Научный руководитель: Баишева Н.Н., учитель географии Табалахской средней школы Верхоянского района
Изучения воспитание растущего ребенка в семье очень актуальна, поскольку основой успеха в будущем является воспитание, данное в детстве. Актуальность нашего исследования обусловлена желанием прояснить и обозначить положительное влияние фольклора в воспитании детей .
Цель исследования: выявить и обосновать положительное влияние фольклора воспитании детей в семье Стручковых.
Задачи исследования: 1.Изучить роль наследственности в проявлении способностей или таланта.2. Изучение династии семьи Стручковых и особенности воспитания детей в семье через фольклор.
Проблема исследования заключается в раскрытии роли фольклора в традиционном семейном воспитании.
Объект исследования: семья Стручковых.
Предмет исследования: формирование личности ребенка в семье средствами фольклора.
Гипотеза исследования: процесс формирования личности ребенка в семье средствами фольклора будет наиболее эффективным, если: наследственные задатки дальше закрепить и развивать создавая благоприятные условия в воспитании . Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
- Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности. Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это: умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека К ним можно отнести: математические, музыкальные, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические.
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.
Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта. Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития. С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.
- Якутский фольклор. Самым крупным жанром якутского фольклора является героический эпос — олонхо (так же обозначается и отдельное сказание). Основное его содержание — героические подвиги богатырей во благо племени айыы аймага и ураангхай саха, поэтому сказания называются по имени ггавного героя («Эр Соготох», «Ньургун Боотур», «Кыыс Дэбилийэ»). Олонхо генетически близко к сказаниям тюрко-монгольских народов Сибири. Исполняется эпос народными сказителями — олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст сказывается речитативом, обычно без инструментального сопровождения. В мифах, легендах и преданиях интерпретированы основные вехи древней истории якутского этноса. В них заметны элементы раннего представления человека об окружающем мире, отражены этические нормы поведения и житейские правила. Якутский тойук — это уникальный и сложный вид пения. Его особенности не вмещаются в современной, широко бытующей в мире нотной системе, что мешает его распространению в музыкальной жизни других народов. Однако исполнение тойука якутскими народными певцами кажется весьма интересным и очень нравится представителям народов высокой музыкальной культуры, особенно Западной Европы и Востока. Якутский тойук по стилю исполнения делится на два направления — вилюйское и «якутское», т.е. распространенное в заречных улусах р.Лены. При вилюйском пении голос и его украшение кылыһах резонируются в основном в ротовой полости, а при «якутском» — в основном, носовой полости. Различение разновидностей тойука по артикуляционной базе их исполнения более верно, чем деление их по территориям былого первоначального распространения. Вилюйское пение рождено оһуокаем. Его породила необходимость петь громко, как в опере, на лоне природы, в кругу хоровода из сотен человек. В якутском устном народном творчестве особое место занимает жанр чабыргаха. В прошлом чабыргах как жанр сатиры и юмора был одним из популярных и любимых жанров фольклора якутского народа. В художественной самодеятельности и профессиональном искусстве и в настоящее время он пользуется особым успехом. Тем не менее, чабыргах как жанр устного народного поэтического творчества саха (якутов), еще не был объектом специального исследования.
Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода. В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса[1] по количеству людей одновременно исполняющих Осуохай – это круг. Безупречная в совершенстве форма. Круг — символ объединения и целостности, в котором мы можем создавать и трансформировать наш собственный космос и реалии. Являясь одним из первых символов архетипической азбуки, круг всегда олицетворял порядок, силу и общность. Круг нашего Осуохая символизирует вечность Жизни, ее бесконечный круговорот. Круг со времен Древнего Египта, Шумера был знаком бесконечности бытия и в таком виде пришел сквозь века в Якутию. В наше время Осуохай приобретает новое значение – круг осуохая символизирует единение и мир. Мир — кольцо, в котором все равны и доброжелательны друг к другу. В связи с тем, что в якутской фольклористике нет специального монографического исследования по данной теме, диссертант остановил свой выбор на изучение чабыргаха как жанра якутского устного народного творчества Исходя из этого, возникла необходимость идентифицировать традиционные и современные чабыргахи по содержанию и структуре, тем самым добиться более глубокого определения и понимания одного из малых жанров якутского фольклора — чабыргаха. Суть фольклорного воспитания семье состоит в том, чтобы привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. И поэтому все дети семьи имеют определенные успехи в области фольклора.
