СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

18 марта 4:24

В настоящее время ни один человек не может без знания своих прав и обязанностей легко ориентироваться в жизни. Главное значение в формировании личности, играет правовое образование. Целью правового образования является установление в сознании и поведении индивида положительных представлений и взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение и исполнение юридических норм. Причем не посредством угроз неблагоприятными последствиями — наказаниями, следующими за нарушения установленных норм поведения, а именно посредством воспитания уважения к закону. Признание человеком законов – это уже признак того, что общество принимает и берет ответственность за свои действия и решения.

Правовое обучение и правовое воспитание являются двумя сторонами единого процесса правового образования. Правовое образование делится на два вида:

  1. Профессиональное правовое обучение — это подготовка юристов по программам высшего, среднего профессионального образования.
  2. Гражданское правовое обучение —  это правовое обучение и воспитание населения. Обучение должно начинаться с дошкольного возраста, затем продолжаться в образовательных учреждениях и т.д. [2]

Остановимся подробнее на гражданском правовом обучении. По мнению зарубежных и отечественных педагогов, обучение и воспитание по правам ребенка рекомендуется начинать еще в дошкольном возрасте (4-7 лет), так как это период первоначального развития личности, становления основ самосознания и индивидуальности ребенка. Работники дошкольных учреждений могут донести до ребенка информацию об их правовом статусе, об уважительном отношении не только к старшим, но и ко всем людям. Ведь начиная с уважения, ребенок начинает ценить окружающий мир.[3]

Современные школьники должны обучаться по системе толерантности друг другу, уважительному отношению к человеческим правам и свободам. Начальная школа — это пора становления человеческой личности. Именно в это время жизни ребенок берет всю информацию и закладывает их в себе. Не только основные знания, но и нормы и принципы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Немалую роль в этом процессе играет правовое воспитание и обучение. Знакомство младших школьников с основами конституционного строя России, формирование у них патриотизма и гражданственности, усвоение норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности — важнейшие задачи школы. [4]

Проблема правового воспитания в старшем школьном возрасте рассматривается в началах правовой социализации. В данном возрасте нужно на примере показывать об отрицательных сторонах правонарушений, провести деловую игру на знание норм права, привести ситуацию, подробно рассмотреть и решить его в коллективе. На примере взятого из просторов интернета отрицательную новость и попытаться найти причины такого действия человека. В конце сделать вывод, дать ребенку раскрыться и сказать свое мнение о нарушениях с законом.[1]

Образовательное учреждение берет на себя ответственность за воспитание граждан, которые в будущем будут уважать права и свободы человека и  обладать высокой нравственностью. Содержание правового образования и воспитания современных школьников выявляется и определяется с учётом развития нашей страны, особую роль в этом плане отмечают изменениям, которые сейчас происходят. В этих условиях меняется и адаптируется характер отношений между государством и личностью, отношениями между ребенком и взрослыми, между взаимоотношениями детей[5].

Таким образом, сущность правового образования состоит в  том, чтобы помочь человеку с раннего возраста обрести себя как личность,  быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

 

Литература:

  1. Гринь И. Правовое воспитание несовершеннолетних / И.Гринь, Беспризорник, — 2012, №2.
  2. Волкова Е.В. Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения / Е.В.Волкова, Молодой учитель. – 2014.-№20
  3. Козырин А.Н., Управление образованием: организационно-правовые основы: Учебное пособие/ под ред.Т.Н.Трошкиной.-М.:, ФЦОЗ, 2015.-234с.
  4. Кон И.С. Методика преподавания правоведения права в школе / И.С.Кон,.- М.: 2007.
  5. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Издательство РГППУ , 2010. 166 с.

 

Literature:

  1. Grin I.. Legal education of minors / I.Grin, the Homeless child, — 2012, No. 2.
  2. Volkova E.V. Legal education at school: personality and professional competence of the teacher of jurisprudence / E.V. Volkova, Young teacher. – 2014.-№20
  3. Kosyrin A.N., Management of education: organizational and legal bases: The education guidance / under the editorship of T.N. Troshkina. — M.: FTsOZ, 2015. — 234 pages.
  4. Kohn I.S. A technique of teaching jurisprudence of the right at school / I.S. Kohn.-M.: 2007.
  5. Kropaneva E.M. Theory and technique of training in the right [Electronic resource]: studies. a grant for higher education institutions. Yekaterinburg: RGPPU publishing house, 2010. 166 pages.