Подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно- воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Для общей координации, технической и методической поддержки реализации в школе необходимы структурные изменения [1]. На базе школы был запущен проект «Создание системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 2020-2023гг.
Ключевыми задачами проектами являлись:
- Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы в ОО.
- Сопровождение профессионального самоопределения через урочную деятельность.
- Внесение изменений в содержание предмета «Технология».
- Сопровождение профессионального самоопределения через внеурочную деятельность.
- Воспитательная работа. Участие в конкурсных и массовых мероприятиях в рамках профориентационной работы.
- Организация и проведение профессиональных проб для учащихся.
- Проектная деятельность в рамках профориентационной работы.
- Создание мониторинга профессиональных интересов, склонностей, планов профессионального развития учащихся 1-11 классов.
- Профориентационный туризм (поездки, экскурсии по предприятиям).
Цели, задачи и основная идея проекта
В образовательных организациях (школах):
- Сопровождение профессионального самоопределения через урочную деятельность, включая профориентационный туризм и формирование банка профориентационных уроков 1-11 класс, создание профориентационного методического конструктора.
- Сопровождение профессионального самоопределения через внеурочную деятельность, включая профориентационный туризм, профориентационную проектную деятельность.
- Воспитательная работа. Участие в конкурсных и массовых мероприятиях в рамках профориентационной работы, включая:
- разработку сценариев профориентационных мероприятий – разработка и проведение акции «День тени» для учащихся 11х классов;
- организацию лаборатории профессионального выбора «Я-ЦЕЛЬ-ПРОФЕССИЯ-УСПЕХ»;
- разработку и апробацию системы профориентационных игр для учащихся 7-9 классов;
- организацию и проведение профориентационного образовательного события «Инженерные каникулы»;
- отработка деятельности профориентационных консилиумов;
- клубную работу;
- поддержку профессионального самоопределения с использованием программы «ILIAS»
- Организация профессиональных проб для учащихся и интеграция результатов профессиональных проб в образовательный процесс.
- Отработка городского мониторинга профессиональных интересов, склонностей, планов профессионального развития учащихся 1-11 классов.
Срок и механизмы реализации инновационного проекта:
№№ |
Мероприятия и разработки |
Разработка |
Апробация |
Реализация |
1. |
Организация и проведение профессиональных проб для учащихся 6-11 классов. |
.
|
|
2020-2023 |
2. |
Формирование банка профориентационных уроков 1-11 класс |
|
|
2020-2023 |
3. |
Развитие профориентационной проектной деятельности |
|
|
2020-2023 |
4. |
Разработка программы, развивающих Soft skills и компетентностей профессионального самоопределения. |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
5. |
Включение профориентационного туризма в систему профориентационных уроков |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
6. |
Разработка и проведение акции «День тени» для учащихся 11х классов; |
2020 |
2020-2022 |
|
7. |
Лаборатория профессионального выбора «Я-ЦЕЛЬ-ПРОФЕССИЯ-УСПЕХ»; |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
8. |
Создание профориентационного методического конструктора |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
9. |
Организация и проведение профориентационного образовательного события «Инженерные каникулы» |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
10. |
Отработка деятельности профориентационных консилиумов |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
11. |
Доработка профориентационного дневника. |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
12. |
Разработка и апробация системы профориентационных игр для учащихся 7-9 классов. |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
13. |
Создание клуба профориентационной направленности «Профессиональная карьера» |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
14. |
Создание курсов по профориентации с использованием программы «ILIAS» |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
15. |
Формирование системы профориентационных мероприятий для учащихся начальной, основной, старшей школы |
2020 |
2021 |
2022-2023 |
Механизмы реализации – сетевое взаимодействие, деятельность рабочих групп, семинары, мероприятия для педагогов и обучающихся.
Актуальным является сведение в единую систему сопровождения профессионального самоопределения как на различных уровнях образования, так и по всем направлениям сопровождения профессионального самоопределения с использованием сетевого подхода во взаимодействии организаций.
