АДАПТАЦИЯ НАУЧНОГО МЕДИАКОНТЕНТА ПОД МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ

14 июля 2:39

Образование при помощи информационных технологий в сегодняшние дни набирает большую популярность. Следствием этого можно отметить изменение образовательных процессов как структурно, так и организационно. Адаптированный научно-популярный медиаконтент функционирует в условиях, которые в действительности отличаются от условий создания текста-источника: креопизация текста, добавление аудио, фото и видеоматериалов позволяют упростить для понимания и восприятия сложную научную информацию.

Поскольку при работе с научным контентом возникает трудность в понимании информации из ученого сообщества людьми, не обладающими специальными знаниями, журналист вынужден делать специализированную информацию наглядной и доступной. К механизмам адаптации научного знания под массовую аудиторию в медиатекстах традиционно исследователи относят:

Повествование по принципу перехода от общего к частному. Этот способ изложения научной информации позволяет выстроить логичное повествование и избавить научный текст от сложных теоретических данных и узкоспециализированной терминологии.

       Выявление степени полезности публикуемой информации для читателя. Повествуя о том или ином научном открытии, важно обозначить уровень полезности публикуемой информации для читателя и показать важность этой информации для каждого из потребителей.

      Намеренное упрощение повествования. При обращении к научному дискурсу этот метод является самым популярным в журналистской практике. Немаловажным также в освещении специализированной информации для журналиста является сотрудничество с научным экспертом, речь которого свободна от сложных научных формулировок.

Вступление автора в диалог с аудиторией. Этот метод может осуществляться несколькими способами: риторическое восклицание и риторический вопрос, непосредственное обращение автора к потенциальному адресату, а также вопросно-ответный комплекс.

 «При проектировании и разработке информационно-просветительных программ социально-культурной деятельности широкое распространение получила тенденция использовать и реализовывать потребности современной аудитории в развлекательности».[1]  Сегодня происходит переоценка мнений в отношении игры как обучающей деятельности и внедрении ее в обучающий процесс. Так, актуальным методом подачи научно-популярной информации является эдьютейнмент. Зачастую этот метод используется с привлечением мультимедийных средств и информационных технологий. Отличительной особенностью эдьютейнмента является внедрение в систему традиционного обучения современных средств развлечения, таких как игры, мультимедиа, аудио- и видеоматериалы.

При подготовке медиаконтента в формате эдьютейнмента для интернет-ресурсов «необходимо учитывать особенности конкретной веб-среды, чтобы текст, фото, иллюстрации, аудио и видеоматериалы отвечали ожиданиям читательской аудитории, вызывали интерес, были грамотно оформлены с визуальной точки зрения»[2]. От автора требуется не просто завладеть вниманием аудитории, но удерживать его, постоянно поддерживая интерес и эмоциональное напряжение, а сопровождающий текст не должен быть перегружен специальными научными терминами.

Таким образом, можно сказать о том, что перед образовательным сообществом в области дистанционного и открытого образования становится важный вопрос о том, какие стандарты представления образовательного контента следует использовать при постановлении информационных образовательных ресурсов. Следует отметить, что адаптация научного медиаконтента под массовую аудиторию – это сложный феномен, цель которого – в доступной для массового пользователя форме популяризировать научные знания, мотивировать принять участие в учебном процессе. Важным типом подачи научной информации является эдьютейнмент, призванный не только просветить, но и доставить пользователю удовольствия от процесса обучения.

 

Список литературы:

 

  1. Баринова Е.Е. Научно-популярная литература в классификации жанров (теоретический и исторический аспекты) / Е.Е. Баринова // Сибирский филологический журнал. – 2012. № 3. – С. 120-128. 
  2. Бова В. В. К вопросу о построении инфологической модели представления образовательного контента в интегрированной научно-образовательной среде // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2007. №2. – С. 200-206.
  3. Долженкова М. И. Современные тенденции развития информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности // Вестник ТГУ. – 2011. №12-2. – С. 601-605.
  4. Первухина С. В. Виды адаптации текста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. –2014. №1. –С. 97-99.
  5. Пилейко А. И., Петрова Л. И. Адаптация медиаконтента к веб-среде сайтов и социальных сетей // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. –2017. – №4 (195). – С. 96-102.

Spisok literatury:

  1. Barinova E.E. Nauchno-populyarnaya literatura v klassifikacii zhanrov (teoreticheskij i istoricheskij aspekty) / E.E. Barinova // Sibirskij filologicheskij zhurnal. – 2012. № 3. – S. 120-128.
  2. Bova V. V. K voprosu o postroenii infologicheskoj modeli predstavleniya obrazovatel’nogo kontenta v integrirovannoj nauchno-obrazovatel’noj srede // Izvestiya YUFU. Tekhnicheskie nauki. – 2007. №2. – S. 200-206.
  3. Dolzhenkova M. I. Sovremennye tendencii razvitiya informacionno-prosvetitel’nyh tekhnologij social’no-kul’turnoj deyatel’nosti // Vestnik TGU. – 2011. №12-2. – S. 601-605.
  4. Pervuhina S. V. Vidy adaptacii teksta // Vestnik YUUrGU. Seriya: Lingvistika. – 2014. №1. – S. 97-99.
  5. Pilejko A. I., Petrova L. I. Adaptaciya mediakontenta k veb-srede sajtov i social’nyh setej // Trudy BGTU. Seriya 4: Print- i mediatekhnologii. –2017. – №4 (195). – S. 96-102.

 

[1] Долженкова М. И. Современные тенденции развития информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности // Вестник ТГУ. – 2011. №12-2. – С. 601.

[2] Пилейко А. И. Адаптация медиаконтента к веб-среде сайтов и социальных сетей // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. – 2017. №4 (195). – С. 98.