ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ МКШ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ДЕСАНТОВ

12 июля 12:48

Основной задачей системы образования Республики Казахстан является обеспечение равного доступа к образованию, соответствующему современным требованиям и перспективам развития казахстанского общества [1]. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы уделяет особое внимание проблеме сельских школ [2]. Функционирование системы малокомплектных школ стратегически значимо не только в системе образования Казахстана, но и является важным фактором развития сельских регионов.

Несмотря на наличие локального позитивного опыта и успешные результаты деятельности отдельных школ, результаты промежуточного государственного контроля и единого национального тестирования, анализ дальнейшего жизненного самоопределения выпускников свидетельствуют о слабой общеобразовательной подготовке учащихся малокомплектных школ [3].

В то время как по данным статистики Центра развития малокомплектных школ  по состоянию на 2018-2019 учебный год  в Республике Казахстан насчитывается 2886 МКШ, что составляет 39,4% всех школ страны (в 2017 г. их было 2958 или 39,6%),  в том числе начальных школ – 584, средних школ – 1491 школ.

В 2018 году в МКШ училось 198 603 обучающихся, что составляет 6,3% от числа всех обучающихся РК (в 2017 г. – 205 950 или 7%). Всего в МКШ 30250 класс-комплектов, из них несовмещенных классов – 23732, совмещенных – 6518 [4].

Такие статистические данные говорят о необходимости пристального внимания к проблемам учителей МКШ. На учителя возлагается нелегкая задача правильной организации обучения с умелым сочетанием самостоятельной деятельности и работы с учителем, обеспечения полной занятости обучающихся, учета их разновозрастности, рационального составления планов уроков, тщательной подготовки к ним.

Совмещенность классов осложняет организацию учебной работы, эффективность применения традиционных приемов и методов работы в таких условиях снижается. Современное состояние образовательного процесса в казахстанских селах таково, что, кроме разновозрастного совмещения с двойной, тройной подготовкой к урокам, педагогу МКШ часто приходится преподавать по нескольким предметам при наличии педагогической подготовки только по одной специальности. В сложных, своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной малочисленной школы существенно возрастает роль инновационных подходов, способствующих внутрипредметному и межпредметному интегрированию с учетом разновозрастности, активности, дифференцированности обучения и т.д.

Поиск новых подходов к реализации образования в МКШ на современном этапе также обусловлен современными глобальными тенденциями развития общества. Образовательная система Республики Казахстан, включая сельские школы, претерпевает в настоящее время процесс обновления. Внедрена новая программа обучения. Это в свою очередь требует повышение квалификации педагогических работников. В Казахстане повышением квалификации педагогов занимает АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», а также ряд частных организаций.

  От общего количества педагогов прошедших курсы повышения квалификации по обновленному содержанию среднего образования 68% -это педагоги МКШ. Кроме того, с каждым годом растет охват курсами ПК учителей сельских школ,  например в 2018 году-1198 педагогов, а в 2019 году -1324 педагогов прошли курсы  ПК. Рост количества зависит от расширения и разнообразия  тем и содержания предоставляемых образовательных программ. Учитывая приоритетные направления образования в РК в последнее время повышается спрос на курсы ПК по инклюзивному образованию, blended learning, а также курсы в формате дистанционного обучения. Такие курсы повышения квалификации учителей согласно законодательству РК проводятся не реже чем 1 раз в 5 лет. В качестве посткурсового сопровождения учителя на протияжении последующих 5 лет

АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» обеспечивает постоянное методическое сопровождение в форме семинаров, вебианров, кргулых столов, а также  методических тематических десантов.

Методический тематический десант — это комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность учебного процесса, повышение педагогического мастерства учителя, совершенствование учебной и воспитательной работы с учащимися, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в межкурсовой период. Особое внимание при проведении методического десанта уделяется профессиональной поддержке молодым педагогам, где опытными методистами и тренерами проводится системная и «точечная» помощь на рабочем месте по имеющимся затруднениям в обучении и преподавании, в разработке учебных материалов, организуется наставничество (ментор).