Сопровождение профессионального самоопределения является значимой составляющей работы образовательного учреждения. Возрастные рамки развития детей продуцируют специфические задачи сопровождения профессионального самоопределения на каждом этапе обучения детей.
В последние годы обозначилось стремление общеобразовательных школ к организации профессиональной подготовки на базе школ, качественно организованной профориентационной работе, а также кооперации с учреждениями профессионального образования, предприятиями сферы бизнеса и производства. Профильное обучение в средней школе – это шаг во взрослую жизнь. Средняя школа является особым образовательным пространством, в котором реально происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодежи. Именно она встраивается в современных условиях в новую парадигму образования. Основная идея обновления старшей школы – расширение возможности выбора индивидуальной образовательной программы [3].
Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель – самоопределение учащихся в выборе будущего профессионального пути с учетом реальных потребностей рынка труда, при этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
- индивидуализированные формы образовательной деятельности;
- выработка проектно-исследовательских компетенций, навыков самооценки;
- самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной образовательной деятельности;
- четко определенное коммуникативное поле;
- профильное обучение в новых формах, самоопределение учащихся в профессии.
Профильное обучение рассматривается как образовательная система специализированной подготовки личности к решению одной из жизненно важных проблем – обоснованному выбору направлений будущего профессионального образования, самореализации в самостоятельной жизни и профессиональной деятельности [8].
В школе мы видим систему профильного обучения через создание ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА. Что это такое?
Образовательный кластер — это объединение ресурсов образования, науки и бизнеса для развития социально-экономической сферы, социализации личности. Основой объединения является комплекс сквозных программ образовательных учреждений (общего и профессионального образования) и работодателя. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией по вопросам потребностей, техники и технологий между партнерами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера. Применение кластерного подхода в образовании – основа инновационного развития как образовательной системы в начале, так и в дальнейшем национальной экономики. Кластер играет позитивную роль в привлечении инвестиций в образовательную систему.
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОЙДУТ В ШКОЛЕ?
Организационно-педагогические изменения в образовательном процессе:
1. Индивидуализация образовательного процесса: выбор учащимися профиля обучения, элективных курсов и фирменных предметов, форм обучения, определение направлений творческой, исследовательской, проектной деятельности, увеличение доли самостоятельной работы.
2. Расширение пространства социальной реализации: участие в социально значимых проектах технопарка школы и всего кластера, публичные презентации результатов работы; предпрофессиональные стажировки, практики.
3. Организация пространства рефлексии и мыследеятельности: тьюторские консультации, работа с портфолио, исследование образовательных ресурсов, участие в методологических семинарах и деловых играх.
4. Переход к освоению технологии сетевого взаимодействия со школами, учреждениями профессионального образования, науки, предприятиями.
5. Привлечение к образовательному процессу в фирменных классах высококлассных специалистов из сферы производства.
ДОРОЖНАЯ КАРТА создания образовательного кластера.
