ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СЗИУ РАНХИГС

20 мая 3:18

Бурное развитие информационных технологий в современном мире диктует актуальность использования технологий во всех сферах жизни, в том числе и в высшем образовании. Грамотный и квалифицированный выпускник должен постоянно учиться новому, приспосабливаться к современному уровню цифровизации и применять информационные технологии, в том числе и при обучении. Это, помимо прочего помогает развивать надпрофессиональные компетенции и накапливать знания и умения из различных смежных с профессией областей (компьютерные технологии), и даст конкурентное преимущество специалистам. В цифровую эпоху каждый должен владеть компьютерными технологиями [1.с.-54]. Поэтому перед образованием стоит задача не только дать профессиональные навыки (применительно к иностранному языку — умение общаться на профессиональные темы), но и показать неотъемлемость информационных технологий в жизни, чтобы их применение ни у кого не вызывало сомнения или удивления, или хуже того — отторжения и неприятия. [2.с.-59]

СЗИУ РАНХИГС готовит высококвалифицированных специалистов, способных конкурировать на мировом рынке, обладающих высокими профессиональными компетенциями. Поэтому в академии реализуется принцип применения новых образовательных технологий. Студенты не только непосредственно получают конкретные навыки предмета, но и опосредованно привыкают к неизбежности информационных технологий в жизни и образовании [3. С.-37]. Большую роль в этом играют дистанционные курсы, включая курсы по иностранному языку. Важной составляющей дистанционного курса английского языка является блок заданий на аудирование.

При выполнении таких заданий происходит отработка навыков восприятия иноязычной речи на слух. Даже если общительные студенты преодолели психологический барьер и не боятся говорить на иностранном языке, многие с трудом понимают устную речь в реальных ситуациях общения. Дистанционный курс дает возможность «погружения» в языковую среду, помогая улучшить навыки восприятия речи на слух. С помощью дистанционного курса практика аудирования может превратиться в приятное и интересное упражнение, которое каждый студент может выполнять в собственном режиме, не опасаясь что-то пропустить или не понять, т.к. всегда есть возможность многократного прослушивания. Предлагаемые дополнительные упражнения на аудирование не просто помогают лучше воспринимать речь на слух, но и улучшают разговорные навыки, а также расширяют словарный запас.

Перед прослушиванием имеется ряд упражнений на активизацию фоновых знаний по теме – глоссарии, вводящие основные понятия с ключевые слова, вопросы по важным понятиям и концепциям. Сами аудио материалы посвящены профессиональным ситуациям, в записи можно услышать различные акценты, трудность восприятия которых преодолевается грамотно подобранной системой упражнений после прослушивания. Такие упражнения особенно полезным, если студенты планируют говорить по-английски в мультикультурной рабочей обстановке, где неминуемо столкнутся с самыми разными акцентами. Также в дистанционном курсе предлагаются упражнения на анализ дискурса, например, с помощью каких фраз говорящий сигнализирует о переходе к новой теме, своем отношении к проблематике и пр. Таким образом, с помощью подобранных упражнений студенты учатся интерпретировать контекстуальные подсказки.

Можно сказать, что форма дистанционного обучения способна коренным образом изменить весь процесс обучения, т.к. оно отличается быстротой внедрения знаний, доступностью и индивидуализацией [4. С.-14].

 

Список литературы:

  1. Ильиных Т.В. Актуальные вопросы дистанционного обучения в свете новых образовательных стандартов//11 всероссийская научно-практическая конференция Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития СПбГУП, 2018, стр.54-55 
  1. Ильиных Т.В. Специфика дистанционного обучения английскому языку в современном вузе//10 всероссийская научно-практическая конференция «Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании и перспективы развития», СПбГУП, 2017, стр. 59-60
  2. Ильиных Т.В., Кондратьев И.А, Кулекин М.В. Дистанционный курс иностранного языка как перспективная педагогическая технология СЗИУ РАНХИГС // Студенческий вестник: научный журнал. № 20(70). – М., Изд. «Интернаука», 2019С. 37-39  
  3. Биричевская Ю.Г., Ильиных Т.В. Преимущества дистанционного обучения в системе Moodle// Международная научно-практическая конференция: Перспективы развития науки и образования Тамбов, 2018, стр.14-17