К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

11 декабря 6:01

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения [5]. Формирование жизненных компетенций у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в процессе обучения по адаптированным образовательным программам – одна из центральных и наиболее значимых областей в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Для некоторых детей с РАС такими навыками являются самостоятельное одевание или прием пищи, для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу или разрешать конфликтные ситуации [1].

Формирование жизненных компетенций подразумевает совместную работу психолога, логопеда, дефектолога, воспитателей и учителей, а также членов семьи, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра. Дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в систематическом обучении и систематическом повторении пройденных навыков в домашних условиях [3]. Родители (законные представители) ребенка, а также члены их семей могут совместно с детьми проживать ситуации, связанные с формированием и закреплением конкретных навыков.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [4]. Внеурочная деятельность, являясь частью учебно-воспитательного процесса, призвана способствовать разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности. Кроме того, внеурочная деятельность обучающихся – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 

Для успешной и эффективной работы педагогу следует индивидуально подходить к выбору психологических и педагогических воздействий на ребенка с расстройствами аутистического спектра, учитывать особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития школьника, использовать интерактивные формы работы. Огромное значение при работе с обучающимися с РАС имеют формы практической деятельности и приемы работы, направленные на расширение чувственного опыта ребенка [5].

Успешность обучения детей с РАС, развитие их познавательных способностей во многом определяется состоянием их здоровья. Дети с РАС имеют проблемы пищевой избирательности, что подразумевает риск дефицита питательных веществ. К проблемам пищевого поведения у детей с РАС относят: избирательное пищевое поведение, отказ от еды, агрессии, истерики во время приема пищи, долгое жевание или отказ от жевания, оставление еды за щекой, поедание несъедобного и др. Дети с аутизмом часто исключают из своего рациона определенные продукты или даже уже знакомое им блюдо. Причиной этого может служить расстройство в сенсорной сфере или сложившийся ритуал — ребенок отказывается есть, потому что привык отказываться. Другая трудность -нарушения социального взаимодействия, с которой сталкиваются все дети с РАС [2]. Чаще всего негативные переживания детей с РАС связаны с чувством тревоги, сенсорными перегрузками, сложностями ориентирования, недостаточным уровнем сформированности навыков социального поведения. Социальные навыки требуются для посещения общественных мест: кафе, бассейна, магазина, а также для самостоятельного пользования общественным транспортом. В связи с вышеизложенным необходимо планировать внеурочную деятельность с обучающимися с РАС по актуальным темам развития ребенка и преодоления возможных трудностей.

В рамках внеурочной деятельности нами разработана программа «Азбука безопасности», раздел «Моё здоровье», «Транспорт», куда вошли конспекты внеурочных занятий, а также рекомендации по их проведению родителям, педагогу, тьютору.

Целью внеурочного занятия «Здоровьешка» является расширение пищевого репертуара у детей с РАС, формирование у детей представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания. В ходе занятия решались задачи:

  1. Расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать здоровые продукты;
  2. Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
  3. Способствовать активизации и развитию высших психических функций, коммуникативных способностей детей, умения работать в группе;

Форма занятия — беседа с игровыми элементами.

Структура занятия:

1 этап – проведение цикла дидактических и сюжетно – ролевых игр «Съедобное-Несъедобное», «Польза-Вред», «Покупаю продукты», «Мы идем в кафе», «Школьная столовая». Словарная работа — здоровье, витамины, правильное питание, вредные продукты.

2 этап – приготовление определенного блюда родителем совместно с ребенком с РАС. Съемка видеосюжета о приготовлении блюда с последующим его просмотром с ребенком с РАС.

3 этап – проведение занятия с использованием комплексного подхода к коррекции избирательного пищевого поведения, на котором дети с РАС под руководством педагога знакомились с новыми для них продуктами, пробовали их на вкус, нюхали, выполняли задания творческого и познавательного характера, участвовали в создании памяток о продуктах здорового питания.

Материалы и оборудование: для педагога: компьютер, проектор, интерактивная доска. Для обучающихся: карточки с заданиями (разрезные картинки, загадки), материалы для практической работы, демонстрационные материалы для опытов.

Целью внеурочного занятия «Транспорт» является знакомство обучающихся с РАС с разнообразными видами транспорта своего города, их назначением и функционалом, формирование жизненных компетенций по пользованию общественным транспортом.

