РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

20 мая 3:41

В современном мире система образования направлена на подготовку молодого поколения к реальной жизни. Чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда в настоящее время школьнику нужно обладать не только оригинальным мышлением, творческими способностями и самостоятельностью, но и хорошим здоровьем, заботу о котором прививают с самого детства. Обучающийся должен уметь сам заботиться о своем здоровье и контролировать его состояние и в этом помогают различные учебные учреждения, в первую очередь это общеобразовательные и спортивные школы.

За последние годы все чаще поднимается вопрос о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье младших школьников. В обществе здоровый образ жизни не занимает первое место в жизни потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье обучающихся ухудшается и это связанно с обучением в школе. 25-30% младших

школьников, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в здоровье, а среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми [8].

На сегодняшний день базовая физическая культура является одним из главных звеньев в системе физического воспитания, а важнейшей ее формой – школьная, которая представляет собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий для привлечения обучающихся к здоровому образу жизни.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [5].

В свою очередь физическая культура в системе образования отвечает за:

1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [5].

Изучением физического воспитания младшего школьника занимались такие педагоги, психологи, физиологи: К. Д. Ушинский, П. Ф Лесгафт. А. А. Зикмунд, В. В. Белинович, В. В. Гориневский, Г. А. Дюперрон, Е. С. Пиотровский. Исследования данных авторов внесли значительный вклад в разработку методических и теоретических основ физического воспитания, становление общей теории физического воспитания, практику и методику преподавания физической культуры и спорта.

В свою очередь, доктор педагогических наук, профессор, Евсеев Ю.И. в своем учебном пособие даёт следующие определение понятиям физическое воспитание и физическая культура:

Физическое воспитание — вид воспитательного процесса, специфика которого заключена в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека [2, с. 5].

Физическая культура (ФК) — это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей [2, с. 5].

У методистов, работающих по данной теме, определение физического воспитания и физической культуры  немного отличается от определения представленных выше.

Например Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук, трактует эти понятия иначе:

Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижения физического совершенства [7, с. 7].

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека [7, с. 6].

В дальнейшем в работе за основу будут использоваться именно эти понятия, так как они раскрывают понятия физическое воспитание и физическая культура.

Из определений, которые были перечислены выше можно сделать вывод, что физическое воспитание можно считать не только отдельной наукой, но и совокупностью различных наук, поскольку с физической культурой тесно переплетаются такие науки, как биология, физика, математика, химия и многие другие.

При разработке примерных программ по физкультуре Минобрнауки России использует лучший опыт всероссийских спортивных федераций и привлекает к участию знаменитых российских спортсменов. Так, например, уже не первый год большой популярностью в школах пользуется авторская программа президента Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирины Винер.

Целью данных программ было :

  • успешные учащиеся, которым нравится учиться, добиваться прогресса и достижений определенных целей;
  • уверенные люди, живущие по принципу здорового образа жизни;
  • ответственные граждане, которые вносят положительный вклад в общество.

Такой подход делает более значимый вклад в развитие физического образования и способствует всестороннему развитию учеников.

Высокое качество физического воспитания отражается в учебной программе, как субъект преподавания высокого уровня. Поэтому школы, демонстрирующие хорошее и качественное преподавание в физическом воспитании демонстрируют следующее:

  • Высокие показатели большинства учеников;
  • Отношения между учителем и учеником, способствующие вовлечению ребенка в спортивную деятельность;
  • Стремление учеников к более высоким достижениям;
  • Отличная успеваемость по предмету;
  • Моделирование методов обучения. [4, с. 5]

Следовательно, роль физического воспитания сосредоточена на поддержание здоровья, развития навыков и нравственных качеств. Однако, традиционный взгляд на эту проблему затрагивает несколько иные признаки физического воспитания, среди которых:

  • Здоровье как ресурс
  • Содействие целенаправленным физическим занятиям по улучшению качества жизни
  • Развитие человека как личности
  • Помощь ученикам в формировании своей жизненную цель и позиции.

Так, опираясь на разработку учебного плана по физической культуре, можно выделить некоторые из ключевых способов, которыми физическое воспитание симулирует развитие ребенка.

С целью выявления уровня физического воспитания у обучающихся младшего школьного возврата была проведена экспериментальная работа на базе МАОУ СОШ № 2 г. Покачи. В эксперименте принимали участие обучающиеся 2«В» класса в количестве 27 человек.

Исходя из цели констатирующего этапа эксперимента, были определены задачи исследования:

  1. Выявить уровни представления о физическом воспитании и знаниях о ведении здорового образа жизни.
  2. Определить показатели физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста;
  3. Проанализировать результаты экспериментального исследования.

На основе анализа теоретической литературы были использованы следующие показатели физического развития (рост и масса тела) мальчиков и девочек 6—10 лет, которые  предложили Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С, основываясь на данных Ю.П. Лисицина (1996) и Н.Н. Алфимова (1981, 1985), Ю.В. Высочинин и В.И. Шапошникова (1999), и составили сводную таблицу, по которой можно определить антропометрический статус ребенка  (таблица 1 и 2). 

