ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ СПОРТСМЕНОВ-СТУДЕНТОВ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА

5 февраля 2:00

Учебно-тренировочный процесс спортсменов специализирующихся в циклических видах спорта определяется длительными и интенсивными тренировочными занятиями. Особенной чертой является повторение выполнения однотипных движений избранного вида спорта, что влечет за собой усиленную работу одних и тех же функциональных систем организма. При этом нередко тренировочные занятия проводятся на фоне утомления и недовосстановления, что в свою очередь может усугубить процесс восстановления физической работоспособности и привести к значительному утомлению, а в некоторых случаях и переутомлению. Следует отметить, что в большинстве случаев тренер, используя методы педагогического контроля за состоянием спортсменов, диагностирует утомление спортсменов и в оперативном порядке вносит коррективы в тренировочные планы с целью нормализации физического состояния занимающихся. Сложнее ситуация обстоит с контролем за психологическим состоянием спортсменов, в случае если учебно-тренировочный процесс не обеспечен спортивным психологом, а тренер не обладает специальными знаниями в области психологии спорта. В данной ситуации возможен кумулятивный эффект психологического утомления, что в свою очередь приведет к снижению результативности тренировочного процесса и достижений на соревнованиях. Таким образом контроль за психологическим состоянием спортсменов, диагностирование текущих состояний на различных этапах многолетней подготовки и применение психологических средств восстановления физической работоспособности являются необходимым условием поддержания оптимального состояния организма занимающихся и эффективности учебно-тренировочного процесса.

Учебно-тренировочный процесс спортсменов – студентов специализирующихся в циклических видах спорта имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, по возрастным особенностям спортсмены данной категории соответствуют этапу спортивного совершенствования и для них целесообразнее планировать объем тренировочной работы с учетом двухразовых тренировочных занятий в день. При этом в соответствии с распорядком дня для них в первой половине предусмотрены учебные занятия и тренировочный процесс планируется на послеобеденное время с одной тренировкой в день. Во-вторых, с ростом спортивного мастерства и участием в соревнованиях более высокого ранга, спортсменам приходится увеличивать объем тренировочной работы, что соответственно повышает длительность занятий спортом в течении одного дня. В таких условиях дефицита времени, как правило, основное внимание уделяется показателям физической работоспособности спортсменов и применению педагогических средств восстановления игнорируя использование в процессе подготовки спортсменов психогигиены, психопрофилактики и психотерапии. Психогигиена представляет собой часть гигиены направленная на сохранение психического здоровья спортсмена (создание комфортных условий для занятия спортом, повышение положительных эмоций от тренировочного процесса). Психопрофилактика – это часть психологии осуществляющая выявление и предупреждением нервно-психических срывов тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов. Психотерапия по мнению ученых изучающих проблемы спортивной психологии – воздействие одного человека (спортивного психолога) на другого (спортсмена), при этом воздействие осуществляется вербальным и невербальным путем.

При реализации учебно-тренировочного процесса в группах спортивного совершенствования по циклическим видам спорта (лыжные гонки) в высших учебных заведениях, как правило, возникает проблема отсутствия специалиста в области спортивной психологии. В таких условиях необходимой мерой, по нашему мнению, становится использование доступных психопрофилактических методов с целью недопущения срывов в период ответственных и тяжелых тренировок, а также, что особенно значимо, ответственных соревнований. Таким средством по нашему мнению является аутогенная тренировка, используемая на практике во многих видах спорта. Аутогенная тренировка определена ее автором Шульцем как «процесс сконцентрированного самоотключения». Данный метод позволяет достигнуть состояния аналогичного сну, характеризующегося расслаблением и внутренним спокойствием. Применение аутогенной тренировки на этапах спортивного совершенствования и этапе реализации высшего спортивного мастерства особенно эффективно, как средство восстановления спортсменов.

Нами при подготовке спортсменов применялось психомышечная тренировка (ПМТ) – одна из разновидностей аутогенной тренировки. ПМТ представляет собой более четкую направленность на регуляцию мышечной активности. При ее применении происходит формирование высокой подчиненности мышц словесным формулам (речевая регуляция) и мысленным образам (образная регуляция).

В основу ПМТ положено четыре основных критерия:

  1. Умение максимально расслаблять мышцы.
  2. Способность представлять содержание формул самовнушения наиболее точно, не испытывая при этом излишнего психологического напряжения.
  3. Умение сохранять сосредоточение внимания на избранном объекте (части тела).
  4. Умение воздействовать на себя нужными словесными формулами.

ПМТ включает в себя:

  1. элементы прогрессивной мышечной релаксации, основанные на корреляции мышечной и эмоциональной напряженности, а также на дифференцированном напряжении различных групп мышц при различных негативных эмоциональных состояниях. Сначала спортсмен тренируется в умении максимально напрягать и расслаблять все мышцы туловища, шеи, плеч, лица, языка, потом — те группы мышц, которые соответствуют определенной негативной эмоции;
  2. сочетание дыхательных упражнений с элементами самовнушения.

В течении годичного цикла подготовки, в период тяжелых тренировочных занятий и ответственных стартов спортсменам предлагалась к применению психомышечная тренировка, в качестве психопрофилактического средства и метода психологического восстановления, в том числе физической работоспособности. Контроль за использованием психомышечной тренировки осуществлялся посредством методики Оценки нервно-психического напряжения, разработанной Т.А. Немчиным. Данная методика предназначена для оценки уровня нервно-психического напряжения. Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделённых на три степени выраженности. Методика может использоваться для изучения работоспособности людей, в том числе работающих в условиях с высокой физической и эмоциональной нагрузкой и рекомендуется для диагностики психической напряжённости в условиях сложной (экстремальной) ситуации или её ожидания, что в полной мере соответствует студентам-спортсменам специализирующимся в циклических видах спорта. Из 17 человек проходящих подготовку у 14 количество баллов по тесту составляло менее 50 единиц, что соответствует слабому нервно-психическому напряжению, и у 3 в диапазоне от 51 до 64 единиц, что соответствует умеренному нервно-психическому напряжению. Кроме того не было допущено ни одного нервно-психического срыва во время подготовки и участия в соревнованиях.

Таким образом применение психомышечной тренировки, как психопрофилактического средства при подготовке спортсменов специализирующихся в циклических видах спорта является целесообразным и эффективным средством способствующим нормализации психоэмоционального состояния и средством профилактики нервных срывов при подготовке к ответственным соревнованиям.

Список литературы.

  1. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер., 2012.-352 с.
  2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. / Л.П. Матвеев. – СПб, 2005. – 378 с.
  3. Романова О. В. Роль акцентуаций характера в спортивной деятельности: дис. …канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2009.
  4. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб., 2008. Ст. 64-71.

Literature.

  1. Il’in E. P. Psihologija sporta. SPb.: Piter., 2012.-352 s.
  2. Matveev L.P. Obshhaja teorija sporta i ee prikladnye aspekty. / L.P. Matveev. – SPb, 2005. – 378 s.
  3. Romanova O. V. Rol’ akcentuacij haraktera v sportivnoj dejatel’nosti: dis. …kand. psihol. nauk. – Sankt-Peterburg, 2009.
  4. Sobchik L. N. Psihologija individual’nosti. Teorija i praktika psihodiagnostiki. — SPb., 2008. St. 64-71.