ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА «ТУОЛБЭМ ТОЛКОЛООХ ХОЛУМТАНА»

10 июня 7:16

С 2017 года творческим коллективом детского сада №31 «Кэнчээри» с. Техтюр Хангаласского улуса был запущен проект по патриотическому воспитанию  детей  «Түөлбэм төлкөлөөх холумтана». Цель данного проекта: изучение истории родного села, как основа патриотического воспитания детей.

               Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утрачивает представление о значении патриотизма как части национального менталитета.
Стала необходимой формировать патриотические чувства с самого раннего возраста, вернуться к истокам, корням, традициям своего народа. Первый президент Республики М.Е. Николаев считал необходимым придать серьезное значение изучению истории своего народа, пропаганде добрых традиций, заложенных поколениями саха. История родного края всегда будет самой актуальной и важной частью истории в целом.

              Вся работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным селом ориентирована на детей 6-7 лет, что особенно ценно. Очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.

 Содержание проекта состоит из 8 разделов:

Первый раздел “Торөөбүт Төхтүрүм барахсан”: Большая родина начинается с малой: детям дается понятие что наше село входит в Хангаласский улус и расположено на долине Эркээни. А также, чтобы отличить друг от друга каждый улус и село  имеют свой герб и флаг, которые раскрывают их особенности и историю.

Второй раздел “Куллаты – ытык сир”: Знакомство со священной для хангаласцев местностью, ознакомление с его богатой историей. Куллаты – это родовое поместье предшественника Хангаласцев Тыгына Дархана Детям дается понятие, что эта  местность глубоко почитаема всеми хангаласцами.  Дети учатся правильно вести себя в природе и почитать  традиции и обряды своих предков.

Третий раздел  “Мин төрүччүм”: Знакомство детей  с историей  семьи каждого ребёнка. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – к отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, заботы и внимания. Опора на историю семьи помогает дошкольникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан.

Четвертый раздел “Төхтүр уулуссаларын ааттара”: Дети старшего дошкольного возраста должны знать свой дом, свой адрес и названия  улиц своего родного села, хорошо ориентироваться в близлежащем районе и в расположении социально-значимых объектов. Детям дается понятие, что улицы названы в честь знаменитых людей, по географическому месту расположения или по значимым историческим событиям.

Пятый раздел  “Төхтүр нэһилиэгин сирдэрин ааттара”:В этом разделе идет ознакомление детей с природными зонами, как луг, поле, лес, а также с озерами, речками и островами, где находятся сенокосные угодья.

Шестой раздел “Төхтүр дьаама”: Знакомство детей с историей возникновения ямщицкой станции, с жизнью и бытом ямщиков,  их культурой и традициями.

Седьмой раздел «Төхтүр сынньалан сирдэрэ»: Знакомство с туристическими местами, которые прославляют наш улус, наше село. Такими туристическими базами являются: республиканский зоопарк «Орто дойду» и горнолыжная база «Техтюр».

           Восьмой раздел «Туризм» способствует становлению у детей ценностей здорового образа жизни, совершенствует естественные виды движения, развивает поисковую деятельность детей через туризм. Идет закрепление теоретического материала на практике: дети учатся ориентироваться на местности по карте — схемам, преодолевают разные естественные препятствия. Пешие походы формируют у детей межличностные дружеские отношения в процессе игровой туристической деятельности. А также во время похода организуются различные комплексы игр и физических упражнений и самостоятельные игры.  У детей формируется экологическая культура, идет закрепление правил поведения на природе (сиэри — туому тутуһуу).

           Для реализации проекта по данным разделам разработан перспективный план на год. Теоретический материал дается в зимний, а практическая часть – в весенний период когда дети выходят на прогулку, экскурсии.

        Занятия и развлечения являются комплексными – на них используются различные виды детской деятельности как теоретического, так и практического характера.

           В рамках проекта проведена следующая работа:

— организованы различные мероприятия, тематические развлечения, конкурсы, экскурсии, встречи с интересными людьми, пешие походы, выставки детских работ;

—  составлена система занятий по ознакомлению детей с историей малой родины;

— разработаны авторские настольные игры: «Путешествие по Хангалассу», “Прогулка по родным улицам”, “Собирайка, узнавайка”;

— разработаны учебно-тематичекие  презентации по теме: «Куллаты – ытык сир», «Төхтүр дьаама», «Төхтүр уулуссалара, тэрилтэлэрэ», «Төрөөбүт Төхтүрүм төрүттэниитэ», “Тойон көтөр — Хотой”;

— создана картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию;

— составлены плакаты-акции «Олорор мутуккун кэрдимэ, айылҕа кэрэтин тэпсимэ!» (плакаты — акции, созданные детьми с авторскими лозунгами);

— размещены плакаты-акции в местах отдыха с массовым пребыванием людей на природе;

— проведен экологический десант;

—  участие педагогов и воспитанников в улусных и республиканских конкурсах (педагогические чтения, детская олимпиада по риторике, конкурсы песни, танца и фольклора и др.).

             Подводя планомерную работу, мы пришли к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения – в повседневном общении с взрослыми, сверстникам, в ходе игр, пеших походов, экскурсий, наблюдений.

Таким образом, систематическое   грамотно организованное приобщение детей к изучению истории родного села сыграло положительную роль в патриотическом воспитании, в повышении качества знаний воспитанников, в подготовке их к жизни и труду. В современных условиях нужно приложить все усилия тому, чтобы ребенок чувствовал себя частью своей малой родины, воспринимал ее как собственный дом и относился к ней бережно и разумно.