Самоактуализация личности в процессе деятельности детской организации «Ирдэбил»

2 февраля 7:57
Одна  из  главных приоритетных  задач  в  системе  образования  процесс выявление, обучение и воспитание  одаренных, талантливых  детей.



И  каждая   школа   идет  по своему   пути решению   данной  задачи.  Не  исключение     стала   и   Токкинская   школа, в  учебном  процессе которой  предполагалось, что  ребенок должен  соответствовать стандарту   тех  требований,  которые к нему предъявляются. Чтобы   раскрыть   творческий  потенциал  учащихся  в   школе  в  учебно- воспитательной  процессе  были содействованы  различные  предметные  и учебные  кружки. Время  показало . что  одной  из  действенных  форм   обучение  и  воспитание  одаренных  детей  является    историческое  краеведение, где  раскрывается  творческий  потенциал  и самоактуализация   личности в  процессе  изучения    истории  родного края , как   модель  выпускника Токкинской  школы .



Для  эффективной  и результативной  работы кружка «Поиск»  и  детской  организации «Ирдэбил» ,   для  индивидуальной   программы  развития  обучающегося  были разработана  авторская    программа  «Ирдэбил» состоящая   из  4 разделов охватывающая историю изучения родного края.



Цель программы: самоактуализация  личности через  реализацию индивидуального исследовательского  маршрута.



Индивидуальный исследовательский  маршрут программы «Ирдэбил»,   основана  на  выборе   исследуемой   темы  которую в  течении  определенного  времени изучает  и реализует в  виде  проекта   или  полноценного  исследования



Программа основана  на  принципах

  • научного подхода  к  процессу исследования ( проблема должна  быть не  выдуманной, а  реальный, интерес должен   быть не   искусственным, а  настоящим
  • На осознанности ( как  проблема, цели   и задачи, так   и хода  исследования  его  результатов
  • самодеятельности ( пропустить через  себя  тему исследования )

Формы работы  детской  организации «Ирдэбил»

  • Индивидуальный подход и научное  сопровождение  исследования
  • Дополнительные занятия подготовка к НПК
  • Участие во Всероссийской республиканских  конференциях  по  краеведению  школьников
  • Консультации ученых СВФУ, археологии, этнографии
  • Выезд  активистов  по  обмену   опытом   в школах   республики
  • Посещение исторических  мест  во  время  каникул
  • Использование современных средств информации (Интернет),  в  исследованиях
  • Проектно – исследовательская деятельность;
  • Создание детских видео материалов по краеведению
  • Участие в   школьной  экспедиции


Как  показала  практика эффективность разработки индивидуального исследовательского  маршрута программы «Ирдэбил»  обуславливается рядом условий:

  • — осознанным  выбором и изучением  краеведческой  темы как способ самоопределения, самореализации и проверка успешности выбора  темы для  дальнейшего исследования .
  • — осуществлением научно- методическим сопровождением и  информационной поддержки процесса разработки индивидуального исследовательского  маршрута обучающегося;
  • — активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального исследовательского маршрута;


Благодаря  усилиям членов  детской  организации «Ирдэбил»

  • Исследованы и изучены  археологические материалы, который позволяет сделать гипотезы и версии о проникновении тюркского компонента Х и ХI в.в. по бассейнам рек Токко, Чары, Олекмы
  • Изучена этническая история  Чаринских якутов
  • Исследована история Чаринского  фольклора  в  этнографическом  аспекте
  • История олекминских  родов
  • Даны новые  интерпретации  наскальных  рисунков  Суруктаах-Хайа
  • Исследована  и  изучена  история  села с конца 16  века по  настоящее  время
  • Тунгусские и якутские роды и племена на  территории Олекминского улуса в конце 16  века
  • Тюрко-монгольский  пласт топонимов Олекминского  района
  • Открыты неизвестные страницы истории края Чаринского зимовья, восстание Балтуги Тимиряева, Медвежьей  Пади и  др.


Реализация  программы дала  следующие   положительные   результаты:

  • Изучение истории  ведется целенаправленно и  постоянно  связано  с  изучением истории  родного  края (улуса) с помощью   историков-  краеведов,  музейных  и  научных   сотрудников.
  • Углубленное изучение края на  основе исторических  документальных и  архивных данных воссоздала  правдивую  историю  родного  края.
  • Систематизация накопленного   материала и  публикация на  уровне улусных и  республиканских газет ,  создана летопись истории с. Токко
  • участие в республиканских, российских  конкурсах. В  итоге индивидуальный  исследовательский  маршрут программы «Ирдэбил»   создал все  условия  для самовыражения и самореализации обучающегося в  изучении   истории  родного  края.


За   тридцать лет обучение   по  данной  программе прошли  более 450  детей . С 1985 по 2017г.г.



По программе  «Ирдэбил» реализуя   свои  исследования и проекты в научно-практических  конференциях «Шаг  в  будущее»,  с 1985  года по 2015  года подготовлено  11 лауреатов и  более  50 призеров. Многие из них были  участниками президентской елки в Якутске. Более 70 статей  было опубликовано в  местной и  республиканской  СМИ.



Комплексная   программа  «Ирдэбил»  по  изучению  родного  края , не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной этапа  обучения  в другую,   предоставляет  каждому ребенку индивидуальный  исследовательский  маршрут возможность  проявить себя  в    научно-исследовательской  деятельности , принять в  участие в  школьной   экспедиции  и  быть  сопричастным  в   раскрытие  неизведанных  страниц  истории   своего  края.