СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

19 июля 4:02

Актуальность выбранной темы заключается в том, что специфика эмоционально – волевой сферы младших школьников с ЗПР изучено недостаточно.  Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из важнейших и сложных проблем психологии и педагогики. Говоря о детях дошкольного возраста, имеющих диагноз задержка психического развития разнообразного генеза, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, несогласованность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам [3]. Несформированность эмоционально-волевой сферы младших школьников с диагнозом задержка психического развития определяет особенности формирования их поведения, личностные особенности развития, а также недостаточный уровень сформированности коммуникативной сферы [3]. Возникают проблемы в формировании морально-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, младшие школьники этой категории не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, эмоциональные контакты с близкими взрослыми могут быть нарушены, а дети слабо ориентируются в морально-этических нормах поведения [3].

Организация исследования проходила на базе центра «Метафорист».

Целью нашего исследования стало исследование эмоционально — личностного развития дошкольников с задержкой психического развития

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

 — выбрать психодиагностические методики, позволяющие проверить выдвинутую гипотезу;

 — провести психодиагностическое исследование;

 -выполнить статистическую проверку достоверности полученных результатов.

Для осуществления эксперимента выборка была разбита на 2 группы по 15 человек – экспериментальная, это те дети с ЗПР, воспитанники младшего школьного возраста, занимающихся в центре «Метафорист» в возрасте 7-8 лет и контрольная группа – 15 детей с нормальным развитием.

В качестве методик были использованы такие методики как 

1.Экспертная оценка социальной адаптированности и личностного развития по карте наблюдений Д. Стотта [4];

2.Цветовой тест М. Люшера (Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И.; Собчик Л.Н.) (детский адаптированный вариант) [5];

3) методика проективного теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) [4];

3.Методика «Изучение импульсивности и волевой регуляции школьников» А.И. Высоцкого [5];

4.Методика «Изучения волевой активности в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом» (Н.А. Цыркун) [1];

  1. Анкета «Определение уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И. Шульги [1].

В целом, исследование было направлено на подтверждение гипотезы ο том, что специфика эмоционально – волевой сферы младших школьников отличается повышенной тревожностью, негативным эмоциональным фоном. А волевая — импульсивностью, низкой способностью к целеполаганию.

Полученные результаты подверглись статистической обработке данных посредством критерия Манна-Уитни.  Данный статистический критерий используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно, и позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Статистика рассчитана с использованием программного пакета «SPSS v22.0.». Результаты занесены в таблицу 1

Таблица   1

Специфика эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и ее отличие от  детей с  N

Показатели

 

Дети с ЗПР

 

Дети с N

U

Сред.

Мед

Ст.откл

Сред.

Мед.

Ст.откл.

Социальная  адаптированность

54,00

1,95

3,00

0,80

3,05

2,00

0,23

Высокий уровень тревожности

7,50

3,26

4,00

0,75

2,9

1,00

0,45

Средний уровень тревожности 

3,00

3,43

4,00

0,75

1,00

1,00

0,32

Низкий уровень тревожности

4,00

2,19

3,00

0,75

3,43

1,00

0,32

Импульсивность

28,00

1,2

3,00

0,77

3,4

2,00

0,45

Волевая регуляция 

7,00

3,57

4,00

0,60

2,00

2,00

0,45

Психоэмоциональное  состояние

3,9

2,6

2,0

0,6

2,4

2,00

0,43

Склонность к внутриличностному конфликту

3,7

1,8

1,0

0,4

3,1

1,00

0,44

Примечание: p< 0,05

 

Проведенный статистический анализ показал, что были обнаружены значительные различия эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ЗПР и нормальным уровнем развития, то есть уровень ошибки по всем показателям составил более 0,05.

В первой группе детей с ЗПР отмечается преобладание высокого уровня развития тревожности, тогда как в группе детей с нормальным уровнем развития речи средний, уровень тревожности у школьников с ЗПР выше, чем у детей с нормальным уровнем развития. 

В заключение, считаю необходимым подчеркнуть, что специфика эмоционально – волевой сферы младших школьников отличается повышенной тревожностью, негативным эмоциональным фоном. А волевая — импульсивностью, низкой способностью к целеполаганию.

Список литературы:

  1. Романова Е.С. Психодиагностика. – Санкт-Петербург [и др.]. 2015
  2. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: [метод. руководство]. – СПб. 2015
  3. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой – Москва, 2010, 235 с.
  4. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М. 2015
  5. Шапарь В. Б. Практическая психология. Проективные методики. — Ростов-на-Дону: Феникс. 2016