КЫРГЫЗСТАН: МАСС-МЕДИА В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СТОЛКНОВЕНИЯ (ОШСКИЕ СОБЫТИЯ 2010 ГОДА)

18 июля 12:43

Первый раз кыргызско-узбекский конфликт в Кыргызстане случился летом 1990 года в городе Ош. В то время еще существовала советская власть, это был ее последний год. Два этноса (кыргызы и узбеки), испокон веков проживающие на этой земле, уничтожали друг друга, сжигали дома. Сотни и сотни жертв, ущерб, ужас. Кровавое столкновение было остановлено с помощью солдат из воинских частей Советского Союза.

Ровно через 20 лет (летом 2010 года), в этом же самом месте случился второй конфликт — вспыхнула межэтническая война внутри суверенного государства. Одна часть населения Кыргызской Республики (узбекская часть) требовала себе автономии, а другая часть (кыргызская) отстаивала целостность страны. И опять многочисленные жертвы и сожженные дотла городские кварталы. Трагедия длилась 4 дня — с 11 июня по 14 июня.

В этот период местные СМИ (средства массовой информации) были подавлены местной властью, работу местных журналистов  заблокировали начисто. Местное население информацию о местных событиях получало из столицы государства — Бишкека. Главный государственный телеканал давал новости через каждые два часа, но местные каналы (в их числе также и государственные областного масштаба) не могли дополнять собственными репортажами непосредственно с места событий. Такой порядок установили из центра. И это было не лучшее решение, и промежуток длиной в два часа в такой экстремальной ситуации наполнялся жуткими слухами и домыслами.

         Информация требовалась населению как минимум каждый час, вот эту оперативную (сверхоперативную) миссию местные СМИ исполнить не могли, власть лишила их такой возможности. В те дни не нужны были те монотонные «анализы» от теолога (специалиста по исламоведению) Кадыра Маликова и политолога Орозбека Молдалиева, которыми просто чрезмерно заполнили телеэфир.

5 канал (столичный) давал новости из Бишкека через телефоны от очевидцев, но репортажей из места событий не делал. В этом плане был только один такой репортаж, его подготовили местные корреспонденты британского  ВВС. И этот репортаж, повторяясь из раза в раз, породил у аудитории негативное чувство своим односторонним уклоном. Требовалось сбалансировать картину следующими репортажами с целью дать полную и объективную информацию. Этого не случилось, в эфире шел только один видеосюжет, который воспринимался уже в качестве универсального клише, нагнетая обстановку [1].

Местные канал ЭлТР (расшифровывается как «народное телерадио»), созданный в качестве общественного телевидения после первой кыргызской революции 2005 года, всячески избегал затрагивать этнические аспекты, к тому же дорога для этого канала к очагам конфликта была заблокирована силовыми структурами. Такова была ситуация в дни столкновения.

         Журналисты, естественно, так или иначе,  отражали факты и нюансы идеологической подготовки к данному конфликту. За месяц до трагедии лидер местных (кыргызстанских) узбеков Кадыржан Батыров проводил митинги с сепаратистскими призывами, в ответ на которые кыргызские лидеры проводили свои целенаправленные митинги, способствуя процессу созданию конфронтации. Местный телеканал ОШ-ТВ (не государственное масс-медиа с узбекским языком вещания) вновь и вновь выдавал в эфир призывы к сепаратизму, делал это настойчиво и обстоятельно, обрабатывая сознание своей аудитории. В унисон ему работал в эфире еще один негосударственный местный телеканал «Мезон ТВ» (также вел  вещание на узбекском языке). На крышах домов в кварталах, где проживали узбеки (их называют «махалля») появились надписи: «Узбекская зона» и «SOS». Они были написаны латинским шрифтом. Соседний Узбекистан уже полностью перешел на латинскую графику, кыргызы свою кириллическую письменность не меняли, сохраняя русскую графику, поэтому воспринимали данную латиницу как «ориентир» для авиации [2, 137-138].

Перестрелка началась ночью 10 июня. На следующий день город Ош уже полыхал, потом это перекинулось на город Джалал-Абад (между ними 60 км). Здесь надо особо отметить позицию президента Узбекистана Ислама Каримова, который твердо заявил, что «в такой ситуации ни один солдат, ни один гражданин Узбекистана не перейдет границу с Кыргызстаном». Этот момент кыргызские масс-медиа отмечали честно и объективно [3, с.37]. Что касается своих кыргызских лидеров, то они писали иначе. Вот как редактор газеты «Жаны Ордо» Б.Назаралиев сформулировал их действия. Цитируем.

