АНАЛИЗ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ПО ПАНДЕМИИ COVID-19 ПО МАТЕРИАЛАМ ПРИМОРСКИХ СМИ

8 июля 1:52

Жизнь человека в период, когда страны вводят режим чрезвычайной ситуации, объявляя об угрозе эпидемии, оказывается под угрозой. Подобная ситуация вызывает тревогу у населения. Сложившаяся ситуация сегодня вокруг распространяющейся коронавирусной инфекции COVID-19, яркий пример тому, как тесно между собой связаны заболевания и информирование общества через средства массовой информации. 

Оказавшись, благо, не в эпицентре катастрофы, но рядом, мы имеем печальную возможность быть участниками пандемии. Добиться позитивных результатов по обеспечению информационной безопасности и, главное, информационной полноценности, является возможным лишь при совместных усилиях специалистов из различных организаций и СМИ, которые могли бы грамотно передавать полученную информацию общественности. Надо понимать, что главной задачей журналистики является достоверная, правдивая эпидемиологическая информация о проблеме, которая в конечном итоге доносится до аудитории. 

Актуальность проблемы освещения эпидемиологической ситуации в Приморье заключается не только в том, что вирус прогрессирует именно сейчас. Именно в этом году, вчера, сегодня и завтра. На волне роста информации о людях, заразившихся COVID-19, в интернете стало распространяться большое количество фейковых новостей. В погоне за сенсацией и рейтингами, освещая эпидемиологическую проблему и пренебрегая порой качественной провранной информацией, СМИ вызывали у населения панические настроения. Таким образом, понимание информирования общества – крайне важная необходимость, поскольку речь сейчас идет о безопасности. Журналистика в период пандемии, как журналистика в период войны – она оперативно информирует о проблемах, от которых напрямую зависит жизнь не только людей, но и планеты в целом. И в этой кризисной ситуации, в которой мы сейчас живем, необходимо грамотно, верно и четко передавать «чистую» информацию, от которой, в буквальном смысле, зависит жизнь и здоровье людей. Для СМИ крайне важно выдержать правильный формат в подачи информации – она должна быть не только математически выверенная и правильная, но и не нагнетающая панику. 

В Приморье много зарегистрированных и официальных СМИ, от маленьких газет и до больших телеканалов. Для анализа публикаций о коронавирусе и сложившейся вокруг него ситуации возьмем два крупных информационных агентства, региональное и федеральное: «PrimaMedia» и «Interfax».

Информационное агентство «PrimaMedia» было основано в 2005 году. Сегодня «PrimaMedia» это российский медиахолдинг, состоящий из сети региональных информационных агентств Дальнего Востока, Сибири и юга России с представительством в Москве. Информационное агентство «Interfax» было создано в 1989 году и сегодня является крупнейшей негосударственной информационной корпорацией и представляет собой холдинг из 15 отдельных компаний.  28 мая 2013 года «Interfax» открыл центр во Владивостоке «Интерфакс — Дальний Восток», продемонстрировав «твердые намерения вести активную информационную работу в этом стратегически важным для всей страны регионе»[1]. Из заявления заместителя гендиректора службы финансово-экономической информации «Interfax» Юрия Погорелого: «Изменения, связанные с цифровизацией всего, что происходит, нас не очень пугают. Мы понимаем, что до тех пор, пока будут оставаться люди, читающие новости, и до тех пор, пока будут люди, которые торгуют акциями, облигациями и так далее, мы понадобимся. Даже если исчезнут люди, которые торгуют, — а они уже сейчас исчезают, ведь большую часть торгов на многих рынках делают машины. Не важно. Мы напишем новости для машин»[2].

Успешная работа рассматриваемых информационных агентств достигается с помощью внедрения компьютерных сетей, спутниковой связи. «PrimaMedia» и «Interfax» являются конкурентоспособными современными информационными агентствами, функционирующие в режиме реального времени: новости поступают подписчикам после того, как случились сами события. Профессиональные подразделения информагентств готовят для своей аудитории справочно-аналитические сводки, узкоспециализированные подборки информации, совершенно различные по форме и по темам[3].