Таблица 1

 Таблица 2

Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности. Как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической подготовленности. В таблице 3 приведены показатели, характеризующие низкий, средний и высокий уровни физической подготовленности учащихся 7—10 лет.

Таблица 3

Учитывая показатели физического развития (рост и масса тела) мальчиков и девочек 6—10 лет и уровень их физической подготовленности, были определены следующие средства и методы физического воспитания школьников младшего школьного возраста.

При разработке той или иной методики выполнения физических упражнений для школьников 1-4-х классов ряд авторов рекомендуют распределить средства физической подготовки с учетом укрепления мышц плечевого пояса, затем спины, брюшного пресса, ног. И.И. Мансуров считает целесообразным применять для младших школьников следующий комплекс упражнений в основной части урока:

1) упражнения на равновесие, с мячом, прыжки, игры;

2) общеразвивающие упражнения на месте, в движении, метание в цель, лазание, игры с прыжками;

3) упражнения на осанку, перелазание, прыжки в длину, игры с метанием.

    Ряд авторов предлагают широко использовать круговой метод занятий физическими упражнениями в младших классах . Так, А.И. Голубев, Т.Н. Голубева, В.Б Абрамович, Б.М. Иванов при проведении круговой тренировки младших школьников рекомендуют распределить их на небольшие подгруппы, которые проходят все станции от одного до трех раз с интенсивностью выполнения упражнений в 1/4, 1/3 и 1/2 от максимального.

   В.В. Шевцов и другие предлагают шире использовать в физическом воспитании младших школьников дифференцированный подход. По мнению А.И. Кравчука, предложенная им комплексная программа физического воспитания школьников 4-7-х классов позволяет последовательно осуществлять двигательную, функциональную и физическую подготовку. Л.В. Щукевич разработал методику развития скоростно-силовых качеств в группе младших школьников. Исследования автора показали, что развитие скоростных качеств у детей можно планировать в виде комплексных упражнении (для рук, туловища: 2-3 линейных или встречных движений с которыми включают 2-3 задания на быстроту реагирования внимания и т.п.). Наряду с разнообразными методиками развития скоростных качеств имеются работы, в которых раскрывается методика воспитания координационных возможностей школьников.

    Так, для этой цели В.И. Ляхом предложены для школьников 1-4-х классов различные виды прыжков. По его мнению, все разновидности прыжков содействуют формированию координационных способностей, относящихся к группе ациклических локомоций. Их можно также сгруппировать по принципу преимущественного воздействия на одну или несколько специфических координационных способностей:

— способность к дифференцированию параметров движения;

— способность к поддержанию ритма;

— способность к ориентированию в пространстве;

— способность к быстроте перестроения двигательных действий и способность к реагированию;

— способность к связи или соединению отдельных движений в целостные двигательные акты;

— способность к сохранению равновесия отмечает В.Г. Никитушкин [3].

     Е.Б. Главатских пишет формы  занятий  физкультурой и спортом в нашей  стране  очень  многообразны.  Формами  обязательных занятий  являются  уроки  физической  культуры  по  государственным программам  учебных  заведений,  уроки  (занятия)  в  спортивных  школах. Занятия  в  спортивных  секциях,  занятия  по месту  жительства, самостоятельные, спортивные состязания, утренняя и производственная гимнастика, туристские  походы  считаются  свободными.  Очень  важно  так проводить  занятия, чтобы  они  приносили  наибольшую  пользу. Как бы ни были  разными формы занятий физическими упражнениями, возводятся они идентично:  имеют  предварительную, основную и завершающую части.

     Одной  из  важных  форм  организации  физкультурно-оздоровительной  работы  в  образовательных  учреждениях  является организация  внеучебных  спортивно-массовых  мероприятий, направленных  на  пропаганду  ЗОЖ  с  активно  принимающими  участие учеников  класса,  а  также  родителей.  Это  могут  быть  различные конкурсы,  викторины,  спортивные  праздники  «Веселые  старты»,  «Папа, мама,  я  —  спортивная  семья»,  «День  здоровья»,  «Малые  олимпийские игры»  и  многие  другие  [1].

При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий с учащимися I— IV классов особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.

     Метод целостного упражнения (изучения действия в целом, используется при обучении простым упражнениям или сложным не поддающимся членению на отдельные фазы).

     Для успешного применения этого метода используют следующие методические приемы:

  • Обучение необходимо начинать с упрощенных форм движения
  • Использовать подводящие и имитационные упражнения
  • Оказание дополнительной помощи (подталкивание в кувырке)
  • Создание облегченных условий (например, подкидной мостик)

      Ценной чертой этого метода является то, что техника действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей, это позволяет сохранить ритм действия и его общую структуру.

