ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЁТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

15 января 7:07

Расчётные отношения за последние несколько лет претерпели множество изменений, как нормативно-правового регулирования, так и институционального развития. Научно-технический прогресс и активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в расчётные отношения трансформировали в целом систему расчётов. Внедрение различного рода новшеств, начиная от расчётов криптовалютой и заканчивая бесконтактной оплатой товаров и услуг, активное внедрение электронных услуг привело не только к упрощению системы расчётов, но и имеет множество противоречий и пробелов нормативно-правового регулирования.

В этой связи, наибольшую актуальность имеют проблемы регулирования безналичных расчётов, правового статуса электронных денег и их участия  в денежном обороте.

Нормативно-правовую основу регулирования расчётов в сфере предпринимательства составляют: Конституция РФ [1]; законодательство международного уровня, на основе международных стандартов и договоров; Федеральные законы РФ и иные нормативно-правовые акты. Особое значение также имеют нормы, содержащиеся в ГК РФ [2] и НК РФ [3].

Расчётные отношения  в плане нормативно-правого регулирования имеют многоаспектное значение, что связано как с различными видами расчётов, так и использованием различных денежных средств, виртуальной валюты в качестве оплаты.

В теоретико-методологическом аспекте, за последние годы изменились и подходы к понятию расчётных отношений, что обусловлено появлением электронных денег, институциональных механизмов безналичной оплаты. С появлением криптовалюты или «квазиденег» появилась проблема правового регулирования данного понятия, а также новых разработок доктрины. Стоит отметить, что криптовалюта как законное денежное средство введено только в нескольких странах [7].

 Кроме этого, стоит отметить, что с развитием глобализации и интеграции в рамках международных расчётов и использованием различных платежных систем возросло количество факторов потенциально влияющих на национальное правовое регулирование и практику расчётных отношений. Так, в частности, стоит выделить влияние как внешних, так и внутренних факторов.

Как это ни странно, но мировые политические процессы как внешний фактор развития оказывает влияние на расчётные отношения. После присоединения Крыма в 2014 г. в отношении и России были введены санкции, что существенным образом сказалось на платежных системах действующих в России. В рамках факторов внутреннего характера, стоит отметить, что  операции по расчётам с одной стороны упростились, а с другой стали сложнее в плане их регулирования. В России в связи с санкционной политикой пришлось выработать новые позиции в рамках развития национальной платежной системы. После введения санкций, обнаружилась проблема блокировки расчётов, что требовало срочного изменения расчетных отношений на практическом уровне.

Основные проблемы на современном этапе развития связаны с обеспечением безопасности платежей, особенно электронных, недостаточностью правового регулирования нетрадиционных форм расчетов, что требует введения новых норм, посвященных регулированию вопросов факторинга, форфейтинга, факторинга и криптовалюты.

Кроме этого, многими исследователи за последние годы подчеркивалось, что правовое регулирование расчётных отношений  не поспевает за стремительным развитием цифровой экономики в России [6], [8], [9]

 Достижением 2019 г. в области нормативно-правового регулирования стоит признать принятие Федерального закона от 18 марта 2019 г. № 34‑ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [4] были внесены изменения в действующее гражданское законодательство, которые вступили в силу с 1 октября 2019 г.

 Анализ ГК РФ показывает, что введено новое понятие цифровые права, кроме того, закон урегулировал правоотношения связанные с электронной формой сделки, смарт-контракте.

 Однако по-прежнему существует ряд проблем. Например, правового регулирования криптовалюты. С одной стороны стоит признать, что криптовалюта несмотря на свою виртуальность, давно уже вошла в оборот предпринимательской деятельности, а также потребительские отношения физических лиц.

При этом, согласно точке зрения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) криптовалюта является средством измерения стоимости, которым можно торговать в цифровой форме и которое функционирует в качестве средства обмена и/или расчетной денежной единицы и/или средства хранения стоимости, но не обладает статусом законного платежного средства ни в одной юрисдикции. Однако в российской юрисдикции криптовалюта не относятся к электронным деньгам.

Исходя из положений  Федерального закона РФ  от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О национальной платежной системе» [5], закон определяет понятие электронных денег, но не закрепляет понятие криптовалюты. Это с одной стороны подчеркивает, то, что статус данных денежных средств вне закона на сегодняшний день. С другой стороны, наличие крипотовалюты и ее использование в практическом смысле в расчётных отношениях приводит к коллизии. Криптовалюта есть, оплата с помощью нее производиться, при чем в больших масштабах, а правового регулирования нет. Все это ведет не только к большим объемам отмывания финансовых средств и вывода из России, но и к незащищенности различных субъектов права осуществляющих как предпринимательскую деятельность, так и использования физическими лицами криптовалюты.

 В России уже начали постепенно сформироваться элементы новой системы национального регулирования расчётных отношений, независимой от внешний факторов влияния и платежных систем других стран, но предстоит еще многое сделать как в плане технологического обеспечения, правового регулирования так и защиты прав субъектов расчётных отношений.

 Современная действительность показывает, что субъекты права в настоящее время в структуре расчётных отношений недостаточно защищены, что показывают как простые проблемы возврата товаров в рамках беконтактных оплат, безналичного расчёта в целом, так и проблемы более глобального порядка в рамках статуса криптовалют, мошеннических действий, а также нестабильности банковской системы в области электронного взаимодействия банков по расчётам. Все это требует построения новой модели как нормативно-правового регулирования, так и технического обеспечения системы расчётных отношений. Прежде  всего, в рамках совершенствования, необходимо четко определить правовой статус некоторых правоотношений и электронных денег.

Использованные источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 31 ст. 4398
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации № 32. ст. 3301.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. от 29.09.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации№ 31. ст. 3824.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 18 марта 2019 г. № 34‑ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации № 12. Ст. 1224.
  5. Федеральный закон РФ от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства Российской Федерации №  27. ст. 3872.
  6. Жиронкин В.В. К вопросу использования криптовалют в денежных расчетах в предпринимательской деятельности по законодательству РФ //Современные проблемы права, экономики и управления. 2018. № 2 (7). С. 36-43.
  7. Криптовалюта вне рамок правового поля //[Электронный ресурс]: https://www.eg-online.ru/article/396930/ (дата обращения 17.12.2019 г.)
  8. Тапскотт Д. Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня / пер. с англ. К. Шашковой, Е. Ряхиной. М.: Эксмо, 2018.
  9. Эдиев А.Д.А., Богатырева М.Р. Правовая регламентация расчетных правоотношений в РФ //В сборнике: Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. сборник статей по материалам XXIV международной научно-практической конференции. 2019. С. 71-75.