Главное различие «PrimaMedia» от «Interfax» заключается в том, что региональное информационное агентство осуществляет свою деятельность в рамках локальной территории, административной, специализирующиеся на информации, посвященной узкой тематике (спорт, финансы, наука, культура). Разнообразная информация подается им и в глобальном, и в локальном (с привязкой к региону, где находится агентство) ключе[4]. Выбор именно «PrimaMedia» и «Interfax» обуславливается спецификой их работы, через эти средства массовой информации проходят множество инфоповодов, именно информационные агентства чаще всего цитируют газеты. Важным является и платформа подачи: информагентства организовали доступ к своим услугам для широкой аудитории посредством интернет-подписок, рассылок по электронной почте, sms-информирования, позволивших современному потребителю информации в некоторых случаях принципиально исключить из цепочки коммуникации посредников в лице СМИ.[5]

Пандемия коронавируса началась с обнаружения в конце декабря 2019 года в городе Ухань провинции Хубэй центрального Китая первых случаев пневмонии неизвестного происхождения у местных жителей, связанных с местным рынком животных и морепродуктов Хуанань. 31 декабря 2019 года власти Китая проинформировали о вспышке неизвестной пневмонии Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). Первые сообщения о вспышках болезни появились в Китае 31 декабря 2019 года[6], а первые клинические проявления у заболевших возникли ранее – 8 декабря 2019[7]. Следовательно, начало публикаций о коронавирусе должно приходиться на декабрь 2019 года.  Ни в одном из местных информационных агентств информации о коронавирусе за декабрь не было опубликовано. Первые публикации появились в январе 2020 года.

 За первый зимний месяц было в «PrimaMedia» опубликовано 12 новостей о неизвестном миру коронавирусе. Первая появилась 10 января. Следующая – 13 января, 21 января. После этого новости стали выходить почти каждый день, но по одной.  Первая новость об ужесточении прохождения границы с Китаем. «59 случаев заболевания пневмонией. Кроме того, у 15 из них определен новый вид коронавируса. Многие случаи заболевания связаны с городским рынком морепродуктов, который в настоящее время закрыт. Заболевание протекает в легкой и средней степени тяжести, семь заболевших находятся в тяжелом состоянии, летальных исходов не зафиксирован» – новость информирует о произошедшем, как мы видим, масштаб трагедии еще не сильно велик. 13 января в Китае уже был зарегистрирован первый случай смерти от коронавируса – в «PrimaMedia» написали и об этом. Постепенно, с каждой новой новостью пишется об усилении мер: начинаются досмотры, проход через границу ужесточают[8].

22 января новость приобретает новый виток, вирус найден уже в 5 странах: «Смертоносный вирус из Китая зафиксировали в 5 странах: меры предосторожности» гласит заголовок[9]. Вирус уже становится смертоносным. Сейчас, когда от него умерло 59 тыс. человек, ярко окрашенное слово «смертоносный» кажется более объективным к использованию. Хотя интересна, в данном случайная статистика. На сайте ВОЗ мы узнаем, из-за ишемической болезни сердца в 2016 году умерло 15,2 миллиона человек, путем простых вычислений – 3,8 миллиона за три полных месяца[10]

26 января «смертоносный вирус убил 56 человек» – гласит новость[11]. За месяц, пока вирус «существовал», им заразилось уже 2000 тысячи человек. Интересно, что в 2018 году, к примеру, ВИЧ заразилось 166 тыс. человек за месяц[12]. Появляется вопрос, насколько все же обосновано использовать столь ярко крашенное стилистическое слово в информационном материале? 

В «Interfax» первая новость о вирусе появилась 22 января. Но за период с 22 по 31 января было опубликовано 40 новостей о вирусе. Первая новость: «Санитарный контроль усилен в пунктах пропуска на Дальнем Востоке РФ из-за вспышки коронавируса в Китае», в «PrimaMedia» подобная новость вышла 21 числа. Материалы публиковались каждый день. Интересно, что в отличие от «PrimaMedia», в «Interfax» коронавирус не поучил никакого описания, ему не присуждались такие эпитеты, как «смертоносный» и прочие возможные. Просматриваю ленту новостей, мы видим лишь сухие новости о событиях. Заголовки гласят: «Приморье получило тесты для определения нового коронавируса, готово при необходимости развернуть до 1 тыс. дополнительных мест в больницах», «Власти Приморья просят туроператоров не продавать путевки в Китай из-за коронавируса»[13]

В январе «Interfax» во Владивостоке начал публиковать информацию о вирусе позже, уже в конце месяца. Но за несколько дней он опубликовал почти в 4 раза больше материалов, чем было опубликовано за больший промежуток времени в «PrimaMedia». Сравнивая информационную повестку, видно, что в обоих информационных агентствах речь идет об одних и тех же событиях, с той разницей, что «Interfax» проводит собственные расследования о, к примеру, влиянии коронавируса на туротрасаль Приморья, пишет о Трутневе и его поручениях. Выходит, что проблема в «Interfax» освещена более широко, но без «подогрева» публики использованием ярко окрашенных стилистических слов[14]

