НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

10 апреля 8:43

С древних времен пришла к нам поговорка «Я столько раз человек, сколько языков я знаю». Чем больше человек знает языков, тем легче ему адаптироваться в любом обществе, тем выше его интеллект и шире спектр его возможностей и, соответственно, выше его конкурентоспособность.

В настоящее время глобальной целью овладения иностранными языками считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Урок иностранного языка имеет свою специфику, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Необходимость знания иностранного языка для обучающихся нашей школы заключается не только в том, что они с раннего детства исполняют музыку разных культур, но и имеет практическое значение, потому что дети, участвуя в конкурсах, часто выезжают за рубеж. Следовательно, они должны быть коммуникативными и общение их должно быть на уровне. К примеру, это относится к участникам государственного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии», побывавшим во многих зарубежных странах. Цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы и является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Учитывая специфику обучения обучающихся данного образовательного учреждения, я в своей учительской практике по преподаванию английского языка, стараюсь использовать самые элементарные но, тем не менее, самые эффективные методы: игровые методы на разных уровнях обучения и разговорную практику. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. Если в соревновательных играх участники стремятся достичь цели первым, то в совместных все игроки работают сообща на достижение результата. В любом случае ребенок учится действовать в коллективе, уметь находить подходы к окружающим. Самая большая работа по социализации ребенка происходит во время ролевой игры, т.к. ее содержанием являются отношения между людьми и людьми с различными организациями.

Большую популярность приобретают проекты как особый вид организации игр. В них школьник получает возможность поговорить о своих привычках, любимых вещах в сравнение с теми же явлениями в англоязычных странах. Кроме того, что проекты создают мотив изучения языка и культуры, они еще учат школьников учиться, выполнять разнообразные виды работы – собирать информацию, организовывать текст, брать интервью, делать аудио записи и т.д. Ребенок учится работать самостоятельно, использовать разные источники информации и новые технологии.

Игры помогают реализовать ребенку желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал. Благодаря широкому разнообразию и коммуникативной направленности игры можно включать на любом этапе изучения лексики иностранного языка. На начальном этапе изучения лексики они будут представлены в виде игровых упражнений, которые облегчат запоминание новых слов. На заключительном этапе уместны ролевые игры и игровые ситуации, которые и приведут к главной цели изучения новой лексики – общению.

Игровые формы обучения актуальны не только на начальном, но и на старшем этапе обучения, ведь они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками.

Также одним из наиболее эффективных методов преподавания английского языка в данной школе и вообще, на мой взгляд, является изучение английской разговорной речи. В условиях ВШМ овладение разговорной речью имеет большое практическое значение, потому что наши дети не только выезжают за рубеж, но и принимают гостей из разных стран. Упоминавшиеся выше участники государственного ансамбля «Виртуозы Якутии» не затрудняются в общении, поскольку с каждым выездом приобретают больше опыта в общении с носителями языка.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, как известно, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на иностранном языке с использованием различных приемов работы. Учащимся необходимо преодолеть языковой барьер, развить навыки уверенной разговорной речи, улучшить произношение. При обучении большое внимание нужно уделить:

  • развитию способности учащегося выражать свои мысли на английском языке;
  • умению понимать устную речь на слух, включая восприятие речи, передаваемую через медиа-источники;
  • расширению активного словарного запаса (разговорный сленг);
  • овладению речевым этикетом повседневного общения;
  • повышению общего уровня владения английским языком.

Все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь ему в решении проблем.

Учебный предмет «Английский язык» способствует развитию творческой деятельности детей и решает задачи эстетического воспитания одаренных детей. В Высшей Школе Музыки  каждый год проводятся различные события (олимпиады, заочные викторины, инсценировки, конкурсы песен, стихов и др.) с целью повышения уровня овладения английским языком и привлечением большого количества обучающихся, занятых в нем. Одной из главных задач школы является вооружение обучающихся знанием по иностранному языку для получения информации из разных источников, используя язык как средство.

Для обучающихся и студентов ВШМ изучение английского языка имеет огромное практическое значение, т.к. они  с раннего детства приобщаются  к разным культурам и участвуют в диалоге культур. Наши выпускники должны иметь возможность общаться на равных с представителями других культур и стран. Это возможно только в том случае, если наши дети  знают свой родной язык, культуру и владеют иностранными языками.

Список литературы

  1. Бердичевский Н.А. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности // Иностранные языки в школе. — 2004. — №2. — С. 17-20.
  2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. — 2002. — №2. — С. 11-15.
  3. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. – 2001. — №1. — С. 9-14.
  4. Колкер Я.М. Роль родного языка в обучении иностранному языку / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова // Иностранные языки в школе. – 2004. — №2. — С. 20-27 
  1. Комарова Е.А. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы // Первое сентября. – 2007. — №18.
  2. Соловова Е.Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ // Первое сентября. – 2005. — №17.
  3. Чоросова, О.М. Разработка языковой политики в условиях многоязычного общества // От съезда к съезду. Выпуск 2: Язык как целое. Современная гуманистическая философия образования и обучения языкам: матер. республ. науч.-практ. конф., 28-29 марта 2006г. — Мирный–Якутск: Изд-во ИПКРО, 2006.