«Кыргызская власть в лице Розы Отунбаевой, Алмазбека Атамбаева и Омурбека Текебаева пообещали Кадыржану Батырову создание узбекской автономии, внеся этим трещину в целостность Кыргызстана» [4].

Цифры по количеству жертв того года были обнародованы в газете «Вечерний Бишкек». Вот они. «Убито 426 человек (из них опознано 381), 2000 человек получили ранения (из них 925 попали в больницы с пулевыми ранениями). 35 человек пропали без вести» [5]. А.Василивецкий по следам тех событий написал книгу, где озвучил версию о том, что в те дни на местах орудовали нанятые спайперы [6, с.191].  Но версия эта конкретными фактами не подтверждена.

По расследованию тех событий работали три комиссии — Временная депутатская комиссия, Национальная комиссия, Международная комиссия. В своих отчетах они выделили в качестве главных причин четыре стороны —  сепаратисты, реваншисты, исламисты, наркобароны. Да, есть некоторые предположения и некоторые подтверждения к каждой из сторон, но истина, как всегда (как  вероятнее всего) посередине. К примеру, в книге российского эксперта В.Пономарева есть сомнение относительно аргумента с «исламистами». Вот его слова. «Нет убедительных доказательств того, что люди воспринимали это как призыв к «вооруженному джихаду», а не к обороне» [7, с. 57]. Речь идет о звучащих в ту роковую ночь «азанах» (призывах с минаретов мечетей к молитве).

Вызывает сомнение и версия о «реваншистах». Здесь имеется в виду «реванш» от второго президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, который был свергнут за два месяца до событий в Оше. Но, как отмечали кыргызские политики, у него не было ни сил, ни условий для подобной акции [8, с. 53]. Версия о «наркобаронах» также притянута искусственно, потому как сами такие потрясения в государстве они не совершают целенаправленно, но в такие моменты они активизируют свои действия по принципу «ловли рыбы в мутной воде», то есть пользуются создавшейся ситуацией.

Вероятнее всего выглядит версия с «сепаратистами». Это ближе по форме, по содержанию и по самой логике процесса, к тому же здесь уже был (20 лет назад) подобный опыт — опыт сепаратизма, который также готовился заранее с использованием средств массовой информации того времени в виде партийно-советской газеты «Советская Киргизия» и журнала «Известия ЦК КПСС». Тогда было организовано письмо в Верховный Совет СССР с подписями Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда (узбекской национальности). Они  ставили вопрос о необходимости создания на южной территории Кыргызстана Узбекской автономной республики. Им было отказано в виду того, что подобная автономия была просто немыслима на фоне существующей Узбекской ССР, она нарушала главный принцип автономии, которая создавалась для крупного этнического слоя, не имевшего союзной республики. К примеру, Каракалпакская Автономная республика в составе Узбекской ССР. Ситуация в 1990 году накалилась до предела, что привело к межэтническому столкновению с человеческими жертвами.

Генеральная Ассамблея ООН 21 сентября 2010 года на пленарном заседании вынесла заключение по «Ошским событиям» с формулировкой, что ситуация там была под контролем третьих сил, организовавших акции, что к этому имеются полные основания. Но проблема здесь в том, что эти самые «основания» до сих пор никто так и не показал, поэтому этот вердикт остался на уровне «версии». Национальная комиссия в своем отчете констатировала, что информация ООН о «третьих силах» никаким образом не подтверждена [9].

В 2011 году Госдепартамент США вручил Розе Отунбаевой (она правила Кыргызстаном полтора года в промежутке между вторым и третьим президентами, правила именно в то время, когда произошли трагические события в Оше) премию в номинации «отважная женщина». Эта «новость» возмутила  узбекскую правозащитницу Мутабар Таджиеву, которая  точно такую премию  (за женскую отвагу) получила в 2009 году. В знак протеста она отказалась от своей премии, заявив следующее. «Мне противно быть в одном ряду с женщиной, у которой руки в крови и которая давно заляпала черной краской свои былые положительные черты» [10]. Насчет «рук в крови», конечно, перебор, ибо сама госпожа Р.Отунбаева не является персональным автором «Ошской трагедии», что касается титула «отважная женщина», то тут есть основание, ибо собственный кыргызский народ ее таковой не воспринимает.