Представлено по годам:
1 |
Анализ состояния предпрофильного и профильного образования в школе |
2008г. |
2 |
Анализ состояния индивидуальной работы с обучающимися |
2008г. |
3 |
Поиск путей развития профильного обучения с ориентацией на выбор профессии |
2008г |
4 |
Изучение Стратегии развития Республики Саха (Якутия) «Схема 2020» |
2008г |
5 |
Определение приоритетных отраслей экономики и социальной сферы до 2020г. |
2008г |
6 |
Разработка концепции Фирменных классов |
2008г |
7 |
Поиск фирм-партнеров для открытия Фирменных классов |
2008г |
8 |
Заключение соглашений об открытии Фирменных классов между школой и фирмами-партнерами |
2008г |
9 |
Открытие Фирменных классов |
2008г |
10 |
Разработка пакета нормативных документов (локальных актов) для деятельности Фирменных классов |
2008-2009гг. |
11 |
Разработка программы опытно-экспериментальной работы по освоению Индивидуального учебного плана (ИУП) |
2010г. |
12 |
Разработка и принятие пакета нормативных документов по обучению на основе ИУП |
2011г |
13 |
Разработка идеи школьного технопарка |
2012г |
14 |
Запуск модели «Школьный технопарк (5-7 кл.) – Фирменные классы (8-11 кл.)» |
2012г. |
15 |
Разработка модели Образовательного кластера. Поиск партнеров, заключение договоров |
2012г. |
16 |
Вступление школы в члены Торгово-промышленной палаты РС (Я) |
2012г. |
17 |
Поиск технологии деятельности Образовательного кластера |
2013г |
18 |
Описание технологии Образовательного кластера как сетевой образовательной технологии |
2013г |
19 |
Вступление школы в Школьную лигу РОСНАНО |
2013г |
20 |
Реализация Инновационной программы «Будущее строим вместе» (технология образовательного кластера) |
2014г. |
21 |
Заключение договоров с ГАУ «Технопарк Якутии», Академией наук РС (Я) |
2014г. |
22 |
Полномасштабный запуск Образовательного кластера |
2014-2015гг. |
23 |
Мониторинг деятельности Образовательного кластера |
2014-2022гг. |
24 |
Проведение научно-практических конференций для школьников |
2014-2022гг. |
С 2009 года в школе №5 им. Н.О. Кривошапкина действуют Фирменные классы, созданные в рамках реализации Инновационной программы МОБУ СОШ №5 «Миссия общеобразовательной школы в реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Школа имеет статус республиканской и городской инновационной площадки. Для каждого Фирменного класса определяется с учетом интересов детей и родителей фирма-партнер из сферы производства, бизнеса, социальной сферы. Открытие фирменных классов позволяет школе решить важную составляющую образовательной деятельности – обеспечение успешного послешкольного жизненного старта через осознанный выбор профессии. Первый Фирменный дипломатический класс был открыт в школе №5 в 2008 году, в 2017 году выпущен второй такой класс, 12 выпускников класса окончили школу с золотыми медалями. Академический гуманитарный класс в 2021-2022 уч.г. окончили 24 чел, из них 17 чел. поступили в вузы по профилю (70,8%). Опыт школы по данному направлению был распространен на Январском совещании работников образования ГО «город Якутск» 2021-2022 уч.г., были внесены наши предложения и рекомендации. Результаты поступления фирменных классов 2021-2022 уч.г.
Предложенный опыт МОБУ СОШ №5 по развитию профильных и фирменных классов в течение одного десятилетия продемонстрировал, что данный опыт имеет свои положительные стороны и был завершен сборником, составителем которого являлась директор школы Кычкина Антонина Анатольевна (2006-2022гг).
Приложение 1 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПРОЕКТНЫЙ ОФИС
План работы
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список литературы
- Беспалова Е.А. «ЕВРАЗ — класс» — энергия будущего»: (модель профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия) / Е. А. Беспалова // Управление современной школой. Завуч. — 2021. — № 7. — С. 49-69.
- Коморова И. В. Выбор профессии – дело серьезное: профориентационная игра по мотивам игры «Форт Бойярд» / И. В. Коморова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 46-48.
- Киселёв С. М. Профориентационная работа с обучающимися и их родителями – основа предпрофессиональной подготовки / С. М. Киселёв // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 6. — С. 54-55.
- Майорова Г. В. Залог успешного завтра: от интересов ребенка к профессиональному пути / Г. В. Майорова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 33-36.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. — М.: УЦ «Перспектива»., 2012. – 52 с.
- Мельникова М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. — С. 37-39.
- Сергеев И. С. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации / И. С. Сергеев, Д. А. Махотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев // Педагогика. — 2021. — № 7. — С. 5-19.
- Соловьева Д. Профориентация: как наверстать упущенное с помощью интернет — сервисов / Д. Соловьева // Справ. клас. рук. — 2021. — № 3. — С. 66-73.