Образ духа охоты Байаная в якутской прозе

6 марта 5:54

Баай Байанай представляется как шумливый, веселый старик. Ему подчиняются и помогают братья и домочадцы. Перед дорогой в лес охотник, разведя огонь, просит у Баай Байаная удачи и преподносит оладьи с маслом.

Отрадно отметить, что первым произведением якутской литературы считается стихотворение А.Е.Кулаковского “Байанай алгыһа” (“Благословение Байаная”), основанное на народном алгысе Баай Байанаю. Первый рассказ, в котором упоминается Баай Байанай, написал основоположник якутской советской литературы П.А.Ойунский. Далее в произведениях якутских прозаиков встречается образ Баай Байаная.

“Духи охоты у народов Сибири” .Всего у 13 народов Сибири и Севера РФ есть схожие понятия как якутский Байанай: угр, манси, ханты — Нуми-Торум; буряты, тувинцы, монголы – Манахан; тунгусы – Мусун; ительмены – Пилячуч; коряки и чукчи – Писвусъын; чукчи — Кереткун; татары – Пицен; айраты, алтайцы, тувинцы — Эрхий-Мерген; народ Коми —  Ворсу; народ Карелии – Хийм; кеты – Кайгуся; якуты – Байанай; эвенки — Ньымат, Эһэкээн.Таким образом, у всех народов Сибири есть свои духи охоты, похожие друг на друга: дух охоты у всех добрый, гостеприимный, щедрый и смирный; он оберегает, благосклонен охотникам; дух охоты наказывает охотников, нарушающих верование и обычаи народа; он преподносит удачу охотникам, ничего не прося взамен.

У якутов, у которых преклонение к Байанаю сохраняется и в наши дни.  Баай Барылаах Байанай – дух охоты, хозяин леса, зверей и птиц.  Он представляется огромным и седым,бородатым стариком, который всегда  радуется, любит слушать охотничьи байки. Вот поэтому охотники всегда за костром рассказывают различные истории.

Баай Байанай имеет 7-9-11 братьев, каждый со своим именем и предназначением. Охотник перед дорогой разводит костер или печь, преподносит Байанаю пищу (масло, оладьи, мясо) и выпрашивает у Байаная удачливой охоты. При возвращении обязательно в знак благодарности преподносит жертву, пищу.

Следует отметить, что дух охоты Баай Байанай является главным духом, которому преклоняется народ саха. Поверия и традиции охотничьего ремесла передаются из поколения в поколение и почитаются народом.

Определение понятия Баай Байанай дается в “Словаре якутского языка” Э.К.Пекарского: “Баай Байанай — общее название духов, покровительствующих охотникам (звероловам) и рыболовам: тыа байанайа (лесной байанай), уу байанайа (водяной байанай)”.  По исследованиям политссыльных Серошевского В.Л., Ястремского С.В., Трощанского В.Ф., Ионова В.М., Виташевского Н.А., в которых дается описание понятия духа охоты у якутов Баай Байаная, его внешний вид, верование, обычаи преклонения ему совпадают с верованиями якутов.

Исследователь быта якутов А.Е. Кулаковский изучил верование народа саха. Он отмечает, что самым почитаемым является дух охоты Баай Байанай. Байанай – это общее название 9 братьев, самый старший из них — Баай Барылаах Байанай, которому приписывается удача на охоте. По виду он тунгусообразный, борода­тый, обросший седыми или рыжими, иногда черными, волосами; проживает на востоке, но только большею частью на земле в лесах; он очень богат, особенно ме­хами.

Н.А. Алексеев и И.С.Гурвич исследовали охотничьи обряды и верование, связанные с Баай Байанаем, в сравнении с вилюйскими и северными якутами.

           “Стихотворение “Байанай алгыһа” (“Благословение Байаная”) А.Е.Кулаковского-Өксөкүлээх Өлөксөй” рассматривается образ Баай Байаная и его 8 братьев, каждый из которых имеет собстенное название и предназначение. Данное произведение положило начало якутской литературе.

           “Образ Байаная в прозе” мы отмечаем следующие особенности раскрытия образа Баай Байаная в прозе: 

Авторы дают полное описание внешнего вида Баай Байаная. В сказке для детей С.И. Николаева-Сомоҕотто “Байанай эмэгэтэ уонна уолчаан” (“Байанай и мальчик”) изображает 5 видов духа охоты: очень красивая, нарядная северная девушка, огромный злой старик со страшным лицом в одежде из медвежьей шкуры, шумливый, веселый старик в меховой одежде, маленький старичок с пальчик, амулет из дерева. В повести юкагирского писателя Н.И. Спиридонова-Тэкки Одулок “Улахан Имтеургин олоҕо” (“Жизнь Имтеургина Старшего”) главный герой — удачливый охотник Имтеургин — носит на шее амулет из дерева и говорит, что Байанай как человек, но без головы и рук.

В произведениях Байанай изображается как источник удачи охотника, который радуясь охоте, восклицает: “Байанай дает мне” и очень благодарен ему за это. Такой подход читаем в рассказах П.Ойунского “Бултаах сир” (“Богатый лес”), Д.Наумова “Кырса”, У. Захаровой-Степановой “Кэрэмэс”, повести мансийского писателя Ю. Шесталова “Тайна Сорин-Най” и “Жизнь Имтеургина Старшего”.  В современном рассказе Сэмээр Василия “Байанайыҥ мичийдэр” (“Пусть благословит  Байанай”) удача в работе ассоциируется с благосклонностью Байаная.