 За февраль в «PrimaMedia» было опубликовано 95 материалов о вирусе.  Первая новость от 1 февраля «Россияне готовятся к эвакуации из-за коронавируса через пункты пропуска в Приморье». Интересно, что сейчас вирус лишился своей «смертоносности», такое определение к нему больше не применяется. 10 февраля автор материала о защитных масках использует фразу «коронавирусная истерия»: из-за коронавирусной истерии во Владивостоке маски остались только в двух сетях аптек. Само слово «истерия» является ярко стилистически окрашенным, что настраивает посмотреть на материал под этим углом, с точки зрения истерики[15].

Новости за февраль отражают реальные события – рассматриваются и проблема с дефицитом овощей, с поднятием цен на них, с закрытием границы с КНР. Вот пример нескольких заголовков: «Иностранных студентов в Приморье отправили на карантин из-за подозрения на коронавирус», «Цены на овощи в ДФО еще не вернулись к январскому уровню – замглавы Минсельхоза РФ»[16]

В феврале «Interfax» опубликовало 56 новостей. Агентство уделяло меньшее внимание «местной» специфике. К примеру, не публиковал новости о видео обращении студентов ВГУЭСа к жителям Китая[17]. «Interfax», как лидер среди информационных агентств в России, реже обращается к новостям «местного разлива». В новостях отсутствует ярко окрашенная лексика, как в заголовках, так и в основном теле текста. Использовалось выражение «беспрецедентные меры», но и оно было взято из прямой речи собеседника: «Аптечные сети принимают «беспрецедентные меры» для доставки в Приморье медицинских масок – власти края». Примеры заголовков: «Более 100 тыс. медицинских масок поступят на следующей неделе в Приморье», «Эвакуация россиян через один из трех пунктов пропуска в Приморье завершена»[18]

В феврале «Interfax» опубликовал на своей ленте меньше новостей, чем «PrimaMedia». Что вполне возможно объяснить спецификой агентства, т.к. оно федеральное. «PrimaMedia» обратила больше внимания именно на местный колорит. В своих материалах журналисты вновь использовали стилистически окрашенные слова. В «Interfax» их так и не появилось. 

За март на сайте «PrimaMedia» было опубликовано 244 новости. Это абсолютный максимум за все три месяца. Новости выходили по несколько раз в день, к середине месяца их стало становиться все больше и больше. Так, 16 новостей было опубликовано за 18 марта. 20 марта в ленте также появилось 16 материалов. 22 новости за 24 марта. С усугублением кризисной обстановки в мире появляется больше новостей. Интересно, что в марте заголовки и материалы в «PrimaMedia» лишены оценочных и экспрессивных слов. Коронавирус остается коронавирусом, не более. Новости стали выходить с более положительным наклоном. Разбираются положительные аспекты, к примеру, корреспонденты сняли фоторепортаж в знаковых местах Владивостока в противогазах: «Юмор vs паника: как в Приморье относятся к коронавирусу и массовой скупке противогазов»[19].

Вот примеры некоторых заголовков: «Три пункта временного размещения для изоляции граждан подготовлены в Артёме»[20], «Подготовка к общероссийскому голосованию по Конституции в Приморье идет в штатном режиме»[21]

Много материалов посвящены местной тематике. Рассказывается, как магазины переживают ситуацию с вирусом, о спортивных клубах и кинотеатрах и о том, как они переживают ситуацию с вирусом. В заголовках вообще больше внимания отдается положительным моментам, с шуточным мотивом: «Безопасные рецидивисты: саперы Владивостока снова угнали льдину и простебали коронавирус»[22].

92 новости появилось в ленте «Interfax» за март. Разрыв с «PrimaMedia» колоссальный. Сравнивая количество новостей за одинаковые даты, то от 18 марта вышло 4 новости, 20 марта – 3 материала, 24 марта – 13 новостей. Но, как и в «PrimaMedia», к концу месяца материалов на ленте становится больше.  Некоторые заголовки за март: «Фестиваль «Крымский полдень» с участием 15 тыс. человек во Владивостоке отменили из-за коронавируса», «Учение с участием военных и полиции по ликвидации последствий коронавируса провели в Приморье», «Проход в общежития ДВФУ ограничивают для борьбы с коронавирусом»[23]. Как и прежде, материалы лишены «окраски», это простые информационные заметки. Как федеральное агентство, «Interfax» уделяет меньше внимания на локальные новости. К примеру, они не публиковали материал об угоне льдины, как было на «PrimaMedia». 

