ФЕНОМЕН «ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

16 июня 12:02

На сегодняшний день фейковая новость – это распространенный факт. Он существовал в разные века, но особенно в условиях глобализации информацию становится с каждым разом все труднее регулировать и контролировать. Это связано с многочисленными факторами, такими как, глобализация, модернизация СМИ, использование технологий в коммуникации  и так далее. Как подчеркивает доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Назарчук Александр В.: «Обладание информацией является самым ценным ресурсом. Сегодня индивид, а не институт, становится активным субъектом информационного обмена. При этом средства массовой информации занимают главенствующие позиции». Одной из причин, стимулирующие непрерывный процесс фейковых новостей, является интернет. Эта базовая платформа, которой не было еще несколько лет тому назад. Ещё одна отличительная особенность новейших массмедиа – это скопление значительных информационных массивов. «Если ранее традиционные СМИ выступали своеобразными регуляторами информации, обладая эксклюзивными ресурсами контроля информации, то новые медиа дают аудитории возможность обращения в режиме реального времени к событиям, канувшим в лету».

1984 год запомнился тем, что именно тогда было введено такое понятие, как «интернет». С тех пор кардинально изменилось представление об информации. Вместе с сетью появилась возможность не только получать информацию со всех уголков страны, но и самостоятельно создавать собственный контент, который будет доступен всем желающим.

Грань между авторами и пользователями поменял местами и роль читателя с контентом. Как отметил российский журналист Александр Бейненсон:, «Если в эпоху традиционных СМИ читатель «охотился» за контентом (искал газету в киоске, ждал начала телепрограммы), и тот имел для него ценность, поскольку был отобран и проверен профессиональной редакционной системой, то теперь контент «сражается» за внимание читателя». И для того, чтобы привлечь аудиторию к материалу, многие создатели информации гонятся за «лайками», и контент становится менее правдоподобным, но востребованным в медиасреде.

До прихода Интернета недостоверную информацию было принято называть «шуткой» или «газетными утками». Термин «газетная утка» обозначает непроверенную или заведомо ложную информацию, которая опубликована в СМИ с корыстной или какой-либо другой целью. Это выражение интернационально: в большинстве языков мира ложную информацию в СМИ именуют именно газетной уткой.

Появление этого выражения связано с бельгийцем Робертом Корнелиссеном. В 1815 году, будучи журналистом, Роберт решил проверить меру доверчивости общества. Он опубликовал в одном из журналов небольшую заметку, в которой рассказал о том, как однажды одна утка  съела девятнадцать своих подруг. После того, как данная заметка была напечатана, все только и обсуждали этот немыслимый феномен. Однако через пару дней автор сообщил о своей шутке. С тех времен любую не правдивую информацию заведомо называют газетной уткой. Таким образом, возник символ журналистской лжи в обществе.

К тому же, шутку можно тоже отнести к понятию «фейковая новость». У. Бернастайн дает такое определение шутке: «Шутка – это предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации». Создатели шутки могут использовать предположение с целью восстановления событий, лишь услышав о нем, тем самым подтолкнуть к распространению недостоверной информации.

 Таким образом, можно сделать вывод, что фейковые новости, к сожалению, стали частью современной жизни. А принятие такой информации, как феномена, указывает не только на высокую эффективность, но и на спрос в обществе. Кроме того, с данным явлением сталкивается едва ли не каждый житель нашей страны.

Сегодня фейковым новостям трудно дать общее определение, так как термин несет в себе несколько явлений. Поэтому рассмотрим несколько словарей и то, как они объясняют данное словосочетание.  

Согласно Кембриджскому словарю, «фейковая новость» – это предумышленно ложная история, которая появляется в качестве новости, распространенной в сети Интернет или в СМИ, а также, выдаваемой себя за достоверную новую и стоящую внимания информацию, преимущественно о недавних событиях.

В данном определении ключевым словом является «предумышленно», так как именно оно разделяет понятия misinformation (непреднамеренный обмен ложной информацией) и disinformation (преднамеренное создание и обмен ложной информацией), о которых говорит также специалист в сфере медиа Клэр Уордл.

Иными словами предумышленность подтверждает, что в момент создания или распространения фейковых новостей человек осознавал, что вводит других в заблуждение, а значит, делал это намеренно.

Следуя определению профессора А.П. Суходолова, фейковая новость представляет собой «сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично». Здесь проявляется еще одно качество изучаемого феномена: фейковый материал может быть ложным лишь частично, искажать некоторые факты на фоне в целом достоверного изложения. В случае с такими новостями нужно выяснить, является ли искажение намеренным или нет. Поскольку, если при написании статьи журналист непреднамеренно совершил ошибку, такой контент будет считаться недостоверным, но не фейковым. Однако если некоторые сведения правдивого материала искажены, материал следует понимать как фейковый.

