СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

19 апреля 10:53

В процессе хозяйственной деятельности имеют место взаимоотношения между отдельными организациями по поводу купли-продажи товарно-материальных ценностей, основных средств, выполненных работ, услуг.

Большинство расчетных взаимоотношений возникают по обязательствам покупателей оплатить в установленные сроки стоимость приобретенного имущества (работ, услуг) и другой задолженности после выполнения поставщиком (подрядчиком) договорных обязательств.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия.

Поставщиками принято называть организации, у которых мы приобретаем различные виды товаров. Подрядчики — это те организации, которые оказывают нам работы, услуги. В общем смысле поставщики и подрядчики нужны организации для осуществления нормальной производственной деятельности предприятия. Поставщики и подрядчики могут быть физическими и юридическими лицами.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся на основании заключенных договоров поставки, оказания услуг, выполнения работ. При изменении условий договора, к нему составляются дополнительные соглашения.

Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками регламентируется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О бухгалтерском учете». Первичными документами для принятия к учету товаров, работ и услуг являются счет-фактура и сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная, ж/д и авиабилеты, технические паспорта, акты приемки товаров, работ, услуг. Поступление ТМЦ оформляется приходным ордером материально ответственного лица.

Не редко поставщики или подрядчики не соблюдают правила передачи ТМЦ, работ и услуг, и передают товары без сопроводительных документов, тогда организация обязана принять их к учету как неотфактурованные. Неотфактурованные поставки — это поступившие ТМЦ без товарно-сопроводительных документов. В статье 456 ГК РФ указано о необходимости передачи технического паспорта и сертификата качества. [1]

Некоторые компании заказывают материалы из других городов, регионов и стран. Иногда в этом случае сопроводительные документы уже прибыли в организацию, а материалы все ещё остаются в пути. Такие ситуации называются материалы в пути — поступление товарно-сопроводительных документов без поступления самого товара на склад.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»

для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». [2] При приемке товаров и услуг на основании накладных, актов, счетов делаются следующие записи, указанные в таблице 1:

Таблица 1 — Типовая корреспонденция счетов по расчету с поставщиками и подрядчиками

 









Содержание хозяйственной операции

Документы

Дебет

Кредит

Приняты к учету материалы от поставщиков

Накладная, договор, счет

10

60

Приняты к учету товары от поставщиков

Счет, договор, накладная

41

60

Принятык учету ОС, НМА от поставщиков

Счет, договор, накладная

08

60

Приняты к учету и включены в себестоимость продукция, товары и услуги от поставщика или подрядчика

Счет, договор, акт приемки-передачи работ, услуг

20

60

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой поставщика

Счет-фактура

19

60

Оплачены товары или услуги с расчетного счета

Выписка банка, платежное поручение

60

51

Оплачены товары или услуги из кассы

РКО

60

50

 

Счет 60 активно-пассивный — по дебету отражаются суммы, выплаченные поставщикам, а по кредиту товары и услуги, принятые от поставщиков. Остаток по кредиту счета формирует кредиторскую задолженность организации, т.е. товары получены, работы выполнены, но еще не оплачены. Остаток по дебету — это дебиторская задолженность. Она может возникнуть при уплате аванса за товары. При предварительной оплате или выдачи аванса мы должны сделать развернутое сальдо.

При принятии к учету материальных ценностей, работ или услуг, суммы НДС к учету не принимаются и отражаются на счете по дебету счета 19. Организация может предъявить суммы НДС к вычету после их принятия к бухгалтерскому учету.

Ведение аналитического учета обеспечивает получение данных по задолженностям поставщика, срок которых не вышел, по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам, выданным, по выданным векселям.

Для отражения платежа векселем вводится новый счет, на практике применяется субсчет к счету 60 «Векселя выданные». В данной операции на этом счете сохраняется кредиторская задолженность перед поставщиком, но уже в большем объеме: не только за товары, но и проценты за отсрочку платежа. [4] По предварительной оплате и авансам, не обеспеченным поставками или подрядными работами, выставляют претензии. При этом составляют корреспонденцию дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям») и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». [3]

Выдача аванса учитывается обычным способом. После того как поступят товары, под которые был выдан аванс, они приходуются как обычно. Если поставщик не принимает никаких действий для взыскания долга в течение трех лет, организация имеет право списать кредиторскую задолженность. Кредиторская задолженность является доходом организации.

Типовые проводки при отражении в бухгалтерском учете аванса выданного указаны в таблице 2.

Таблица 2 — Корреспонденция счетов по учету аванса выданного поставщику

 







Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Выдан аванс с расчетного счета

60 (субсчет аванс выданный)

51

Оприходованы товары в счет аванса

41

60

Произведен зачет аванса, выданного поставщику

60

60 (субсчет авансы выданные)

Выявлено несоответствие фактически поступивших ценностей с сопроводительными документами

76

60(субсчет авансы выданные)

Списана кредиторская задолженость с истекшим сроком давности

60

91

 

Бухгалтерия организации должна следить за соблюдением расчетной дисциплины. При инвентаризации расчетов особое внимание обращается на суммы задолженности по выданным авансам и предварительной оплате. Необходимо проверить, не истекли ли сроки исполнения договорных обязательств и сроки исковой давности; установить причину несвоевременного вывоза со складов поставщиков ценностей.

При проведении инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками составляются акты сверки, которые предназначаются для анализа, составления расчетов, выявления задолжностей. Данные акты составляются по каждому поставщику или подрядчику, причем они могутбыть сформированы как по пакету документов договоров, так и по каждому отдельному договору за проверяемый период.

В акте так же содержатся данные о состоянии расчетов на начало и конец периода, обороты за период, отдельно возникновение задолжностей и отдельно погашение. Данный акт подписывается представителями обоих организаций, заверяется печатями и включает в себя сведения о состоянии проверяемых расчетов у поставщиков.

Должны быть проведены проверки по материалам в пути (ИНВ 6) инеотфактурованным поставкам. При инвентаризации расчетов понеотфактурованным товарам следует помнить, что такие поставки принимаются к бухгалтерском учету по цене, указанной в договоре, при этом следует последующее уточнение себестоимости. В независимости от моментаполучения расчетных документов, поступившие ТМЦ должны быть оприходованы при проведении инвентарных расчетов, количество и стоимость данных ценностей определяется на основании «Акта о приемке материалов» М-7. Если необходимо откорректировать стоимость поступивших неотфактурованных ТМЦ при получении расчетного документа, необходимо сделать запись:

Дт 10 – Кт 10 субсчет «Неотфактурованные материалы» – неотфактурованные материалы; отражена стоимость неотфактурованных материалов после получения документов.

Все полученные результаты при проведении инвентаризации заносят в «Акт инвентаризационных расчетов с покупателями, поставщиками, и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17.

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26.01.1996 14-ФЗ.
  2. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
  3. Информационно-правовая справочная система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL http://www.consultant.ru/.
  4. Интернет-ресурс для бухгалтеров « Бух.1С» [Электронный ресурс] URL http://buh.ru.
  5. Роль информационных технологий в бухгалтерском учете. Лопастейская Л.Г.  Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 1177-1179.