Научно-исследовательская деятельность в начальной школе

24 июня 1:17
«Творчество — это значит копать глубже,



смотреть лучше, исправлять ошибки,



беседовать с кошкой, нырять в глубину,



зажигать солнце, строить замок на песке,



приветствовать будущее» (психолог Поль Торренс).



Цель: Развитие творческой одарённости младших школьников через научно-исследовательскую деятельность.



Научно -исследовательская деятельность — это творческая  деятельность и не существует общих универсальных правил, по которым она развивается. Для такой деятельности характерны  целенаправленность,  активность и сознательность, мотивированность. Результатом такой творческой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности, развитие  одаренности каждого ребенка.



Одним из направлений научно-исследовательской деятельности  учащихся является подготовка к научно-практической конференции. Школьные научно-практические конференции такие, как «Первые шаги» в нашей школе, районная НПК «Я – исследователь» являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности  учащихся, осуществляемой под руководством учителя. Они дают возможность раскрыться одаренной личности, проявить все качества характера. В моем классе данный вид работы присутствует уже не первый  год.



В процессе научно-исследовательской деятельности  у младшего школьника  формируются такие учебные исследовательские умения как:



— умение видеть проблему;



— умение вырабатывать гипотезы;



— умение давать определения понятиям;



— умение проводить эксперименты;



— умение наблюдать;



— умение делать выводы;



— умение доказывать и защищать свои идеи.



Этапы работы над научным исследованием:

  1. Я предлагаю ребенку различные тематики и в соответствии со своим интересом он выбирает тему.
  2. На индивидуальной консультации с ребенком и родителем выбранную тему обсуждаем и составляем примерный план работы.
  3. Ребенок изучает предложенную мной литературу или литературу, которую определил самостоятельно.
  4. На основе изученного теоретического материала выполняем исследовательскую или экспериментальную часть работы.
  5. Совместными усилиями родителей и меня оформляем работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания готовим небольшое выступление для научно — практической  конференции.


Результат  исследовательской  работы:

  • Интеллектуальное развитие и личностный рост ребенка;
  • Умение работать с информацией;
  • Опыт целеполагания;
  • Опыт планирования;
  • Расширение кругозора;
  • Развитие мышления;
  • Развитие эмоциональной сферы;
  • Опыт публичного выступления.


Заключение:



Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности учащихся моего класса, ориентирована на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них проявить и реализовать себя, т.е. развивать свою социальную и личностную компетентность.



Об эффективности моей работы  в данном направлении можно судить по результативности участия учащихся в научно-практических конференциях школьного и районного уровня.



Таблица 1. Достижения  уч-ся.















Год Название НПК ФИ уч-ся Тема научно – исследовательской работы Результат
2015



1 класс

Школьная НПК «Первые шаги» Баишева  Ксения «Памятники землякам-воинам  ВОВ 1941-45 гг. на территории Жарханского наслега» 1 м
Районная НПК «Я –исследователь» Баишева  Ксения 3 м
2016



2 класс

Школьная НПК «Первые шаги» Титов  Афанасий «Бизнес-план по выращиванию



однолетних цветочных культур и комнатной (зимней) рассады»

1 м
Районная НПК «Я –исследователь» Титов  Афанасий 3 м
2017



3 класс

Школьная НПК «Первые шаги» Баишева Ксения «Эта великолепная якутская лошадь!» 1 м
Титов Афанасий «Бизнес-план  развития цветоводства
в начальной школе»
1 м
Худаев Евгений «Козье молоко —  волшебный напиток» 2 м
Районная НПК «Я –исследователь» Баишева  Ксения «Эта великолепная якутская лошадь!» 2 м
2018



4 класс

Школьная НПК «Первые шаги» Баишева Ксения «Технология изготовления украшений из рогов  изюбра» 1 м
Титов Афанасий «Бизнес-план  по реализации заготовок из брусники» 2 м
Баишева Джулия «Чудо – дерево береза» 3 м
Районная НПК «Я –исследователь» Баишева Ксения «Технология изготовления украшений из рогов  изюбра» 2 м
Титов Афанасий «Бизнес-план  по реализации заготовок из брусники» Номинация «Юный бизнесмен»