СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

15 сентября 11:51

Современные концепции и технологии компетентностного обучения математике

Термин «компетентностное обучение» происходит от понятий «компетенция» или «компетентность». Обладание компетентностью означает, по мнению О.В. Галустян [3],  наличие определенных знаний, осведомленности, а обладание компетенцией – обладание возможностями в какой-либо сфере .

Педагоги [5] выделяют концепцию компетентностного подхода в образовании, которая подразумевает выполнение следующих принципов:

– цель образования состоит в развитии у учащихся способности к самостоятельному принятию решения, используя собственный опыт;

– процесс обучения основывается на выполнении действий и операций, которые соотносятся с полученными навыками;

– создание условий, позволяющих формировать у учащихся опыт самостоятельного решения поставленных проблем;

– результаты обучения оцениваются по уровню сформированности компетенций;

– образование служит средством расширения жизненного потенциала учащихся.

Исходя из этих принципов, центральным моментом компетентностного обучения становится использование таких форм обучения, в которых основное внимание  уделяется организацию  самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.   

Использование компетентностного подхода в обучении математике требует , по мнению Н.В. Бечина. [1]  решения следующих задач:

– учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению;

–  учить высказывать и аргументированно отстаивать свое мнение;

–  прививать навыки самостоятельной творческой работы;

– учить грамотно использовать в речи математические термины;

– учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях;

– прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

В современной системе образования используются разнообразные технологии. Рассмотрим применение некоторых из них в рамках компетентностного подхода при обучении математике: технология проблемного обучения, проектная технология, информационно-коммуникационная технология, модульная технология.

В методике выделяют проблемное обучения, состоящее в создании учебной проблемной ситуации, решение которой позволяет, по мнению Н.Д. Жукова [6], учащимся овладеть нужными компетенциями на основе полученных знаний и сформированных умений. Сознательно создавая проблемную ситуацию, учитель ставит класс перед необходимостью сравнивать, обобщать, анализировать явления, синтезировать факты.

Например,  учащиеся умеют сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, а учитель создает ситуацию, требующую сравнения дробей с разными знаменателями. Нахождение способа сравнения и есть решение проблемной ситуацией. В ходе обсуждения учащиеся приобретают и новые знания, и новые навыки.

Проектная технология, с точки зрения Е.В. Белокрылова [2],  позволяет разнообразить учебный процесс,

повысить мотивацию учащихся, проявить творчество и самостоятельность. Отличительная особенность проектной деятельности – это обучение на основе активности учащихся. В качестве проекта может выступать раздел математики или возможность практического применения математики. Например, «Мир координат», «Геометрия вокруг нас» и т.д. Проекты могут выполняться как самостоятельно, так и группой учащихся, а результаты проектной деятельности представить в виде готового буклета, презентации или доклада на уроке.

Следовательно, проектная технология способствует формированию исследовательских, личностных, коммуникативных компетенций, а также развивает практические навыки по поиску информации, ее систематизации и обработке.

Использование информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) позволяет реализовать, как  считает С.И. Семенова [7], как проектную технологию, так и проблемное обучение. Кроме того, ИКТ развивает навыки работы с информацией, раскрывает интеллектуальные и творческие способности учащихся, позволяет организовать их самостоятельную деятельность. Следовательно, так или иначе, но информационные технологии реализуют компетентностный подход в обучении. Использование ИКТ на уроках математики позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и наглядным,  расширяет возможности визуализации учебного материала, делает его более доступным. 

  Модульное обучение характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупнёнными блоками –  модулями,  алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.  Уровневая индивидуализация и дифференциация учебной и обучающей деятельности создают, как считают авторы [4], ситуацию выбора для учителя и ученика. Модульное обучение делает возможным: формирование навыков самообразования учащихся, что крайне важно в современных  условиях; формирование умения осознанного целеполагания; формирование навыков сотрудничества, взаимоконтроля и  самоконтроля. Содержание и объем модулей охватывают тему или раздел одного из трех предметов (алгебры, геометрии или математического анализа) в соответствие с контрольно-тематическим планированием. Технология основана на самостоятельной деятельности учащихся, которые осваивают модули в соответствие с поставленной целью.

Весь учебный материал 10-11 классов по алгебре и началам анализа легко разбить на модули, каждый из которых объединяет в себе изучение мелких логически связанных тем: 1) тригонометрические функции, уравнения, неравенства; 2) степенная функция, уравнения, неравенства; 3) показательная функция, уравнения, неравенства; 4) логарифмическая функция, уравнения, неравенства; 5) производная и её применение; 6) интеграл и его приложения.

Список литературы

  1. Бечина Н.В. Урок математики как форма развития компетентности учащихся // Наука и образование сегодня. – 2018. – №8 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urok-matematiki-kak-forma-razvitiya-kompetentnosti-uchaschihsya
  2. Белокрылова Е. В. Использование проектных технологий при обучении математике как средство достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 46-48.
  3. Галустян О.В. Понятия компетенции и компетентности в современной педагогике // Гуманитарные науки . – 2019. – №2. – С. 10-14.
  4. Евсеева Н.В., Штраус И.М. Использование модульного контроля при обучении математике в физико-математическом лицее // Научный альманах –2018 – №3. – С. 36 – 38.
  5. Жалилова В. А. Компетентностный подход в обучении и воспитании [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 132-135.
  6. Жукова Н.Д. Применение технологии проблемного обучения на уроках математики // Вестник науки и образования. – 2019. – №11-2 – С. 87-90
  7. Семенова С.И. Использование современных педагогических технологий на уроках математики во внеурочной деятельности аннотация: как повысить интерес к урокам математик