ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

27 ноября 4:07

В 1995 году в силу вступил федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» №154-ФЗ, и именно в нём появилось такое понятие как «муниципальное образование» — «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местноесамоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы МСУ»[1]. Требования об установлении и изменении границ муниципальных образований сформулированы в федеральном законе «Об общих принципах организации МСУ в РФ» №-131, который был принят в 2003 году вместо федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» №154-ФЗ.

Изменение и установление границ территорий муниципальных образований происходит законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с требованиями, установленными в ФЗ №-131. В Конституции Российской Федерации установлены основополагающие принципы территориальной организации местного самоуправления, закрепленные в 131 статье Конституции «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территории»[2]. В ФЗ №-131 эти положения конкретизируются, становятся более полными. Но даже с учетом большой детализации в №-131 ФЗ остаётся достаточно много вопросов и непонятных моментов в плане изменения границ муниципальных образований.

Как уже было сказано выше изменение и преобразование границ муниципального образования осуществляется при инициативе населения, «Органов местного самоуправления, их должностных которые являются субъектами конституционно-правовых отношений»[3, c. 101], федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании закона субъекта Российской федерации, который базируется на федеральном законе «Об общих принципах организации МСУ в РФ» №-13 и на №-67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Инициатива, исходящая от органов МСУ, органов государственной власти об изменении или преобразовании муниципальных образований должна быть оформлена решениями этих органов с мотивированным предложением, для того чтобы властные органы приняли решение о назначении местного референдума или для определения степени согласия местного населения или его мнения, которое будет выражено представительными органами соответствующих муниципальных образований. В №-131 ФЗ закреплено, что для выявления мнения населения проводится местный референдум с учётом особенностей, которые устанавливает данный федеральный закон. Но в некоторых частях статей 12 и 13 этого федерального закона установлено, что изменение границ и преобразование муниципальных образований может осуществляться либо с согласия населения, либо с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований. Если смотреть на часть федерального закона в которой говорится, что изменение границ и преобразование муниципальных образований проводится с помощью голосования и на основе местного референдума, то видно что проблем здесь нет, мнение граждан действительно учитывается. Но если посмотреть на те части статьи, в соответствии с которыми преобразование и изменение границ муниципальных образований осуществляется не посредством местного референдума, а с учетом мнения населения, выраженного представительными органами муниципального образования, то сразу становится видно существование множества проблем. В законах не определено как население и органы муниципального образования должны проявлять свою инициативу. Появляется вопрос «кто и как будет определять состав этой части населения, которая будет выражать инициативу и каковы её функции?».

«Только когда изменение границ и преобразование муниципальных образований осуществляется местным референдумом, то инициировать его проведение в соответствии с ФЗ от 12.06.2002 № 67 вправе от имени населения инициативная группа граждан в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в местном референдуме, а также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах»[4]. Из этих положений вытекает и другая проблема, а именно как и кем должно быть определенно согласие или мнение населения, и на основе каких сведений оно должно быть получено. Неурегулированность данного вопроса порождает не только различные коллизии в праве, сложности для организации данных действий, но и возможность фальсификации, что приведет к невозможности учета реального мнения местного населения. Такие вопросы должны быть особенно детализированны и регулироваться с ещё большей тщательностью, чтобы ничьи права и законные интересы не были нарушены.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (последняя редакция) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (дата обращения: 06.11.2019)
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». (дата обращения: 06.11.2019)
  3. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106.
  4. Пылин В. В. Правовое регулирование изменения границ и преобразования муниципальных образований, пути устранения // Управленческое консультирование – 2016 – URL https://cyberleninkru/article/n/pravovoe-regulirovanie-izmeneniya-granits-i-preobrazovaniya-munitsipalnyh-obrazovaniy-puti-ustraneniya-nedostatkov(дата обращения: 06.11.2019)
  5. Артемьев Г. В., Аминов И. Р. Взаимодействие населения и местной власти: современное состояние и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 446-449. — URL https://moluch.ru/archive/130/35908/ (дата обращения: 06.11.2019)