В контексте событий 2010 года обрела известность еще одна персона. Это гражданин Кыргызстана Азимжан Аскаров, он этнический узбек, был активным сотрудником популярной на юге республики правозащитной организации «Солидарность». После завершения  конфликта его арестовали и в 2011 году осудили на пожизненное заключение. Обвинили за убийство милиционера и подстрекательство к бунту. Вину он не признал, доказать ее с абсолютной уверенностью не смогли, доказательная база зыбкая — орудия убийства нет, место и время его пребывания на месте совершения убийства не подтверждено. Независимые юристы, изучившие материалы по его делу, дали заключение, что наказание не соответствует истине. В 2015 году Госдепартамент США наградил его премией в номинации «узник совести», Комитет по правам человека ООН вынес решение, что суд Кыргызстана наказал его ошибочно.

Комитет обратился к власти страны с призывом освободить его от заключения, но кыргызский правитель в лице третьего президента Алмазбека Атамбаева не только проигнорировал решения ООН и Госдепартамента США, но и пошел зачем-то дальше, расторгнув двустороннее кыргызско-американское соглашение о сотрудничестве, заключенное в 1993 году. «Узник совести» продолжает отбывать пожизненный срок. Указанный президент правил 6 лет (2011 — 2017), в 2019 году, находясь в отставке, стал совершать антигосударственные действия, за что был лишен статуса «экс-президент». В ответ на это он создал в своем родовом селе блокпост и устроил перестрелку с силовыми структурами, что привело к гибели офицера спецназа и ранениям бойцов и граждан. 8 августа 2019 года его арестовали, содержится в камере изолятора Комитета национальной безопасности.

При четвертом кыргызском президенте Сооронбае Жээнбекове дело «узника совести» Азимжана Аскарова было пересмотрено в июле 2019 года в областном суде. Но сдвига не произошло, прежний приговор (пожизненное заключение) оставили без изменения.

По этому поводу международная организация «Amnesty International» сказала так. «Мы снова наблюдаем торжество несправедливости в Кыргызстане. Что помешало властям выполнить свои обязательства согласно международному праву и Конституции страны в отношении узника совести Азимжана Аскарова. Краткий ответ на этот вопрос — это полное пренебрежение правами человека». В мире его преступником не считают [11]. А кыргызская Фемида считает, что мнение авторитетных международных  инстанций для нее не представляет ничего существенного. И международные стандарты мировой юриспруденции для Кыргызстана, выходит, тоже не приемлемы. Странно.

Теперь подведем итоги. Кыргызская журналистика в 21 веке добилась вполне очевидных вполне определенных успехов в качестве рупора демократии. Масс-медиа страны внесли свой весомый вклад в тот процесс, который после двух народных революций (март 2005, апрель 2010) стал уже необратимым. Необратимость в том, что в этой стране Центральной Азии уже нет угрозы культа личности правителя с бесконечными переизбраниями на пост президента и переименованиями в его честь городов страны.

В Конституции Кыргызстана для главы государства предписан только один срок на 6 лет и только один раз для одного человека. Повторы и возвраты здесь не допустимы. И вот этот пример достоин подражания, во всяком случае, он совсем не из разряда «дурных примеров». В дело претворения в жизнь такого порядка свой конкретный вклад внесли СМИ — независимые средства массовой информации. Это факт истории.

Список литературы:

  1. http://www.media.kg/kyrgyzstan-iynskaya-tragediya-2010-v-zerkale-smi/
  2. Омурзаков Ы. 7-апрель жана түштүк коогалаңы. — 2010.

Журналистттин көзү менен. — Бишкек, 2013. — 256 с.

  1. Максутова С. От тутанган онунчу жыл же Убактылуу Өкмөттүн ишмердүүлүгү. — Бишкек, 2013. — 196 с.
  2. Жаңы Ордо. — 2012, 7-декабрь.
  3. Вечерний Бишкек. — 2011, 14 января.
  4. Василивецкий А. Преломление: События 2010 в Кыргызстане глазами историка и очевидцев. — Бишкек, 2014. — 288 с.
  5. Понамарев В. Хроника насилия: события июня 2010 года на юге Кыргызстана. — М., 2012.
  6. Мырзакматов М.Мен издеген чындык: Ош коогасы тууралуу маектер, кайрылуулар, билдиръъл=р, документтер, фактылар. — Бишкек, 2-11. — 384 с.
  7. http://www.bbc.com/kyrgyz/mobile/in_depth/2011/06/110606_june_national_commission.shtml.
  8. Дело №. — 2011, 16 марта.
  9. — 2019, 2 августа.