НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ДЕТСКОГО САДА К ДЕЙСТВИЯМ ПО ЭВАКУАЦИИ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА

30 декабря 6:41

Пожар в здании – чрезвычайное происшествие, при котором образуются опасные факторы и создается угроза их воздействия на людей.

Так, в 2002 году при 145-миллионном населении страны на пожарах погибло 19 988 человек. Это означает 138 погибших в расчете на 1 миллион населения. В период с 2006 по 2016 годы, на территории Российской Федерации произошло 1 701 398 пожаров, в результате которых 120 590 человек погибло.

ГОСТ 12.1.004 требует, чтобы допустимый уровень пожарной опасности для людей составлял не более 10 -6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека. Статистические данные показывают, что в нашей стране фактический уровень пожарной опасности для людей превышает нормативный уровень более чем в 100 раз!

Одной из самых уязвимых групп населения являются дети. Здания детских дошкольных образовательных учреждений, наряду со специализированными домами престарелых и инвалидов, больницами, спальными корпусами образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений отнесены к самому высокому классу зданий, сооружений по функциональной пожарной опасности — Ф1.1.

Необходимо обеспечивать безопасность воспитанников и работников дошкольных образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности на основе использования современных достижений науки и техники в этой области. Поэтому обеспечение пожарной безопасности в детских учреждениях — это задача особой категории важности.

В настоящее время доступно прогнозирование возможных условий развития пожара путём проведения вычислений и сопоставления различных вариантов событий.

При проведении расчета пожарного риска в одном из детских садов, расположенного в сельской местности, вместимостью 300 детей, определено, что время блокирования путей эвакуации в помещениях без постоянного пребывания людей колеблется в диапазоне от 1,5 до 7,5 минут. В помещениях с наличием людей минимальное время составляет немногим менее 15 минут.

Федеральным Законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в сельской местности не должно превышать 20 минут.

Если допустить, что первые пожарные подразделения прибудут, согласно нормативу, за 19 минут, то они не успеют до превышения предельных значений опасных факторов пожара и пути эвакуации будут не безопасны. Пожарным придётся применять специальные средства спасения и технику, что осложняет процесс тушения пожара.

Согласно тому же расчёту, время эвакуации людей из здания составляет 248-315 секунд. То есть за 4-5 минут воспитатели должны организовать и провести процесс эвакуации детей. А как быть если дети спят, а на улице зима?

При рассмотрении вопроса эвакуации детей в случае пожара следует обращать внимание на требования пожарной безопасности, предъявляемым к путям эвакуации и системам противопожарной защиты. Особое внимание необходимо уделить подготовке персонала детского сада. Исключить допуск к работе воспитателей и педагогов, непрошедших специальное обучение и инструктаж по пожарной безопасности. Каждый работник должен уметь потушить огонь в начальной стадии пожара. Для этого надо знать места расположения и порядок применения первичных средств пожаротушения. Разрабатывая мероприятия организационного характера следует проанализировать возможные варианты развития событий при пожаре. Например, эвакуация непосредственно из помещения где возник пожар или пожароопасная ситуация развивается в противоположенном крыле здания; дети находятся в состоянии сна или заняты подвижными играми; холодное или тёплое время года. Все эти моменты нужно отразить в инструкциях по действиям работников детского учреждения при возникновении пожара. Инструкции по пожарной безопасности, регламентирующие действия персонала при обнаружении пожара или поступлении сигнала на эвакуацию должны содержать как можно больше предлагаемых вариантов действий в зависимости от обстановки. Сотрудники должны знать пути эвакуации. Нужно понимать, что при наличии противопожарных преград с требуемым пределом огнестойкости (дымогазонепроницаемости) и оборудовании здания системой противодымной защиты, экстренная эвакуация может потребоваться только для детей, находящихся в непосредственной близости к очагу пожара. На этом направлении стоит сосредоточить основные усилия. В холодное время года вместо верхней одежды можно использовать одеяла, это немного сократит время сбора. Для групп детей младшего возраста требуется определить дополнительных педагогов для оказания помощи в проведении эвакуации. При том, надлежит постоянно следить за изменением условий на путях эвакуации. Из каждой групповой ячейки имеется два эвакуационных выхода. Исходя из реальной обстановки определяется каким из них можно воспользоваться. Следует иметь в виду, чем короче эвакуационный путь, тем ближе безопасная зона. Нужно учитывать местные условия. Например, при выходе людей из разных помещений могут образовываться встречные людские потоки, а это не допустимо. Кроме того, учитывается пропускная способность эвакуационных выходов. Это особенно актуально для многоэтажных зданий, где по лестничным клеткам движется большое количество людей. А если обратить внимание, что младшие группы располагаются на первом этаже, а старшие дети (которые быстрее собираются и двигаются в процессе эвакуации) на вышестоящих, то при слиянии двух маршрутов у эвакуационного выхода может образоваться давка. Нужно предусмотреть мероприятия, направленные на предотвращение паники. Один из взрослых должен убедиться в отсутствии детей в каждом из помещений групповой ячейки и, во избежание распространения пожара, плотно закрыть окна и двери.

Необходимо помнить, что эвакуация должна закончиться до блокирования эвакуационных путей опасными факторами пожара. В противном случае самостоятельный выход будет невозможен и пожарным подразделениям нужно будет организовывать спасение людей из горящего здания, выводя их через задымленную зону с использованием аппаратов защиты органов дыхания или с применением высотной техники и лестниц забирая из окон. Что, как можно догадаться, не является самым безопасным способом эвакуации.

Во избежание угрозы, людям необходимо четко соблюдать требования пожарной безопасности для выходов и путей эвакуации, содержать в исправном состоянии системы противопожарной защиты и первичные средства пожаротушения. Для каждого дошкольного образовательного учреждения в обязательном порядке требуется разработка чёткого порядка действий для персонала в определённой ситуации. Инструкция должна содержать несколько вариантов событий и алгоритмов процесса эвакуации. Для закрепления навыков необходимо проводить регулярные тренировки с сотрудниками по отработке действий в случае возникновения пожара в здании детского сада. Только правильные и организованные действия приведут к своевременной и безопасной эвакуации всех детей и персонала из здания.

 

Литература:

  1. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность зданий и сооружений. Общие требования. GOST1.004-91 SSBT. Fire safety of buildings and structures. General requirements;
  2. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями на 27.12.2018). Federal Law of the Russian Federation of July 22, 2008 No. 123-FZ «Technical Regulations on Fire Safety Requirements» (with amendments to 27.12.2018).