Как отмечают О.И.Шемрук, В.Ф. Меркулова основная идея проведения «Методического десанта» заключается в том, что не педагоги идут к методисту за помощью, а методисты разных предметных направлений приходят в школу и в рамках проведения семинара-практикума работают с целым коллективом организации образования. Затем, под руководством методистов, педагоги имеют возможность разработать и провести уроки в деятельностной парадигме [5].

В рамках методических десантов, проводимых педагогами ФАО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»  проходят индивидуальные и групповые консультации, учебно-методические мероприятия по различной тематике с включением практических упражнений, заданий по отработке аналитических умений педагогов, целеполаганию, по оценке результатов реализации программы.

Так, например,  21 октября 2019 г. был организован и проведен методический десант для педагогов района им. Г. Мусрепова на базе Новоишимской казахской средней школы.

Для учителей начального и среднего звена предложена консультационно-разъяснительная работа по следующим вопросам: формирование коммуникативных навыков, приобщение учащихся к критическому мышлению, обобщение педагогического опыта.

Организованная «Парковка вопросов» помогла определить фокус вопросов, которые волновали учителей в педагогической деятельности.

На площадке диалогового разговора 78 педагогов района обсудили проблемы по планированию уроков с учетом внутрипредметной и межпредметной интеграции.

Такие десанты проводятся филиалом ежеквартально. Важно отметить, что для проведения методических десантов мы привлекаем членов клуба «Лидер в образовании». В состав клуба входят руководители эффективных организаций образования, представители педагогической общественности региона, а также педагоги из числа депутатов, руководители органов управления системой образования.

Члены клуба «Лидер в образовании» посещают уроки, учителей, участвуют в семинара и вебинарах. Результаты данной  работы заслушиваются на Ученом Совете филиала с последующим обсуждением ресурсов  профессиональной самореализации. Такая работа представляет особенную ценность для нашего филиала, т.к. осуществляется оперативная обратная связь с руководителями отделов образования, учебных заведений, которые находятся в эпицентре процессов обновления содержания образования [6].

 Для системной, практикоориентированной работы ведется сотрудничество со специалистами Центра развития малокомплектных школ Национальной Академией им.Ы.Алтынсарина (г.Астана). Так, например, в  конце  2019 году проведен методический десант по теме «Интегративный подход в организации учебно-воспитательного процесса малокомплектной школы в условиях обновления содержания образования». В рамках данного десанта учителям представлена современная система организации образовательного процесса в МКШ в условиях обновления содержания образования. На основе методических рекомендаций, данных представителями Центра, учителя СКО определили, как проектировать процесс обучения в МКШ в условиях компетентностной парадигмы образования. На практических занятиях учителя обозначили пути решения проблем реализации целей долгосрочного планирования, выявили специфику составления среднесрочного и краткосрочного планирования обучения в совмещенных класс-комплектах малокомплектных школ. Также были рассмотрены конструктивные формы формативного оценивания и предоставлении обратной связи ученикам и родителям.

Таким образом, методический десант – это эффективный инструмент, позволяющий определить проблемы учителей сельской местности в реализации обновленного содержания образования, а также  оказать грамотную и своевременную методическую помощь педагогам МКШ.

 

Список литературы:

  1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Конструктивный общественный диалог-основа стабильности и процветания Казахстана» http://www.akorda.kz
  2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. http://shahtinsk.gov.kz/ru/prog_4
  3. Шағын жинақты мектептің біріктірілген сыныптарында біртақырыптық оқыту принциптері. Әдістемелік құрал. – Астана: Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы, 2013. –5-7 б.
  4. Статистика по МКШ Казахстана // Национальной академии образования имениИ.Алтынсарина. https://nao.kz/
  5. Шемрук О.И. Меркулова В.Ф. «Методический десант» как современная форма методического сопровождения педагогов в период введения ФГОС // Методист. — №10. – 2015. – С. 11-21.
  6. Мурзалинова А.Ж., Альмагамбетова Л.С. Качество профессиональной детальности педагога: мониторинг в условиях обновления содержания образования // Білім-Образование (Национальная академия наук им.Ы.Алтынсарина). — №4. —   – С. 63-69