3..Семейная династия Стручковых.
Гены влияют на наши индивидуальные предрасположенности, в том числе к таланту .Наследование способностей в семье Стручковых это появление в ряде поколений людей, одаренных в области устного народного творчества – фольклора. Прадедушка Стручков Николай Андреевич- Ньалахы был народным исполнителем героический эпос- олонхо . Фольклорист А.А.Саввин в своей работе признал его олонхосутом Табалахского наслега. Он обладал особым талантом голоса кылыһах и поэтической памятью, , был хорошим олонхосутом и всегда пользовался уважением и почетом сородичей, часто приглашался на торжества и праздники. По его стопам пошел сын Илья Николаевич. Он хорошо пел народные песни , обладал способностью импровизации на хомусе и играть на спектаклях. Четверо детей и внуки Ильи Николаевича воспитывались с малых лет под влиянием фольклора. Генетические задатки и благоприятная среда воспитания дали возможность раскрыться дару, таланту каждому ребенку. И каждый имеет особые успехи в области фольклора: все в семье умеют импровизировать на хомусе, хорошо исполняют героический эпос- олонхо, чабыр5ах,обладают особым талантом исполнять осуохай , уникальным, сложным видом пении- . тойук .
Вывод.
На творческие способности человека имеют огромное влияние, как его генотип, так и естественная и социальная среда, в которой он обитает. В семье Стручковых способности к фольклору переданы наследственным путем от прапрадедушки Стручкова Николая Андреевича- Ньалахы, который был народным исполнителем героического эпоса- олонхо. Его способности к фольклору передаются от поколения в поколение ,уже праправнуки имеют склонности к фольклору. Дети и внуки Ильи Николаевича воспитывались с малых лет под влиянием фольклора. Генетические задатки и благоприятная среда семейного воспитания дали возможность раскрыться дару, таланту каждому ребенку. И каждый имеет особые успехи в области фольклора: все в семье умеют импровизировать на хомусе, хорошо исполняют героический эпос- олонхо, чабыр5ах,обладают особым талантом исполнять осуохай , обладают уникальным, сложным видом пении- . тойук .
Положительное влияние фольклорного воспитания семье состоит в том, чтобы привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней. И поэтому все дети семьи имеют определенные успехи в области фольклора.
Для развития творческих способностей детей в семье созданы условия: -обеспечение благоприятной атмосферы; — использование личного примера творческого подхода к фольклору ; — поощрение и поддержка выступлений детей перед зрителями; -доброжелательность со стороны родителей, отказ от критики в адрес ребёнка.
Литература
- Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.
- Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
- Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.
- Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004.
- Лихачев Б. Т. Педагогика — М., 1999.
- Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976.
- Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.
Literature
- Asmolov A. G. Personality as a subject of psychological analysis. M., 1988.
- Babansky Yu. K. Pedagogy. M., 1983.
- Davydov V. V. Problems of developing learning. M., 1986.
- Zenkovsky V.V. Tasks and means of education // Russian school abroad. Historical experience of the 20s. M., 1995.
- Kuznetsov A. A. The problem of the influence of internal contradictions on the development of personality // Collection of articles on conflictology. Udmurt State University, Izhevsk. 2004
- Likhachev B. T. Pedagogy — M., 1999.
- Makkyusik V. Hereditary signs of a person. // Trans. from English M., 1976.
- Platonov KK Personality as a socio-psychological phenomenon // Social Psychology. M., 1975.