Важную черту фейковых новостей выделяют Светлана Распопова и Елена Богданова. В своем пособие они выделают так называемые фактоиды (это описательная информация, в которой нет достаточной полноты и точности в отображении действительности: «Следствие затянулось на долгое время») и эмпирическое обобщение (это сведения с минимумом конкретики в виде обобщения, сделанного «на глазок», из практического опыта: «По словам очевидцев, это был подросток»). К фактоидам авторы относятся версии, домыслы, слухи, которые в свою очередь имеют какую-то базу, но не имеют никаких подлинных источников. Здесь важно то, что факты могут быть получены журналистам «из вторых рук», поэтому необходимо заострять внимание на первоисточник информации.

Последним из признаков фейковой новости, которые мы подчеркнули из различных определений данного феномена, является факт, что большая часть такого контента распространяется в Интернете, через онлайн — платформы и социальные сети, так полагает и Сергей Петров директор Института развития интернета (ИРИ): «Далеко не все пользователи сети обладают высоким уровнем цифровой грамотности, чтобы проверять всю информацию, получаемую из сетевых СМИ или соцсетей».

Таким образом, проанализировав предложенные термины, исследовательские работы, посвященные рассматриваемому феномену, изучив историю появления, можно выделить следующие признаки фейковой новости: неизвестный первоисточник; предумышленно ложный контент; подается как достоверная новость; намеренно искажает сведения полностью или частично; манипулирует потребителями; основные каналы распространения: онлайн-платформы, социальные сети, новостные передачи, традиционные печатные СМИ.

Исследователи выделяют разные виды фейковых новостей, которые мы сейчас более подробно рассмотрим. Исследователь Ильченко определяет следующее:

— поддельные фотографии, прошедшие обработку в соответствующих компьютерных программах коррекции изображения с целью повышения их мнимой достоверности;

— видеоролики, смонтированные из уже использованного исходного материала, снятого не в то время и не в том месте, которые они призваны имитировать;

— в принципе – любые фальшивые новости, как правило, имеющие неаутентичную видеоиллюстрацию;

— личные страницы в социальных сетях, созданные от имени других людей с непременным использованием фотоизображения «хозяина» страницы;

— фальшивые аккаунты в «Твиттере», для которых также характерно наличие заимствованного фотопортрета.

Приведенный список возможных классификаций фейковых новостей наглядно демонстрирует угрозу, которая представляет собой этот новый феномен в современных условиях развития информационных технологий.

В последние годы Интернет стал площадкой, наполненной не только полезным материалом, но информационным мусором. На фоне этого все чаще стали распространять новости, которые впоследствии выдаются за правдивый материал. Такая тенденция повлияла на повышение проверки и обработки информации. Таким образом, фактчекинг является неотъемлемой частью журналистики, а верификация становится главной задачей.

Как отметила кандидат исторических наук, профессор Т. В. Прудкогляд, что «фактчекинг и верификация — это твердыня, оплот, преграда для проникновения фейковых новостей».

Так, в совместной монограыии «Траектории медийной составляющей в России: вызовы современности» Т.В. Прудкогляд размышляла на тему «фейковых новостей». Автор приводит в качестве примера нашумевший текст в газете «Коммерсант» под названием «Спикеров делать из этих людей». В тексте шла речь о том, что действующий спикер Совета Федерации В. Матвиенко собирается покинуть пост, а на замену будет назначен С. Нарышкин, являющийся главой Службы внешней разведки РФ. Данный материал произвел большой резонанс в медийном пространстве, но впоследствии, он был опровергнут Кремлем. Далее по решению Издательского дома «Коммерсант» были уволены корреспондент отдела политики Н. Корченкова, корреспондент отдела экономики А. Мануйлова и редактор этого отдела О. Сапожков. 

Другим примером распространения фейковой информации с целью привлечения внимания к отдельной личности, является трагедия, происшедшая в 2015 году в Приморском крае городе Уссурийск. Рената Камболина (псевдоним Паленкова), студентка, прославившаяся в Интернете своим самоубийством. Уже в начале декабря появилась информация в разных социальных сетях о том, что девочка жива. Были опубликованы фейковые скриншоты переписок. Но впоследствии слухи были полностью опровергнуты, были приведены ссылки на региональные СМИ, происшествие не освещалось в медиа федерального уровня, так как имеет новостную незначимость.

Наглядным примеров распространения ложной информации с целью увеличения трафика в мессенджерах типа Viber, WatsApp и др. является инцидент, происшедший в Амурской области. Во время режима ЧС 2019 году в WatsApp была распространена информация о якобы заражении в Угловом Мазановского района почвы цианидами («соли цианистоводородной (синильной) кислоты») из-за подтопления населенного пункта. Как писало интернет-издание «Амур.инфо»: «Специалисты амурского управления Росприроднадзора провели проверку и установили, что в природной воде цианиды отсутствуют массовая концентрация составила менее диапазона измерений. По факту распространения заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений отдел полиции по Селемджинскому району проводит административное расследование».

Впоследствии были найдены авторы распространения фейка, ими оказались две жительницы. В своем решении местный суд указал на то, что посты были размещены в период, когда людям и так было не по себе, а пользовательницы «создали угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности». Позднее девушек оштрафовали согласно новому закону о «фейковых новостях» на 15 тысяч рублей.

Этот пример наглядно демонстрирует то, что человеческий фактор, по-прежнему, остается основной причиной распространения ложной информации. 

