Пешеходное направление как наиболее доступный вид туризма на протяжении последних лет активно развивается: все более популярным становится такое направление, как «Дистанция». Этот молодой вид спорта привлекает внимание благодаря своей зрелищности [5]. В то же время, для данного направления участие в многодневных походах не является приоритетной задачей.
В данной статье рассматривается отношение к походу школьников, занимающихся по двум разным направлениям: «Дистанция» и «Маршрут». В качестве практической базы была выбрана секция внеурочной деятельности «Спортивный туризм» МОУ СОШ №1 г.Малоярославец. В исследовании приняли участие подростки 12-14 лет. Выборка контрольной группы составляет 10 человек (6 юношей, 4 девушки), экспериментальной — 20 человек (13 юношей, 7 девушек).
В контрольной группе целью программы являлось развитие физических качеств подростков средствами спортивного туризма. Участники в сентябре 2017 года прошли зачетный поход III степени сложности протяженностью 75 км по Калужской области. По итогам школьники написали сочинение «Как я пошел в поход». На протяжении учебного года в тренировочный процесс не входили походы выходного дня с ночевками в полевых условиях. Большая часть занятий проходила в условиях спортивного зала по направлению «Дистанция-пешеходная».
В экспериментальной группе основной целью являлось воспитание учащихся средствами пешеходного туризма. Первый длительный тренировочный поход состоялся из г. Обнинск в г.Малоярославец. Участники преодолели около 25 км пешком, произвели фотосъемку, выполняли топографические и краеведческие задания.
Вторым сложным выходом стало участие в соревнованиях «Тропа мужества» на территории Калужской и Московской областей. Четверо юношей в возрасте 14 лет успешно преодолели 30 км лесистой местности за 16 часов. Еще шестеро участников, в том числе 5 девушек прошли 20 км намеченного маршрута, однако ввиду недостаточной подготовленности вынуждены были сняться с соревнований.
Следующим мероприятием стал краеведческий выход в деревню Панское, в усадьбу 1803 года постройки. Участники впервые опробовали приготовление пищи на газовой горелке, совершили 14-километровый пеший выход по достаточно глубокому снегу. После этого состоялась зимняя ночевка в аварийных укрытиях.
Таким образом, в течение года производилась подготовка по направлению «Маршрут».
Таблица 1 Сводная таблица походов выходного дня протяженностью более 12 км в течение года:
Дата
|
Маршрут
|
Протяженность, км
|
14.09.2018
|
г.Обнинск-
|
25
|
20.09.2018
|
Добрино-Елагино-Афанасовка-Каменское-Добрино
|
30
|
16.12.2018
|
Малоярославец-Панское-Терентьево-Малоярославец
|
14
|
10.06.2019-13.06.2019
|
Никола-Ленивец-Полотняный завод
|
34
|
Общая протяженность
|
|
103
|
По итогам летнего зачетного похода I степени сложности учащиеся написали сочинение на тему «Как мы пошли в поход» для проведения дальнейшего контент-анализа с целью выявить отношение участников к проводимому мероприятию.
В дальнейшем был произведен контент-анализ [2;3] сочинений на тему для каждой группы испытуемых. Из списка были выбраны наиболее часто встречающиеся слова, не относящиеся к туристской терминологии (палатка, бивак, костер, маршрут и т.д.)
Таблица 11 Контент-анализ сочинений в контрольной группе
1.
|
сильный
|
2,8%
|
2.
|
физический
|
1,7%
|
3.
|
природа
|
1,5%
|
4.
|
спорт
|
1,4%
|
5.
|
интересный
|
1,3%
|
6.
|
родной
|
1,2%
|
7.
|
друзья
|
1,1%
|
8.
|
развитие
|
1,1%
|
9.
|
изучать
|
1,1%
|
10.
|
внимание
|
1,0%
|
Школьники описывают, что поход для них представлял интересный опыт, проходился с целью достижения спортивного результата, однако в процессе подготовки и проведения получили эстетическое удовольствие от природы родного края, учились туристским навыкам.
Таблица 12 Контент-анализ сочинений в экспериментальной группе
1.
|
путешествие
|
3,3%
|
2.
|
труд
|
3,1%
|
3.
|
помогать
|
2,8%
|
4.
|
друзья
|
1,9%
|
5.
|
доверить
|
1,7%
|
6.
|
объединять
|
1,6%
|
7.
|
испытать
|
1,4%
|
8.
|
возможность
|
1,3%
|
9.
|
надежный
|
1,1%
|
10.
|
взаимодействовать
|
1,1%
|
Участники отмечают, что походы дают им возможность испытать себя, проявить свои лучшие качества и увидеть других участников как с положительной, так и с отрицательной стороны. Многие осознают, что проведение мероприятия — это совместный труд, и не всегда получается справиться с должностью с первого раза. Однако, именно распределение должностей помогает найти участникам свое место в команде, быть полезным и помогать друг другу.
«Для меня в походах за этот год стало очень важным:
- возможность отвлечься от городского мира
- очень важен миг помощи в непростой ситуации!
- можно узнать кому действительно стоит доверять
- познание новой информации
- решение непредвиденных ситуаций, приходится использовать смекалку
- незабываемые «реальные» моменты, посиделки у костра
- общение», — написал один из участников в своем сочинении.
Контент-анализ показал, что наиболее часто повторяющиеся слова в контрольной и экспериментальной группах разные, они практически не пересекаются, кроме одного «друзья». В контрольной группе на первых местах стоят понятия, связанные с физическими качествами. В экспериментальной группе другая направленность: морально-коммуникативная.
Список литературы:
- Линчевский Э.Э. «Психологический климат в туристской группе», М: Физкультура и спорт, 1981, 111 с
- Литвинова В. Ю.Контент-анализ как средство организационно-методической диагностики образовательного процесса среднего профессионального учебного заведения: дис.. кандидата пед. наук: 13.00.01. — Таганрог, 2006. — 162 с.
- МариновскаяО.Я. Метод контент-анализа в педагогических исследованиях: анализ научной литературы. Известия балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. Калининград, Изд-во Обособленное структурное подразделение «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет» , №31, 2015, с.8-16
- Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся, М.2001, 87с
- Подгорная А.С. Структура физической подготовки в спортивном туризме (Группа дисциплин «Дистанция-пешеходная») ж. Курорты. Сервис. Туризм №3-4, г.Краснодар, 2017, с.164-168
- Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками, ТКО Искатель, М., 2001, 27с
- Таршиц Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии (построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программа исследования). М., ЛИБРОКОМ, 2014
- Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии. 2002, 362с
- Шигаев А.В. Экологическое воспитание студентов средствами спортивного туризма, походов и экскурсий. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ материалы Международной научно-практической интернет-конференции. 2014
Издательство: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Саранск, 2014, с.174-178 - Шипко А. Л., Грабовский Ю. А. Особенности нравственного воспитания в туристских походах. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения М., Изд-во: Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова», №3, 2014, с.35-43