Словообразовательное гнездо (СГ) и его составляющие (вершина, словообразовательная цепь и словообразовательная парадигма) являются центральными единицами дериватологии. Под словообразовательным гнездом понимается «совокупность всех однокоренных слов (дериватов), связанных отношениями непосредственной производности с исходной единицей» [1, с. 578].
В настоящей статье рассматривается словообразовательное гнездо с вершиной чиэ. На парадигматическом уровне словообразовательное гнездо с вершиной чиэ представляет собой совокупность словообразовательных парадигм, которые рассматриваются как совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую базу:
Чиэ
чиэ-дьэ сущ. ‘зима’, ‘очень холодная погода’, ‘холода’, ‘морозы’, ‘ холод’, ‘мороз’, ‘заморозки’
чиэдьэ-дин сущ. ‘в течение зимы, всю зиму’
чиэдьэ-лльэ пиччии сущ. ‘синица’
чиэдьэ-мэ нареч. ‘зимой’
чиэдьэ-ҥоо-т а.ф. ‘зима’
чиэдьэ-т— неперех. ‘простыть’
чиэдьэт-ну— неперех. ‘простывать’
чиэдьэт-оо— неперех. страд. ‘быть простуженным’
чиэдьэт-у-л и.д. ‘простуда’
чиэдьэ-ш— перех. ‘остудить (сделать не горячим)’
чиэдьэш-ну— перех. ‘остужать (делать не горячим)’
чиэдьэш-оо— неперех.страд. ‘быть остуженным кем-н.’
чиэ-л-у— неперех. ‘быть холодным’
чиэлуу-ну— неперех. ‘бывать холодным’
чиэл-гэ-йо межд. сл. холодно.
чиэл-киэ— неперех. ‘холодать’, ‘холодеть’
чиэлкиэ-ну— неперех. ‘холодать’; ‘холодеть’
чиэлкиэ-лаа— неперех. ‘начать холодеть’, ‘остывать’.
чиэлкиэ-лоо— неперех. страд. ‘быть остывшим’.
чиэлкиэ-ш— перех. ‘остудить что-н.’
чиэлкиэш-иэ— перех.‘начать остужать что-н.’
чиэлкиэш-ну— перех. ‘остужать что-н.’
чиэлкиэш-оо— неперех. страд. ‘быть остуженным кем-н.’
чиэ-сь— неперех. ‘быть холодным’
На парадигматическом уровне СГ с вершиной чиэ представлено тремя парадигмами. Первая парадигма с вершиной чиэдьэ имеет 6 дериватов, вторая с вершиной чиэлу – 3, третья с вершиной чиэсь – 1. Производные первой парадигмы принадлежат субстантивному, композитному, глагольному, адъективному блокам.
На синтагматическом уровне словообразовательное гнездо – это совокупность словообразовательных цепей – дериватов, находящихся в отношениях последовательной производности. Словообразовательные цепи по количеству компонентов делятся на бинарные (состоящие из исходного слова и только одного производного) и полинарные (состоящие из несколько компонентов). СГ с вершиной чиэ является сильноразвернутым и многоступенчатым: 1 полинарная цепь содержит 2 компонента, еще 1 – 4, 2 полинарные цепи содержат по 3 компонента.
Анализируемое СГ с вершиной чиэ имеет три парадигмы и несколько ступеней производности. В основе строения словообразовательных гнезд в юкагирском языке лежит принцип последовательного подчинения одних единиц другим.
Литература:
- Стариченок В. Д. Большой лингвистический словарь. – Ростов на/Д: Феникс, 2008. – 811 c.
- Прокопьева П.Е. Словарь языка лесных юкагиров (тезаурусного типа). Буквы У-Э: отчет по теме НИР. – Якутск, 2013. – 277 с.