок

35%

33%

56%

43%

Наибольший вклад в формирование взаимной торговли стран ЕАЭС вносит товарооборот между Российской Федерацией с Беларусью и Казахстаном. В целом, взаимная торговля на внутреннем рынке Союза, не связанная с компаниями из Российской Федерации, весьма незначительна. По этой причине важно понимать товарный разрез российского экспорта.

Рис. 3. Структура взаимной торговли ЕАЭС по укрупненным товарным группам, 2015 г., в % к итогу[2]

Во взаимной торговле Российской Федерации с Республикой Беларусь важное место занимает сфера услуг: основными их видами остаются транспортные услуги (25,1% от общей величины экспорта услуг), услуги строительства (21,3%), телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (10,6%).

Во взаимной торговле с Республикой Казахстан будет продолжаться осуществляемая в текущий момент работа, связанная с поддержкой совместных с российскими компаниями проектов в областях промышленности, горнодобывающего комплекса, в сфере теплоэнергетики,  в агропромышленном комплексе, сферах транспортных услуг и информационно-телекоммуникационных технологий.

Ведущими группами импорта Республики Армения из Российской Федерации, составляющими более 70% всего объема импорта, остаются минеральные продукты (около 45%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (около 18%), а также машины, оборудование и транспортные средства (около 17%). Схожая ситуация наблюдается и в экспорте Российской Федерации в Киргизскую Республику. Почти 39% составляет экспорт минеральных продуктов, чуть более 44% — суммарный экспорт двух товарных групп: металлов и изделий из них и продукции химической промышленности. На основании приведенных данных можно определить направления, перспективные для расширения экспорта российских компаний в государства ЕАЭС.

Таблица 2

Направления расширения экспорта российского малого и среднего бизнеса[3]

Страна-партнер

Перспективные направления расширения российского экспорта

Действующие торговые нетарифные ограничения

Республика Беларусь

1. Энергоносители.

1. Административные меры по ограничению доступа российских производителей сельскохозяйственной техники;

2. Предоставление льгот при закупке по лизингу транспортных средств у белорусских производителей;

3. Ввоз в Республику табака, табачных изделий и алкогольной продукции через специмпортеров;

4. Административные меры по ограничению доступа продуктов переработки рыбы на белорусский рынок;

5. Обязательная маркировка контрольными знаками определенного перечня товаров;

6. Ограничение доступа на рынок лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

7. Применение дифференцированных ставок акциза на табачные изделия, исходя из ценовой категории;

8. Регулирование цен на социально значимые товары;

9. Программы импортозамещения.

Республика Казахстан

1. Высокотехнологичные товары;

2. Продвижение российских инвестиций.

1. Вывоз легких дистиллятов и продуктов керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов;

2. Изъятия из обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения;

Республика Армения

1. Промышленность;

2. Сельское хозяйство;

3. Сфера услуг.

Торговые ограничения во взаимной торговле с Российской Федерацией отсутствуют.

Киргизская республика

1. Горнодобывающая промышленность;

2. Нефтегазовая сфера;

3. Промышленность;

4. Сельское хозяйство;

5. Транспортные услуги;

6. Финансовый сектор;

7. Электроэнергетика.

Временный запрет на ввоз пшеницы и маслин.

В настоящее время существует весьма широкий перечень нетарифных барьеров. Они служат обеспечению защиты национальных интересов государств-импортеров, но при этом приводят к ограничению конкуренции, снижению ассортимента продукции на рынках. Их существование оправдано, однако в рамках функционирования Евразийского экономического союза их влияние должно быть сведено к минимуму для успешного развития внутреннего рынка.

 

Литература:

  1. Доклад Евразийского банка развития «Оценка влияния нетарифных барьеров в ЕАЭС: результаты опросов предприятий». – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/developDocs/Documents/EAEU_survey.pdf
  2. Доклад Евразийской экономической комиссии «Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС». – Режим доступа: http://eurasian-studies.org/wp-content/uploads/2018/02/White-book-EAEU.pdf
  3. Доклад Евразийской экономической комиссии «О работе по выявлению и устранению барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза». – Режим доступа: https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Documents/d12.pdf
  4. Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/
  5. ОПОРА РОССИИ – Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. URL: https://opora.ru/
  6. РОСЭКСИМБАНК. URL: https://eximbank.ru/

 

Literature:

  1. Doklad Evrazijskogo banka razvitija «Ocenka vlijanija netarifnyh bar’erov v EAJeS: rezul’taty oprosov predprijatij». – Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/developDocs/Documents/EAEU_survey.pdf
  2. Doklad Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii «Bar’ery, izjatija i ogranichenija EAJeS». – Rezhim dostupa: http://eurasian-studies.org/wp-content/uploads/2018/02/White-book-EAEU.pdf
  3. Doklad Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii «O rabote po vyjavleniju i ustraneniju bar’erov, izjatij i ogranichenij na vnutrennem rynke Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza». – Rezhim dostupa: https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Documents/d12.pdf
  4. Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. URL: http://www.eurasiancommission.org/
  5. OPORA ROSSII – Obshherossijskaja obshhestvennaja organizacija malogo i srednego predprinimatel’stva. URL: https://opora.ru/
  6. ROSJeKSIMBANK. URL: https://eximbank.ru/

 

[1] Составлено автором на основе данных Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

[2] Составлено автором на основе данных Евразийской экономической комиссии.

[3] Составлено автором на основе данных Группы Российского экспортного центра.