ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОБЩЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕДВУЗЕ

22 февраля 11:24

Научные понятия имеют исключительно важное познавательное и практическое значение. Они являются центральным элементом построения научных систем, основой учебных предметов. Система научных понятий является основой научных знаний. Работа преподавателя по формированию понятий позволяет выделить главное в каждом предмете, развивать мышление студентов, вооружать их интеллектуальными навыками, закладывать основы научного мировоззрения. Изменение методов обучения должно идти в направлении усиления самостоятельности, вооружения студентов рациональными приемами учения, общими и специфическими для каждого предмета умениями и навыками.

К формированию системы научных понятий у школьников должен быть готов учитель. Для этого ему необходимо в совершенстве владеть понятийным аппаратом соответствующей науки и методами работы над понятиями [2].

Все выше изложенное привело нас к мысли о том, что в наибольшей степени с задачами обучения студентов в педагогических вузах, с их возрастными особенностями и познавательными способностями, согласуется подход, условно названный нами «обобщенно-теоретическим подходом». Он призван решать двойную задачу: обеспечивать владение понятиями и обобщенными приемами работы над понятиями. Это обусловлено, во-первых, тем, что студенты за период обучения должны хорошо усвоить определенную систему понятий по различным учебным предметам и, главное, по своей будущей специальности. Качество усвоения понятий во многом будет зависеть от того, какие приемы (способы) работы по усвоению понятий будут сформированы у студентов. От качества усвоения понятий зависит во многом эффективность работы учителя —  предметника, а, следовательно, качество знаний его учеников. Во-вторых, необходимость формирования у студентов обобщенных приемов работы по усвоению понятий вызвана тем, что студенты – будущие учителя – должны будут уметь сформировать эти приемы у своих учеников. В-третьих, знание приемов работы над понятиями обеспечивает развитие у  студентов умений и навыков самоконтроля, является побуждением и условием самообразования. Усвоение обобщенного теоретического подхода способствует профессионализации процесса изучения профилирующих дисциплин.

Процесс формирования обобщенных приемов работы по усвоению понятий может протекать более продуктивно при условии, если обучающийся знает основные общие характеристики понятия как логической категории, критерии усвоения понятий, правила их определения, основные виды связей и отношений между понятиями, основные виды (группы) понятий. Эти сведения о понятиях составляют один из важных компонентов обобщенного теоретического подхода к работе над понятиями [2].

Другим важным компонентом, составляющим основу обобщенного теоретического подхода, являются общие требования к усвоению основных групп понятий. Они были разработаны А.В. Усовой на основе структурно-логического анализа содержания предметов естественного цикла, что позволяет выделить в них в качестве общих основных взаимосвязанных структурных элементов знаний научные факты, понятия, законы и теории. На основе анализа новых научных фактов вводятся новые научные понятия. Законы выражают существенные связи между понятиями. Научные теории оперируют системами понятий, т.е. тоже выражают связи между понятиями, но связи более широкие, чем те, которые выражают законы. Эти положения выполняют роль планов обобщённого характера при изучении учебного материала и при построении ответов, потому что их структура не зависит от частных особенностей материала [3, 4, 5].

Для формирования у студентов обобщенных приемов работы по усвоению  понятий, нами были использованы модифицированные применительно к обучению в вузе, планы обобщенного характера. Они представляют собой совокупность требований, расположенных в определенной последовательности так, что каждое следующее требование логически вытекает из предыдущего. Эта совокупность требований, являющаяся планом-предписанием для изучения определенных групп понятий (о явлениях, физических и химических величинах, законах, теориях) была составлена с учетом более высоких познавательных способностей студентов. Сюда были включены пункты, отражающие методологические, мировоззренческие вопросы, вопросы экологии, а также пункты, отражающие профессиональную направленность обучения в педвузе  [1, 2]. Пункты планов обобщенного характера играют роль ориентировочной основы, которая дает возможность выделить главные мысли в изучаемом материале. Работа с планами упорядочивает мыслительную деятельность в процессе усвоения понятий, делает ее более осознанной и целенаправленной.

        

Планы обобщенного характера для студентов, по нашему мнению, выполняют следующие функции:

  • содержат указание на то, что следует обязательно выяснить при изучении явления, величины, закона, теории и прибора;
  • являются ориентировочной основой для формирования у студентов навыков самоконтроля;
  • ориентируют студентов в работе с учебниками и методическими пособиями;
  • служат примерным планом, по которому будущий учитель может построить изложение материала на уроке и контролировать его усвоение [2].

Для оценки качества усвоения понятий и эффективности методики по их формированию важны критерии усвоения понятий. В работах [1, 2, 3] выделены следующие критерии: полнота усвоения содержания понятия, степень усвоения объема понятия, являющаяся мерой его обобщенности, и полнота усвоения связей и отношений данного понятия с другими. В соответствии с критериями, предлагаются количественные показатели усвоения понятий: коэффициент полноты усвоения содержания понятия, коэффициент полноты усвоения объема понятия.

В дальнейшем, например, в работе А.В. Усовой [6] было показано, что основные элементы систем научных знаний не зависят от того, к какой области знаний они относятся. Например, план изучения явлений является общим для физических, химических и биологических явлений. То же относится к планам изучения приборов, законов и теорий.

Экспериментальная проверка применения обобщенно-теоретического подхода была проведена нами в различные годы по направлению «Педагогическое образование» по предмету «Физика» для профилей: «Физика и математика», «Физика и информатика», «Математика и информатика», «Технология», по предметам «Химическая технология», «Химический лабораторный практикум» для профилей «Химия и безопасность жизнедеятельности», «Биология и химия». Также была проведена экспериментальная работа по формированию понятий с помощью обобщенно-теоретического подхода и направления «Биология» профили «Биоэкология» по предметам «Физика» и «Геохимия и геофизика биосферы». Полученные результаты показали эффективность предлагаемого подхода к формированию понятий.

Таким образом, применение планов обобщенного характера составляет основу обобщенного теоретического подхода к формированию понятий у студентов и делает усвоение понятий и приемов работы над ними – управляемыми и контролируемыми.

 

Список литературы

  1. Закотнов В.В. Самостоятельная работа по овладению знаниями и профессионально — методическими умениями в курсе общей физики. Методические рекомендации для студентов физических и физико-математических факультетов педагогических институтов. Челябинск, 1984. 22 с.
  2. Закотнов В.В. Совершенствование методики работы по формированию понятий на практических и семинарских занятиях по курсу общей физики в педвузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, 1984. 168 с.
  3. Усова А.В. Анализ усвоения учащимися научных понятий // Новые исследования в педагогических науках, № 4 (ХVII). М.: Педагогика, 1971. С. 117-121.
  4. Усова А.В. Формирование обобщенных умений // Народное образование. 1974. № 3. С.100.
  5. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Пособие для студентов педагогических институтов. Ч.1. Челябинск. 1978.  99 с.
  6. Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла // Физика. 2006. № 16.