РАЗРАБОТКА КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

19 января 4:35

Одной из главных целей стратегического финансового планирования является обеспечение финансовой устойчивости, ликвидности и рентабельности производства в длительном периоде. Прогнозирование и оценка плановых показателей занимает центральное место в системе управления предприятием. Сегодня одна из главных проблем российских предприятий — дефицит денежных средств, необходимых в хозяйственной деятельности предприятий. В связи с этим грамотное планирование дебиторской задолженности является одним из ключевых этапов не только для текущего, но и для стратегического планирования.

Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит [1, c. 495]. Формирование дебиторской задолженности является массовым и объективным процессом, требующим грамотного управления в целях оптимизации ее величины. Важным вопросом стратегического финансового планирования является управление задолженностью покупателей. Данный вид задолженности является неэластичной, т.е. при увеличении объема реализации товара данный вид задолженности не уменьшается.

Для разработки кредитного рейтинга была выбрана компания, которая является крупный производитель и поставщик материалов для тепло- и звукоизоляции компания ООО «*******». Возникновение дебиторской задолженности рассматриваемой компании связано с несовпадением сроков образования обязательств плательщиков с реальными датами совершения платежей по ним.

Обращаясь к объекту исследования можно предоставить информацию о движении и состоянии дебиторской задолженности. В общей структуре обязательств сумма дебиторской задолженности в несколько раз превосходит сумму кредиторской задолженности. За последний отчетный период компания предоставляла наибольшее количество кредитов с длительной отсрочкой платежа (более 28 дней).  Также оценка коэффициентов оборачиваемости дебиторской задолженности увеличивается, что свидетельствует об отвлечении свободных средств из оборота компании. Компания инвестирует значительные денежные средства в дебиторскую задолженность, тем самым лишает себя возможности осуществлять активную инвестиционную деятельность, лишает себя мобильности, и снижают ликвидность. Информация о состоянии дебиторской задолженности говорит о неэффективной системе управления, что может стать преградой для дальнейшего эффективного финансового планирования.

Компания ООО «*******» предоставляет своим клиентам возможность приобретения продукции в кредит, тем самым увеличивает значение дебиторской задолженности особенно в высокий сезон продаж. Данные действия стимулируют объем продаж, но создают финансовые проблемы для отдела закупок, процесса производства и т.д. Для решения проблемы данной компании рекомендуется внести корректировки в имеющуюся кредитную политику, а именно прописать условия о том, кому предоставлять товарный кредит, на каких условиях и на какой срок.  Реализация продукции на различных условиях подразумевает формирование кредитной полити­ки на базе кредитного рейтинга.

В основе формирования кредитного рейтинга клиентов и дифференциации условий предоставления кредита лежит кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства [1, c. 99-10].

При оценке кредитоспособности клиентов компании ООО «*******» автор предлагает использовать следующие критерии:

  1. Общее время работы с клиентом;
  2. Финансовые показатели деятельности покупателя (данные из информационной системы СПАРК)
  3. Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности с конкретным клиентом в днях (DSO);
  4. Объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления в предшествующие годы;
  5. Сумма просроченной задолженности и дни просрочки;
  6. Оценка значимости клиента Директором по продажам.

Отобранные показатели являются объективными для оценки надежности и платежеспособности клиентов компании ООО «*******».

Для определения числового значения кредитного рейтинга клиента все вышеперечисленные критерии должны быть переведены в 100-бальную шкалу. При этом наивысший бал в этой шкале присваивается наиболее предпочтительному значению. Затем каждому критерию присваивается вес значимости и выводится сводный рейтинг клиента. По результатам оценки все клиенты могут быть распределены на 4 группы:

Таблица 1. Категории клиентов в результате ранжирования по кредитному рейтингу

 

Категория клиента

Рейтинг

Условия предоставления кредита

Группа А

более 85%

кредит предоставляется на стандартных условиях; возможно согласование специальных условий: превышение рекомендуемого значение кредитной линии, увеличение отсрочки платежа до 60 дней.

Группа B

от 70% до 85%

кредит предоставляется на стандартных условиях без возможности согласования специальных условий.

Группа C

от 45% до 70%

кредит предоставляется в ограниченном объеме; ограничение накладывается на сумму кредит, отсрочка платежа не может превышать стандартную (28 дней).

Группа D

менее 45%

кредит не предоставляется

 

Внедрение кредитного рейтинга, как элемента управления дебиторской задолженностью, решит ряд вопрос, а именно:

  • дифференциация условий предоставления кредита для покупателей;
  • сокращение дебиторской задолженности, путем уменьшения значения кредитных линий для клиентов с низким рейтингом;
  • сокращение отсрочки платежа для несостоятельных клиентов;
  • сокращение сумм просроченной дебиторской задолженности.

Таким образом, применение разработанного кредитного рейтинга будет способствовать более эффективному управлению дебиторской задолженностью, что в свою очередь является важным аспектом для текущего и стратегического финансового планирования.

Список литературы

  1. Волостнова В.А. Формирование кредитного рейтинга покупателей в целях дифференциации условий коммерческого кредита // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика», 2014. №3(22). с.99-106
  2. Врублевская О. В., Романовский В.П, Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. для вузов / под ред. В. П. Романовского, О.В. Врублевской; С.-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов .- М: Юрайт, 2006 г.
  3. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 7-е издание. — Санкт-Петербург: Питер, 2016 г.
  4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  5. Скотт А. Стратегическое планирование: учебник для Эдинбургской бизнес-школы, Университет Гериот-Ватт. – Эдинбург, 2013 г.
  6. Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие — СПб.: Питер, 2012г.