Роль государственного регулирования в инновационной деятельности организаций

21 мая 4:58

УДК 338.1

 В условиях глобальной конкуренции и современных экономических реалий инновации становятся определяющим фактором в социально-экономическом развитии страны. Уровень научного и технологического развития напрямую влияет на темпы роста экономики, конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и уровень качества жизни населения. Поэтому государство заинтересованно во всесторонней поддержке и развитии инновационной деятельности в стране.

Под инновационной деятельностью понимают такую деятельность, направленную на внедрение результатов фундаментальных научных и проектно-конструкторских разработок, рационального производственного опыта (ноу-хау) и доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке [2, c. 23].

На сегодняшний момент, инновации играют большое значение для социально-экономического развития страны и определяют ее состояние безопасности и обороноспособности. А инновационная деятельность несет в себе высокие риски и большие затраты, что удерживает спрос у предприятий на освоение новых неизвестных ранее продуктов и технологий, т.к. отсутствует гарантия получения прибыли к чему стремятся организации. В связи с данными обстоятельствами государству возложена ответственность в решении вопросов по регулированию инновационной деятельности, обеспечивающая конкурентоспособность отечественных товаров и лидерство в приоритетных отраслях.

Государство, выступая в лице выразителя общенародных интересов, выполняет следующие основные задачи в инновационной сфере:

Во-первых, стимулирует развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, а также определяет приоритетные направления научных исследований.

Во-вторых, содействует техническому перевооружению традиционных отраслей, поддерживая их развитие.

В-третьих, ликвидирует нерентабельные и бесперспективные производства.

В-четвертых, поддерживает уровень обороноспособности страны [2, c. 108].

Данный механизм государственного регулирования можно представить в следующем виде (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Механизм государственного регулирования в инновационной сфере

Как видно на рисунке 1, государством создается политика в инновационной сфере для регулирования данной деятельности.

Под государственной политикой в инновационной сфере понимается свод правил поведения субъектов инновационной деятельности, цель которой заключается в формировании благоприятной среды для осуществления и реализации новых идей (инноваций).

Инновационная государственная политика осуществляется путем принятия законодательных актов, которые не должны противоречить существующей социально-экономической и политической ситуации в стране. Именно в данных законодательных актах определяются субъекты и объекты управления инновационной деятельности, а также их обязанности и ответственности [2, с. 110]. Следовательно, законодательство выступает главным регулятором в научной деятельности страны.

В настоящее время существуют различные меры по регулированию инновационной деятельности, которые в частности могут быть разделены на организационные, экономические, финансовые и нормативно-правовые факторы  [1, с. 49].

Под организационными факторами мер регулирования подразумевают государственную поддержку инновационных проектов, поддержку развития инновационной инфраструктуры, помощь в повышении квалификации кадров, обеспечение свободного доступа к информациям, касающиеся инновационной деятельности, развитие международного сотрудничества и защиту интересов инновационной деятельности в международных организациях.

Экономические факторы мер регулирования проявляются в развитости рыночных отношений, проводимой налоговой политике и политике ценообразования, обеспечении финансовой поддержки и налоговых льгот отечественным предприятиям, содействии модернизации техники, развитии лизинга наукоемкой продукции, активизации предпринимательства,  пресечении недобросовестной конкуренции, поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке, развитии экспортного потенциала страны, внешнеэкономической поддержке.

Финансовые факторы включают такие меры как проведение бюджетной политики, которая финансирует инновационную деятельность, повышение эффективности использования государственных ресурсов, создание благоприятного инвестиционного климата и выделение средств для реализации инновационных проектов, обеспечение дотацией, льготными кредитами, гарантиями инвесторов, принимающих участие в инновационной деятельности, снижение субъектам РФ размера отчислений налогов в федеральный бюджет.

 К нормативно-правовым факторам относят установление правовой основы взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также установление гарантий охраны их прав и интересов (право на интеллектуальную собственность).

Как говорилось ранее, законодательство выступает основным регулятором в инновационной сфере, поэтому в нынешних условиях нормативно-правовое регулирование должно обеспечивать [1, с. 52]:


  1. Интерес субъектов инновационной деятельности во вложении части своих доходов путем льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученных от реализации продуктов инновационной деятельности;
  2. Заинтересованность всех участников и партнеров в доведении новой идеи до его реализации на рынке путем освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов;
  3. Возможность получения гарантированного и льготного кредита участниками инновационной деятельности;
  4. Защиту прав интеллектуальной собственности научных коллективов, отдельных ученых и разработчиков;
  5. Социальный статус и страховую защиту исполнителей и участников инновационных процессов, а также инвесторов, которые финансируют данные процессы.

В зависимости от характера государственного регулирования в инновационной сфере выделяют два метода регулирования: прямое и косвенное.

Прежде всего, метод прямого регулирования касается бюджетного финансирования научной сферы и включает содержательную сторону инновационной деятельности, а косвенные методы создают общий благоприятный инновационный климат, поощряют организации, ориентированных в инновационной сфере, по мере формирования высокого социального статуса и престижа, образования и науки.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что ключевым моментом в системе государственного регулирования инновационной деятельностью выступают приемы и способы финансирования, организация научных исследований и налоговая политика, которые стимулируют активность предприятий в инновационной сфере.

Литература


  1. Аверченков В.И. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов / В.И. Аверченков. — 3-е изд., стереотип. — М: ФЛИНТА, 2016. — 293 с.
  2. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В.М. Кожухар. — М: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2016. — 292 с.

References


  1. Averchenkov V. I. Innovation management: textbook for universities / V. I. Averchenkov. 3rd ed., stereotype. — M: FLINT, 2016. — 293 p.
  2. Kozhukhar V. M. Innovation management: textbook / V. M. Kozhukhar. — M: Publishing and trading company» Dashkov and K», 2016. — 292 p.