Коренные народы Севера, в глубокой древности освоившие высокие широты планеты и создавшие специфические системы жизнеобеспечения, представляют собой самобытную арктическую цивилизацию. Они донесли до настоящего времени уникальные языки и культуры, сохраняя и передавая новым поколениям непревзойденные навыки природопользования, оленеводство и промыслы, показывая тем самым уникальный пример успешной адаптации в экстремально суровых природно-климатических условиях Арктики, жизнестойкости человека.
Выявление специфики вербализации языкового представления арктического экопространства в эвенском художественном дискурсе требует выработки категориального аппарата, закрепления статусов основных концептов, используемых в современном художественном дискурсе. В произведениях эвенских поэтов и писателей Н.С. Тарабукина, А.А. Черканова, П.А. Степанова-Ламутского, В.Д. Лебедева, А.В. Кривошапкина, В.С. Кейметинова-Баргачана, Е.Н. Боковой, В.Г. Белолюбской-Аркук, К.А. Ханькана, М.Н. Амамич раскрываются вопросы взаимодействия человека Арктики с окружающей средой и её влияние на сознание и поведение человека. Самобытное, ярко национальное творчество эвенских поэтов и прозаиков органически связано с устным народным творчеством эвенов, с традиционной культурой и верованиями. Литературным текстам присущи фольклорные мотивы, традиционные изобразительные средства. Из источника народной мудрости черпаются знаки, формы, этнические символы, и, обогащаясь и обновляясь, становятся неповторимыми образами, передающими национально-культурные особенности концептосферы эвенского народа. В современной эвенской литературе можно выделить самостоятельное дискурсивное пространство, в центре внимания которого оказываются вопросы выживаемости и адаптации народов, населяющих территорию Арктики в суровых условиях Севера, диктуемых влиянием изменения климата, экономическими и политическими процессами.
В материалах художественного дискурса на эвенском языке репрезентируются концепты экопространства ПРИРОДА, АРКТИКА, ЧЕЛОВЕК и их составляющие: ХОЛОД, ПОГОДА, ОЛЕНЬ, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО. В результате анализа материалов художественного дискурса на эвенском языке репрезентируются макроконцепты ПРИРОДА, АРКТИКА, ЧЕЛОВЕК и их составляющие ХОЛОД, ТУНДРА, ПОГОДА, ЛАНДШАФТ, ОЛЕНЬ, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО. Языковая вербализация арктического экопространства в мировидении эвенского народа на материале художественных текстов обнаруживает национально-культурную специфику образа Арктики как родного дома, пространства, дающего возможность жить, заниматься оленеводством, охотиться, рыбачить. В родном доме принято за всем присматривать, убираться, заботиться о сохранности всего, что здесь произрастает и живет. Здесь не прощаются разрушение и зверское истребление его обитателей. Такое отношение к окружающей природе, животным, человеку присуще национальному мировоззрению. Арктическое экопространство в эвенском художественном дискурсе предстает в образах, к которым следует обращаться с уважением и достоинством, к ним можно обращаться за помощью в трудную ситуацию. Взаимоотношения с окружающим миром в традиционной культуре облекается в определенные правила поведения человека, законы выживания – итэл.
Полученные выводы о развитии мыслеобразов, связанных с концептами экопространства в эвенских художественных произведениях не только подтверждают соответствие национальному мировоззрению и традиционной культуре эвенов, но и характеризуются высокой значимостью человека, его ответственностью в сохранении арктического экопространства и комфортной среды жизнедеятельности, диктуемых влиянием изменения климата, экономическими и политическими процессами.
Литература
- Иванова Е.В. Цели. Задачи и проблемы эколингвистики // Прагматический аспект коммуникативной лингвистики и стилистики. Сборник научных трудов. – Челюябинск: Образование, 2007. – С. 41-47.
- Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2000. –С. 5-20.
3 Sharina S.I., Kuzmina R.P. Even language as a basis of ethnocultural development of the people // Language and Edication, United Kingdom: Taylor & Francis, 2018, Issue 6 (2), Volume 32. P. 719-728.