Задачи:

  1. Обучающие: Дать представление о видах транспорта своего города, расширить знания детей об использовании человеком разных видов транспорта.
  2. Развивающие: Развивать логическое мышление, учить делить объекты на группы по заданному основанию; классифицировать и обобщать на предметном материале.
  3. Воспитательные: формирование жизненных компетенций у детей с РАС, посредством умения выстраивать маршрут, используя доступные виды транспорта.

Материалы, оборудование, инструменты к занятию: Учебник «Окружающий мир» 2 класс (автор А.А. Плешаков), компьютер, проектор, карточки с индивидуальными заданиями, авторская рабочая тетрадь, презентация, маршрутные листы.

Форма занятия — беседа с игровыми элементами.

Ход занятия:

1 этап — организационный: работа с календарем, месяцем «Сентябрь», номером месяца. Заполнение в рабочей тетради даты.

2 этап – проверочный: обобщение знаний по предыдущим темам, выполнение индивидуальных разноуровневых заданий в рабочей тетради.

3 этап – основной: построение пути в заданное место по маршрутному листу для различных видов транспорта.

Рекомендации по организации внеурочной деятельности с обучающимися с РАС:

  1. Организация внеурочной деятельности с детьми в малых группах является одним из необходимых специальных условий для комфортного развития данной категории обучающихся, позволяющим учитывать особые образовательные потребности каждого ребенка через вовлечение в развивающее взаимодействие и отработку форм адекватного учебного и социального поведения, навыков коммуникации с учителем и сверстниками;
  2. Организация занятий с учётом возможностей и способностей обучающихся, темпа их развития, влияния окружающей среды и условий, что позволяет на занятии с единым содержанием варьировать и индивидуализировать деятельность обучающихся с РАС.
  3. Опора на актуальный личный опыт ребенка.
  4. Использование наглядности, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление позволяют удерживать внимание обучающихся в течение всего занятия.
  5. Применение игровых технологий позволяет школьникам в непринужденной форме более качественно усваивать знания, необходимые в дальнейшей жизни.
  6. Включение сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей на протяжении всего занятия стимулирует работу органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем: зрительной, тактильной, слуховой чувствительности, обоняния, вкуса.
  7. Осуществление педагогической деятельности в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями) обучающихся.
  8. Применение при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра как общедидактических, так и специфических методов обучения: десенсибилизация, сенсорная интеграция, поведенческий подход.
  9. Дозированная, строго индивидуализированная поддержка должна оказываться каждому ученику. Уровень поддержки необходимо выбирать, исходя из возможностей ребенка.

Основной задачей обучения и развития ребенка с РАС является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. В процессе внеурочной деятельности педагогом создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Литература

  1. Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Шкала оценки сформированности жизненных компетенций на уровне начального школьного образования. Руководство. – Москва, 2020 – 138 с.
  2. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама-Паблишер, 2014
  3. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.
  4. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. – 2013. – №1. – С. 219–226.
  5. Тихомирова Л. Ф., Макеева Т. В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании. Ярославский педагогический вестник – 2017 – № 3

 

Literatura

  1. Davydova E.Ju., Sorokin A.B. Shkala ocenki sformirovannosti zhiznennyh kompetencij na urovne nachal’nogo shkol’nogo obrazovanija. Rukovodstvo. – Moskva, 2020 – 138 s.
  2. Delani T. Razvitie osnovnyh navykov u detej s autizmom. Ekaterinburg: Rama-Pablisher, 2014
  3. Manelis N.G., Aksenova E.I., Bogorad P.L., Volgina N.N., Zagumennaja O.V., Kalabuhova A.A., Pancyr’ S.N., Ferroi L.M. Formirovanie zhiznennyh kompetencij u obuchajushhihsja s rasstrojstvami autisticheskogo spektra. Metodicheskoe posobie / Pod obshh. red. Haustova A.V. M.: FRC FGBOU VO MGPPU, 2016. 57 s.
  4. Popova I.N. Organizacija vneurochnoj dejatel’nosti v uslovijah realizacii FGOS // Narodnoe obrazovanie. – 2013. – №1. – S. 219–226.
  5. Tihomirova L. F., Makeeva T. V. Zdorov’esberegajushhie tehnologii v inkljuzivnom obrazovanii. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik – 2017 – № 3