     Недостатком этого способа является:

— Преподаватель не в состоянии одновременно исправлять все ошибки

— Неоднократное повторение двигательного действия целиком при начальном обучении может быстро приводить к утомлению отмечает Е.А. Романов [6].

     Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

      Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где обеспечивается создание взаимосогласованности между элементами.

     При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

     В возрасте 8–11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6–8 сек).

     Причем эти методы должны обеспечивать выполнение упражнений преимущественно в аэробном или аэробно-анаэробном режимах энергообеспечения. А комбинированные или активные паузы отдыха должны быть предусмотрены не только после выполнения непрерывного упражнения и между повторениями, но и в процессе игры, обеспечивая при этом как полное восстановление, так и сверхвосстановление физической работоспособности. Кроме того, сниженные объемы умеренной или большой по интенсивности нагрузки должны обеспечивать соответственно малую или среднюю ее величину пишет Ж.К. Холодов [9] .

Для достижения цели и решения задач констатирующего эксперимента были выбраны методы: контрольно-нормативные тесты, опрос и беседа.

  1. Опрос. Вопросы теста направлены на выявление представлений физическом воспитании и знаниях о ведении здорового образа жизни. За каждое верно выполненное задание ученик получает 1 балл. Если задание выполнено неверно или не выполнялось – то выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий работы – 10 баллов.

Анализ тестов показал, 23% имеют высокий уровень сформированности представления о физическом воспитании. Эти ученики имеют представление об основных принципах физического воспитания и ведения здорового образа жизни.

На среднем уровне — 56% обучающихся, они допускают ошибки, связанные определением физического воспитания и определениями, имеют представления не обо всех словах, допускают ошибки в принципах ведения здорового образа жизни.

21% третьеклассников имеют низкий уровень сформированности представлений о физическом воспитании. Обучающиеся не разбираются в основных понятиях, испытывают затруднения в основных принципах ведения здорового образа жизни в повседневном быту.

Полученные данные представлены на рисунке 1.

 

Рис.1 Уровни представления о физическом воспитании и знаниях о ведении здорового образа жизни (по результатам теста).

  1. Контрольно-нормативные тесты. Предложенные обучающимся контрольно-нормативные тесты способствует выявлению уровня физической подготовленности. Детям необходимо выполнить следующие упражнения, которые представлены в таблице 4.

 Таблица 4

 

 

По результатам выполнения контрольно-измерительных тестов было выявлено, что 21% обучающихся имеют высокий уровень, 63% — средний уровень и 16% низкий уровень физической подготовленности. Полученные данные представлены на рисунке 2.

 

Рис.2 Уровни физической подготовленности  второклассников (по результатам контрольно-нормативных тесов).

Проведя контрольно-нормативные тесты по физической подготовленности у учащихся второго класса можно сделать вывод, что у 16% (4 человек) –Алексея М., Владислава С., Анастасии Ю., Сергея В. высокий уровень физической подготовленности

Средний уровень у 57% (15 человек) – Андрей З., Магомед Х., Валерия Х., Мурад М., Светлана Ш., Кирилл Р., Дамир Я., Яна В., Екатерина Ф., Амирхан Ц., Имам У., Савелий К., Вячеслав Д., Константин П., Сергей Т.

27% (6 человек): Алина Г., Милана Х., Екатерина М., Саид А., Артем К., Ибрагим Г. имеют низкий уровень.

Результаты изучения представлений о физическом воспитании и уровня физической подготовленности позволяют сделать вывод о том, что у большей части обучающихся представления сформированы на среднем уровне. В дальнейшей работе педагогу необходимо обратить внимание на: формирование понятий связанных с физическим воспитанием и физическую подготовленность учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная проблема действительно является актуальной и требует дальнейшей разработки. 

Литература

  1. Главатских, Е.Б.Формы и методы формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.
  2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с.
  3. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов Методическое пособие/ В.Г. Никитушкин. — М.: Москомспорт, 2009. — 112 с.
  4. Полянская Г.В. Методика обучения физической культуре в начальной школе: вестник науки и образования № 1(55). Часть 1. 2019. 86
  5. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  6. Романов, Е.А. Оптимизация физического воспитания младших школьников Крайнего Северо-Востока России на основе использования средств спортивно-игровой направленности : автореф дис. … канд. пед. наук / Романов Евгений Алексеевич .- Хабаровск, 2007. — 23 с
  7. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с
  8. УДК 37.037.1 .В. Ярлыкова М.С. Белышева Филиал Ставропольский государственный педагогический институт в г. Железноводск, Россия «Физическое воспитание детей младшего школьного возраста, имеющих разный уровень физической подготовленности» Гуманитарный научный журнал №1, 2017
  9. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Х73 Теория и методика физического воспитания и спорта: 5 Учеб. пособие для студ. высш. учеб .заведений. -2-еизд., исир.идоп.-М.:Издательский центр ≪Академия≫, 2003. — 4S0с.ISBN 5- 7695-0853-1