Как было упомянуто выше, на территории Российской Федерации 18 марта 2019 года был принят закон о «фейковых новостях».

По отношению предпринятых мер будут наказываться все – как  юридические лица, так и простые граждане. Помимо блокировки ресурсов с фейковой информацией, будут и штрафы в зависимости от тяжести последствий, которые наступили в результате дезинформации.

  • За первое распространение информации, создавшее угрозу обществу, штраф (сумма штрафа устанавливает суд) может составить:

— для граждан от 30 тыс. рублей до 100 тыс. реблей;

— для должностных лиц от 60 тыс. руб. до 200 тыс. рублей;

— для юридических лиц от 200 тыс. руб. до 500 тыс. рублей.

  • За второе распространение в СМИ и в интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов, таких как, транспортная или социальная инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности может наказываться штрафами: 

— для граждан — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей; 

— для должностных лиц — от 300 тыс. до 600 тыс. рублей; 

— для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей

  • В конечном итоге, если распространение фейковой информации повлекло за собой «смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядкаи (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности», штрафы могут составить уже:

— для граждан — от 300 тыс. до 400 тыс. рублей; 

— для должностных лиц – от 600 тыс. до 900 тыс. рублей;

— для юридических лиц – от 1 млн до 1,5 млн рублей.

  Подводя итог, нужно сказать, что «фейковые новости» имеют разнообразный характер и назначение. В свою очередь, такие «новости» всегда будут востребованы среди пользователей сети Интернет. Нельзя забывать о том, что за распространение недостоверной информации существует наказание. В первую очередь необходимо критично относиться к получаемой информации, всегда проверять первоисточки и делать самостоятельные выводы. А журналистскому сообществу требуется не только правильное написание новостей со стороны социальных сетей, но и грамотная аудитория.      

 

 

Список литературы

  1. В Приамурье нашли распространителя фейка о заражении почвы в Угловом цианидами // Амур.инфо — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.amur.info%2Fnews%2F2019%2F08%2F27%2F159087 (дата обращения: 29.02.2020)
  2. Fake News [Электронныйресурс] // Cambridge Dictionary. Режим доступа:https://dictionary.cambridge.org (дата обращения: 28.01.2020)
  3. Бейненсон, А. В. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности / Журналистика в системе альтернативных источников информации: сб. материалов науч. конф. кафедры журналистики // А. В. Бейненсон. Нижний Новгород: 2017 С. 79-89.
  4. Бернастайн, У. История массмедиа // У. Бернастайн. Москва: 2017. С. 165.
  5. В России вступили в силу законы о фейковых новостях и оскорблении власти // РБК.ru — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e3889a09a7947cbcf2807ab (дата обращения: 31.01.2020)
  6. Все обсуждают законопроект о фейках в интернете. Что об этом говорят эксперты? [Электронный ресурс] // Рамблер. Информационное агенство России. Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/41558600-vse-obsuzhdayut-zakonoproekt-o-feykah-v-internete-chto-ob-etom-govoryat-eksperty/ (дата обращения: 28.01.2020)
  7. Газетная утка [Электронный ресурс] // Википедия, свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 26.01.2020)
  8. Государственная Дума Федерального собрания РФ // Что такое фейковые новости и как за них будут наказывать? — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/29982/ (дата обращения: 31.01.2020)
  9. Ильченко, С.Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации / С.Н. Ильченко. – Санкт-Петербург: , 2014. – С. 45.
  10. Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / Назаров М. М. — Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2004. — С. 216-219.
  11. Назарчук, А.В. Этика глобализирующегося общества: тенденции и проблемы глобализации в свете социально-этической концепции К.О.Апеля / А.В. Назарчук. – Москва: Директмедиа Паблишинг, 2002. — С. 216-219.
  12. Распопова, С.С. Фейковые новости: учебное пособие для вузов / С. С. Распопова, Е. Н. Богдан – М.: Аспект Пресс, 2018. — С. 134.
  13. Рина Паленкова // Wikipedia — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wikireality.ru/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0 (дата обращения: 27.02.2020)
  14. Суходолов, А.П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве: понятие, виды, назначение, меры противодействия /А.П. Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6, №2. – С. 87.
  15. Траектории медийной составляющей в России: вызовы современности: монография / К.В. Баринова, Л.А. Васильева, Л.Ю. Григорьева, Р.А. Захаркин, О.И. Зотова, Е.Ю. Олейникова,  В.А. Попиль,  Т.В.  Прудкогляд, П.Ю. Самойленко, А.В. Топчий. – Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2020. – 1 CD-ROM ; [140 с.]. – Загл. с титул.  экр. – ISBN 978-5-7444-4728-1.
  16. Цианиды // Wikipedia — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D1%8B (режим доступа: 28.02.2020)
  17. Шерилин Аиртон, Джули Позетти. Журналистика, «фейковые новости» и дезинформация: руководство для академической и профессиональной подготовки журналистов / Клэр Уордл, Хоссейн Дерахшан, Элис Мэтьюс, Джули Позетти и др.; [перевод с французского Южно-Уральский государственный университет, Красавина А.]. – Ю.: ЮУрГУ, 2019. — С. 34.