СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

6 мая 4:12

В научно-популярных и публицистических текстах мы часто сталкиваемся с использованием  таких терминов, как «теория поколений», «поколение X», «поколение Y», «поколение Z», «межпоколенческий конфликт». На сегодняшний день, во многих сферах, в том числе в образовании, принято считать, что авторами теории поколений являются американские писатели В. Штраус и Н. Хоув. В своей теории поколений они выделяют четыре современных поколения: «бэйби-бумеры», «поколение X», «Поколение Y», «Поколение Z». В России на основе теории поколений В. Штрауса и Н. Хоува существует проект  «RuGenerations – российская школа Теории поколений» [6].  Такие крупные фирмы как «Сбербанк», «Уральский банк реконструкции и развития», «Вымпелком» проводят собственные исследования по данной теме. Самым масштабным из них является исследование, проведенное «Сбербанком» совместно с маркетинговой компанией «Validata», где была предпринята попытка изучить «поколение Z» и было выявлено 30 фактов о современной молодежи [7].

Теория поколений сегодня популярна и в сфере педагогики, где множится   число научных статей, в которых приводятся инструкции для педагогов, рассказывающие как правильно обучать представителей того или иного поколения. Более того, по всему миру ежегодно проводятся десятки конференций, на которых активно развивается идея о том, что нельзя одинакового обучать людей, которые родились в разные промежутки времени. Так, например, известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Джули Коатс, говорит о том, что современных детей нельзя обучать, как детей конца XX века. По ее мнению, основной миссией современного педагога должно стать не передача знаний, а педагогическая поддержка индивидуального развития личности через вхождение и самоидентификацию обучаемого в мире культурных ценностей [3]. Таких «инструкций» и «наставлений» для педагогов множество, как для среднего образования, так и для высшего.

Согласно российскому подходу к периодизации поколений, разработанному Ю.В. Асташовой в своей статье «Теория поколений в маркетинге», современных школьников можно отнести к «поколению Z» (это люди, рожденные позднее 2000 г.) [1]. Существует ряд инструкций для педагогов, которые «подсказывают» как верно обучать людей этого возраста.

Например, А.В. Сапа в своей статье «Поколение Z – поколение эпохи ФГОС», перечисляет «подсказки», которые позволяют выстроить оптимальное обучение школьников эпохи Z. Приведем основные из них: (1) эффективно используйте время – представители «поколения Z» не способны концентрироваться на чем-то одном более 15-20 минут. Необходимо каждые 25-30 минут менять вид деятельности. (2) Информация не должна быть избыточной – Z-ты привыкли получать «концентрированную» информацию. Этапы обучения, направленные на закрепление материала, будут сознательно игнорироваться. (3) Учебный план должен быть ярким и зрительным – «поколение Z», как никакое другое поколение, способно воспринимать визуальную информацию. (4) Учебный материал в виде текста, должен быть максимально упрощен, а основные моменты должны быть обязательно выделены визуально [4].

Данные «подсказки» были даны на основе работ Джули Коатс, упомянутой во введении, она же в своей книге «Поколения и стили обучения» выделяет еще несколько важных, по ее мнению, особенностей обучения «зетов»: (1) учащийся должен всегда быть в центре внимания; (2) современные школьники должны понимать как они смогут применить на практике полученные знания; (3) для «зетов» главное результат, задания, направленные на повторения или выполнения монотонных действий не будут выполнены; (4) важен диалог, педагогом следует использовать современные технологии для общения с учениками, например ведения своего блога; (5) необходимо сделать весь процесс обучения как можно динамичнее; (6) позитивный настрой, «зеты» лучше усваивают информацию, которую подают им в позитивном ключе; (7) иногда педагог должен дать ученику почувствовать, что он более информированный в каком-то вопросе, чем учитель [3].

Подобных инструкций для педагогов, касающихся обучения людей с 2000 года рождения по наше время, множество, но все они указывают приблизительно на подобные рекомендации, которые были приведены выше. Таким образом, можно сделать вывод, что согласно современной теории поколений, современные школьники не способны концентрироваться на чем-то одном больше 15 минут, не воспринимают текстовый формат, усваивают материал в виде картинок, для них главное позитивный настрой, важно получать результат от работы и знать практическую значимость получаемой информации.

Аналогичные инструкции для педагогов существуют и в отношении «поколения Y» (большинство нынешних студентов), людей, которые родились в 1984-2000 годах. Так Е.Д. Дынкина, в статье «Подбор инструментов для эффективного обучения поколения Y», говорит о том, что (1) необходимо увеличивать долю дистанционного обучения, так как такой формат позволяет представителям «поколения Y» самостоятельно организовывать свое время; (2) нужно отдавать приоритет непродолжительным заданиям, так как время концентрации у «игриков» не превышает тридцати минут; (3) учебная информация должна быть проста в понимании и легкодоступна, а (4) для учеников, относящихся к «поколению Y», очень важно обеспечить возможность в самовыражении и творчества [2].