Издревле народ саха удачливого охотника называет охотником с Байанаем (“байанайдаах булчут”). Главная героиня рассказа П.П.Томского “Булчут мучумааннара” (“Приключения охотника”) девушка Үлүүтэ – удачливый охотник с Байанаем. Она ежедневно добывает 20-30 песцов. А главного героя повести В.А. Протодьяконова-Кулантай “Байанай” Баһылаас народ прозвал Байанаем за его удачливую охоту. Он всегда преклоняется духу охоты, преподносит лепешку с маслом, просит везения.

В произведениях авторы показывают обряд преклонения Баай Байанаю: охотник разжигает огонь, благословляет, преподносит оладьи, лепешку с маслом и просит удачливой охоты. Пример данного обряда изображается в рассказе Н.А. Александрова “Дэлэй кэһии” (“Щедрый гостинец”), где главный герой рассказа Роман Васильевич просит у Баай Байаная удачи. А герои рассказа П.П. Томского “Күөл ортотугар” (“На озере”) при благословении Байанаю употребляют спиртное, в результате один из охотников Макар тонет на озере. Авторы учат читателей соблюдать обряд охоты.     

Баай Байанай изображается как путь спасения при трудной жизненной ситуации. Главный герой рассказа Д.Наумова “Кырса” Гаврил с помощью охотничьего пса Чооруос и Байаная охотится на лося, медведя и освобождается от приговора суда.

Байанай любит честных людей. В “Сказке о Байанае” В.С. Яковлева-Далан дух охоты отправляет обратно домой непослушного мальчика, который не ослушавшись его, стал исподтишка присматривать за Байанаем.

Охотник всегда благодарит Байаная за удачливую охоту, преподносит ему угощение. Так Имтеургин в знак благодарности духу охоты втирает деревянный амулет Байаная кровью и маслом.

В народе бытует поверье о том, что если дух охоты станет неблагосконным к охотнику, то удача покидает его. В рассказе эвенкийсого писателя Н. Калитина “Хухунҥэ” (“Занос”) молодой охотник Михаил, не добыв ничего, возвращается домой ни с чем. А в рассказе русского писателя “В хангай за огненным камнем” дух леса и охоты Манахан, рассердившись на охотника, берет обратно всю добычу. 

Из художественных произведений читатель узнает охотничьи обряды. В романе “Сааскы кэм” автор изображает обряд встречи Байаная. Если охотник удачно охотился, то возвращаясь домой, он сильно стучит в дверь. Тогда все домочадцы быстро разводят огонь, угощают маслом, а сами восторженно встречают охотника. При этом на голову убитого зверя накидывают платок и кладут за печкой. Байанай всегда торопится, поэтому быстро уходит в лес. Только после его ухода все рассматривают добычу.

Таким образом, образ Баай Байаная в прозе основан на народном понятии и веровании.

В заключении мы предоставляем следующие выводы:

Издревле у народов Сибири существует дух охоты, понятие, верования и обычаи которого передаются из поколения в поколение;

Понятие Байаная и верование и обычаи преклонения ему у народа саха впервые изучили В.Л.Серошевский, С.В.Ястремский, В.Ф.Трощанский, В.М. Ионов, Н.А.Виташевский; А.Е.Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй; Н.А.Алексеев и И.С.Гурвич;

А.Е.Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй написал стихотворение “Байанай алгыһа”, положившее начало якутской художественной литературе; образ Байаная в якутской прозе первым написал П.А. Ойунский в рассказе “Бултаах сир”.

Внешность и поведение Баай Байаная изображается на основе верования народа саха и перекликается с образом Байаная в эвенкийской, юкагирской, мансийской, русской прозе:

шумливый, веселый старик в меховой одежде, маленький старичок с пальчик, амулет из дерева;

источник удачи охотника;

удачливый охотник – охотник с Байанаем;

Байанай — путь спасения при трудной жизненной ситуации;

обряд преклонения Баай Байанаю;

охотник всегда благодарит Байаная;

если Байанай неблагосконен к охотнику, то удача покидает его;

охотничьи обряды.

Использованная литература

  • Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – 2-е изд., – М., 1993. — 648-649 с.
  • Ястремский С.В. Остатки старинных верований у якутов. – Типо-литография П.И. Макушина, 1897. – 56 с.
  • Трощанский В.Ф. Наброски о якутах якутского округа. – Типо-литография Императорского университета, 1911. – 144 с.
  • Ионов В.М. Дух — хозяин леса у якутов: научная работа — Петроград:
  • Типография императорскай академии наук, 1916. – 52 с.
  • Виташевский Н.А. Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями . – Петроград: тип. Имп. Акад. Наук, 1917. С.165-188.
  • Кулаковский А. Е. Научные труды – Якутск: Кн. Изд-во, 1979 . – 484 с.
  • Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири — Новосибирск : Наука, 2008. – 493 с.
  • Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа – М.: Наука, 1977. – 258 с.