В марте 2020 г. «PrimaMedia» обогнала «Interfax» обогнала по количеству материалов. Март – самый активный месяц по публикациям. Это объясняется «накалом» информационного поля вокруг коронавируса и обвала курса рубля. Вирус все больше проникает в Россию, поэтому и пишут о нем больше.  «PrimaMedia», как локальное, местное СМИ, уделяет большое внимание вирусу и местным новостям. «Interfax» берет новости большего масштаба. К марту заголовки в «PrimaMedia» изменились – из них пропали оценочные категории. Заголовки «Interfax» остались без изменений. 

Анализ эпидемиологической обстановки по материал приморских СМИ показал следующее: начало публикаций о вирусе приходится на январь. В «PrimaMedia» вирус получил название «смертоносный», но большого количества публикаций о нем не было. В «Interfax» публикаций о вирусе за первый месяц было в разы больше (это единственный месяц, когда их количество было больше, чем в «PrimaMedia»), они носили чисто информационный характер, без оценки, об ужесточении контроля и т.п. 

Февраль является «средним месяцем», количество публикаций растет. Из материалов обоих информационных агентств мы узнаем о ситуации с вирусом. Но в «PrimaMedia» с большим уклоном в местные проблемы и специфику региона. Порой в работе журналистов проскальзывает оценочная лексика, но ее совсем мало. Материалы пересекаются по инфоповодам, что вполне естественно, ведь мы говорим об одном регионе. Появляются положительные новости о вирусе. 

Март 2020 года является самым «вирусным» месяцем для информационных агентств. Это объясняется ситуацией в России и в мире – количество заболевших, выздоровевших и умерших растет, в Приморье появляются первые заразившиеся. Усиливаются меры поддержки от власти. В «Interfax» появляются «сбойки» новостей, в которых собирается общая информация о вирусе в регионе. В «PrimaMedia» новости делятся. 

Мы видим динамику: сначала «PrimaMedia» коронавирус интересовал в меньшей степени. Но с каждым месяцем количество материалов увеличивается. Ближе к весне начинают появляться позитивные новости, вирус больше не «смертоносный». «Interfax» остался верен себе – количество новостей примерно одинаково и нет такого большого скачка, как в «PrimaMedia». Заголовки остаются на одном уровне.

Информационное поле о коронавирусе огромно. Возможно, можно говорить о том, что оно даже перенасыщено новостями. Острой истерии о коронавирусе нет – информационные агентства стараются держаться на уровне. Ситуация о вирусе передается подробно в обоих СМИ, что позволяет говорить о ее достоверности. Но материалы в «PrimaMedia» больше с уклоном в местную тематику, что и увеличивает количество материалов.

Таким образом, информационные агентства «PrimaMedia» и «Interfax» получили возможность напрямую, минуя другие СМИ, формировать общественное мнение. Сама специфика деятельности этих организаций заставляет их корреспондентов применять смелые решения для максимально быстрого сбора и передачи сообщений, что позволило им существенно расширить степень своего влияния и роль в дальневосточном регионе.

 

 

Литература

 

  1. Вагнер И. Е. Информационные агентства в системе современных масс-медиа: тенденции развития // Вестник ННГУ. 2013. № 4 (2). C. 200-206.
  2. Могилевская Э.В. Типологические признаки информационных агентств в Интернете // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2008, №1. С.207-213
  3. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.; под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. 259 с.
  4. Сапунов В. И. Зарубежные информационные агентства. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2006. 382 с.
  5. Сайфуллаев Д. Б. Информационное обеспечение внешней политики государства: сравнительный анализ опыта России и США // Вестн. Поволжского ин-та управления. 2014. № 1 (40). С. 24-28.
  6. Юрий Погорелый: как работает информационное агентство // Сайт-архив интернетиздания Colta.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://os.colta.ru/media/net/details/35523 (дата обращения: 06.04.2020).