Также М.В. Осипов в своей статье «Модель студента как представителя цифрового поколения» приводит целую таблицу новообразованных особенностей «игриков» и проявление этих способностей в учебном процессе, например: (1) всеобщая информированность ухудшила способность запоминать информацию; (2) перегруженность поступающей информации, снизила способность у «игриков» ее усвоению и выстраиванию логических связей; (2) расширения Интернета открыло доступ к «нежелательному контенту», что может повлиять на проявление агрессии; (4) перестала существовать эмоциональное «подключение» к человеку, у представителей поколения «Y», создаётся лишь иллюзия  дружбы; (5) происходит уменьшение зрительного восприятия, что приводит к еще большей неэффективности подачи информации в виде текста; (6) ориентация на положительный результат, «игрики» стали лучше мотивированы к работе; (7) из-за появления различных технологий, наладить контакт с людьми стало проще и «игрики» стали лучше работать в команде [5].

Как видно из перечисленных пунктов, новообразованные особенности представителей «поколения Y» могут как положительно, так и отрицательно сказываться на процесс обучения. Чтобы нивелировать отрицательные признаки «поколения Y», М.В. Осипов предлагает педагогом придерживаться следующих советов: (1) Представлять информацию только в яркой, наглядной форме, графических образах, в цвете. (2) Сделать учебный процесс максимально динамичным. Повысить скорость представления информации, то есть повысить темп, ограничить время для решения задач, дать возможность для рефлексии результатов. (4)  Не гнаться за соблюдением стереотипов и условностей, а использовать систему поощрения «здесь и сейчас» [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство современных студентов не могут концентрироваться на чем-то одном более 30 минут, привыкли сами организовывать свое время, не способны систематизировать и запоминать информацию, для них важно творчество и самовыражение.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день, теория поколений действительно является популярной в сфере образования. К сожалению, абсолютно все «инструкции для педагогов», которые рассказывают, как правильно обучать нынешних школьников и студентов, основаны на публицистической теории поколений американских писателей В. Штрауса и Н. Хоува, которая не имеет ни малейшего научного обоснования. Фундаментальные работы настоящих исследователей в сфере теории поколений, ни в одной «инструкции» не были даже приведены.

Именно в результате поверхностного изучения возникновения и становления теории поколений, подобные «советы для педагогов» имеют ряд существенных недостатков. Не трудно заметить, что авторы процитированных выше работ исходят из следующих тезисов. Во-первых, с их точки зрения смена поколений происходит в каждом обществе единовременно для всех его слоев и групп. Во-вторых, смена поколений в этих рассуждениях носит резкий характер, как будто всякий, кто родился до 31 декабря 1999 года автоматически должен быть отнесен к «поколению Y», а всякий рожденный после этого рубежа – к «поколению Z». В третьих, поколения меняются сразу на всем географическом пространстве, занимаемом данным обществом, то есть житель любого села, в глубинке России рожденный в 2002 году, будет обладать одинаковыми признаками с жителем мегаполиса того же года рождения. Соответственно, абсолютно все характеристики, которые приписываются к определенному поколению, автоматически распространяются на всех, без исключения, представителей данного поколения.

Еще 90 лет назад К. Маннгейм, утверждал, что молодежь в Пруссии, рожденная в 1800 году, не является одним поколением с китайской молодежью того же периода, а крестьянская молодежь, не знакомая с современными новациями, в действительности не является одним поколением с городскими молодыми людьми [8, 282 c.].

Из этого можно сделать вывод, что в каждой возрастной когорте мы можем выделить разные по своим установкам и паттернам поведения группы. Они будут по-разному реагировать на внешние условия, которые действуют в качестве социализирующих факторов на всех членов возвратной когорты. Вероятно, причина тут даже не в разнице социальных условий, например, между городской и сельской молодежью, или между мальчиками и девочками, а в том, на какую почву ложатся внешние вызовы.

В итоге можно сделать вывод, что действия педагога также должно быть переосмыслено. Современный педагог должен стать тонким исследователем социальной жизни подрастающего поколения, умеющим увидеть в типичном индивидуальное, и в индивидуальном – типичное. А говорить о каких-то применимых на практике «инструкциях» для педагогов, составленных на основе теории поколений, говорить пока преждевременно.

Список использованной литературы

  1. Асташева Ю.В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент» – 2014 – том 8 – №1 – С.108-114.
  2. Дынкина Е.Д. «Подбор инструментов для эффективного обучения поколения Y» // Бизнес-образование в экономике знаний – 2015 – № 1 – С. 50-53.
  3. Коатс Дж. Поколения и стили обучения /Дж. Коатс. — М. : МАПДО — Новочеркасск : НОК, 2011.
  4. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ВГОС // Инновационные проекты и программы в образовании – 2014 – №2 – С. 24-30.
  5. Осипов, М. В. Модель студента как представителя цифрового поколения // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской … [Электронный ресурс]. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. – Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html, свободный.
  6. Российская школа Теории поколений – RuGenerations [Электронный ресурс] https://rugenerations.su/ (дата обращения 25.11.2019 г.).
  7. «30 фактов о современной молодежи» / Сбербанк [Электронный ресурс] https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf (дата обращения 10.02.2019 г).
  8. Mannheim К. The Problem of Generations// Mannheim K. Essays on the Sociology of Knowledge. London, 1952.