 

Literatura

 

  1. Vagner I. E. Informacionnye agentstva v sisteme sovremennyh mass-media: tendencii razvitija // Vestnik NNGU. 2013. № 4 (2). C. 200-206.
  2. Mogilevskaja Je.V. Tipologicheskie priznaki informacionnyh agentstv v Internete // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filologija. Zhurnalistika. 2008, №1. S.207-213
  3. Sistema sredstv massovoj informacii Rossii: ucheb. posobie dlja vuzov / Ja. N. Zasurskij, M. I. Alekseeva, L. D. Bolotova i dr.; pod red. Ja. N. Zasurskogo. M.: Aspekt Press, 2003. 259 s.
  4. Sapunov V. I. Zarubezhnye informacionnye agentstva. SPb.: Izd-vo V. A. Mihajlova, 2006. 382 s.
  5. Sajfullaev D. B. Informacionnoe obespechenie vneshnej politiki gosudarstva: sravnitel’nyj analiz opyta Rossii i SShA // Vestn. Povolzhskogo in-ta upravlenija. 2014. № 1 (40). S. 24-28.
  6. Jurij Pogorelyj: kak rabotaet informacionnoe agentstvo // Sajt-arhiv internetizdanija Colta.ru. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://os.colta.ru/media/net/details/35523 (data obrashhenija: 06.04.2020).

 

[1] «Интерфакс» открыл пресс-центр во Владивостоке //ZRPRESS.ru № 694, 28.05.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zrpress.ru/anews/vladivostok_28.05.2013_61108_interfaks-otkryl-press-tsentr-vo-vladivostoke.html (дата обращения: 06.04.2020).

[2] Юрий Погорелый: как работает информационное агентство // Сайт-архив интернетиздания Colta.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://os.colta.ru/media/net/details/35523 (дата обращения: 06.04.2020).

[3] Вагнер И. Е. Информационные агентства в системе современных масс-медиа: тенденции развития // Вестник ННГУ. 2013. № 4 (2). C. 200-206.

[4]Могилевская Э.В. Типологические признаки информационных агентств в Интернете // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2008,  №1. С.207-213

[5] Сайфуллаев Д. Б. Информационное обеспечение внешней политики государства: сравнительный анализ опыта России и США // Вестн. Поволжского ин-та управления. 2014. № 1 (40). С. 24-28.

[6] Pneumonia of unknown cause – China [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.who.int/csr/don/05-january-2020-pneumonia-of-unkown-cause-china/en (дата обращения 26.03.2020)

[7] Report: Thailand’s coronavirus patient didn’t visit outbreak market [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cidrap.umn.edu/news-perspective/2020/01/report-thailands-coronavirus-patient-didnt-visit-outbreak-market (дата обращения 26.03.2020)

[8] PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primamedia.ru/news/896643/?from=37 (дата обращения: 25.03.2020)

[9] PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://primamedia.ru/news/900784/?from=37 (дата обращения: 25.03.2020)

[10] 10 ведущих причин смерти в мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/the-top-10-causes-of-death (дата обращения: 25.03.2020)

[11] PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://primamedia.ru/news/901994/?from=37(дата обращения: 25.03.2020)

[12] PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primamedia.ru/news/901993/?from=37 (дата обращения: 25.03.2020)

[13]«Interfax»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: interfax-russia.ru/far-east/news/primore-poluchilo-testy-dlya-opredeleniya-novogo-koronavirusa-gotovo-pri-neobhodimosti-razvernut-do-1-tys-dopolnitelnyh-mest-v-bolnicah (дата обращения: 25.03.2020), «Interfax»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа:

[14] «Interfax»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/far-east/news/ubytki-turotrasli-primorya-ot-zakrytiya-granicy-s-knr-iz-za-koronavirusa-budut-zaviset-ot-dlitelnosti-ogranicheniy-ekspert/(дата обращения: 04.04.2020)

[15] «PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primamedia.ru/news/907188/?from=37 (дата обращения: 25.03.2020)

[16] «PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primamedia.ru/news/909202/(дата обращения: 04.04.2020)

[17] «PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primamedia.ru/news/910850/?from=37 (дата обращения: 25.03.2020)

[18] «Interfax»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/far-east/main/evakuaciya-rossiyan-cherez-odin-iz-treh-punktov-propuska-v-primore-zavershena (дата обращения: 25.03.2020)

[19] «PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primamedia.ru/news/923602/?from=37 (дата обращения: 25.03.2020)

[20]«PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primamedia.ru/news/924530/?from=37 (дата обращения: 25.03.2020)

[21] «PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primamedia.ru/news/923201/?from=8 (дата обращения: 25.03.2020)

[22] «PrimaMedia»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://primamedia.ru/news/922041/?from=37 (дата обращения: 25.03.2020)

[23] «Interfax»: официальный сайт информационного агентства. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/far-east/news/prohod-v-obshchezhitiya-dvfu-ogranichivayut-dlya-borby-s-koronavirusom (дата обращения: 05.04.2020)