СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА ПРИМЕРЕ НЮРБИНСКОГО УЛУСА

2 июня 7:43

Проблема демографии и института семьи сегодня ставится в России особенно остро ввиду демографического кризиса. Низкий уровень рождаемости наряду с высоким уровнем смертности являются ключевыми проблемами в современном государственном управлении в области социальной политики [1, с.44].

Основной фактор, который увеличивает количество монородительской семьи сегодня, – это разводы. Кроме того, новая тенденция на раздельное проживание, а также внебрачные рождения детей, раннее овдовение в результате повышения смертности мужского населения – все эти факторы являются негативными в формировании роста семей, имеющих только одного родителя (чаще – мать), из–за чего такие семьи называют материнскими [2, с.190].

Вместе с тем на сегодняшний день проблема инвалидизации общества актуальна не только в Российской Федерации, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается около 450 млн. человек с физическими и психическими недостатками, из них 200 млн. детей — инвалидов и этот процесс имеет тенденцию к увеличению.

Появление ребенка с ОВЗ в семье ставит родителя перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. С появлением в семье ребенка с ОВЗ возникают множество проблем медицинского, экономического, социального и психологического характера.

Таким образом, одинокие матери с детьми с ОВЗ – социальная категория граждан, особо пристально нуждающаяся в изучении и обосновании практических направлений для осуществления в отношении них мер социальной поддержки.

В данной статье рассматривается опыт социальной поддержки одиноких матерей на примере Нюрбинского улуса. Мы считаем, что эффективность мер по оказанию социальной поддержки семьям одиноких матерей с детьми с ОВЗ зависит от удовлетворенности клиентов органа социальной защиты и реабилитационного центра ГБУ РС(Я) «НРРЦДИ».

В качестве метода исследования был выбран такой качественный метод исследования, как опрос по специально разработанной анкете из 33 вопросов. В итоге приняли участие 30 одиноких матерей с детьми с ОВЗ, вставших на учет, как в  Управлении, так и в реабилитационном центре.

Определяя общее количество детей, в группе опрошенных, можно отметить следующее: в 10 семьях матерями воспитывается по одному ребенку, в 12 семьях воспитывается по 2 ребенка, в 8 семьях одинокими матерями воспитывается по 3 детей. К категории «многодетных семей» относятся 27% респонденток. Также (80%) опрошенных матерей относятся к категории «Малоимущие семьи». Это свидетельствует о том, что значительная доля одиноких матерей с детьми с ОВЗ нуждаются в помощи.

Согласно представленным данным  (27%) одиноких матерей с детьми с ОВЗ проживают совместно со своими родителями; собственное жилье есть у (23%) опрошенных матерей; (23%) опрошенных одиноких матерей вынуждены снимать жилье; (20%) опрошенных матерей проживают в собственном отдельном доме или части отдельного дома; (7%) опрошенных проживают в комнате в общежитии или в коммунальной квартире

На основании полученных ответов было отмечено, что уровень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг и рекомендациями выше по отношению к деятельности реабилитационного центра, чем по отношению к результатам деятельности Управления социальной защиты населения и труда г. Нюрба. Это может быть связано с тем, что на базе реабилитационного центра работает большее количество узких специалистов, медицинских работников, а также психологов, которые оказывают помощь не только самим детям с ОВЗ, но и их матерям, которые нуждаются, например, в оказании индивидуальной психологической помощи.

Большинство одиноких матерей (53% респондентов) хорошо проинформированы о работе организаций и о порядке предоставления мер социальной поддержки одиноким матерям с детьми с ОВЗ. (47%) респондентов считают, что они слабо информированы о деятельности подобных организаций.

Среди услуг, которые получили обратившиеся одинокие матери, респонденты отметили следующие:

  • Назначение пособия по беременности и родам (20 респондентов);
  • Назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (17 респондентов);
  • Назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (16 респондентов);
  • Назначение ежемесячного пособия на ребенка (25 респондентов);
  • Назначение единовременного пособия при рождении ребенка (12 респондентов);
  • Назначение пособия по потере кормильца (5 респондентов);
  • Федеральный материнский (семейный) капитал (16 респондентов);
  • Оформление заявления на единовременную материальную помощь гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (9 респондентов);
  • Постановка семьи на учет для получения льгот (любого характера) (26 респондентов).

Среди услуг, которые одинокие матери хотели бы видеть, – предоставление повышенного размера пособий на ребенка (детей), дополнительные выплаты, помощь при покупке медикаментов и специальных оборудований, помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг, льготы при поступлении детей на учебные заведения, а также нематериальные виды поддержки (например, было указано «предоставлять путевки для отдыха ребенка»).

Относительно быстроты принятия решения (50%) клиентов учреждений г. Нюрба отметили, что очень долго ожидали его (более 2–х месяцев). Это говорит о том, что помощь и социальная поддержка часто оказывается несвоевременно, без учета того, что одинокие матери оказываются в сложной ситуации «здесь и сейчас», и принимать решение об оказании мер социальной поддержки требуется безотлагательно, по возможности сокращая срок принятия решения.

В целом же, одинокие матери, воспитывающие детей с ОВЗ отмечали, что среди трудностей, с которыми им пришлось столкнуться в результате обращения в ГКУ РС(Я) «Нюрбинское управление социальной защиты населения и труда» и в ГБУ РС(Я) «Нюрбинский республиканский реабилитационный центр для детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»:

  • Отсутствие доброжелательности, особенно на этапе консультирования по выплатам пособий;
  • Некомпетентность сотрудников, кроме руководителей отделов;
  • Очень долгое ожидание в очереди (если обращаться по «живой очереди») и долгое ожидание записи на прием (если обращение происходит, например, через записи на Госуслугах);
  • Неполное информирование сотрудниками обо всех мерах социальной поддержки, положенных одиноким матерям с детьми с ОВЗ;
  • Неверное первичное консультирование (приходится постоянно что–то «доносить», делать новые справки, поскольку срок старых уже истек и т.п.);
  • Отсутствие автоматического продления пособий при предоставлении всех документов. Все заявления начинают рассматривать заново, словно бы одинокая мать подавала их впервые.

Таким образом, исходя из проведенного опроса, стало понятно, что в деятельности учреждений Нюрбинского улуса существуют определенные проблемы, требующие решения. При осуществлении деятельности по оказанию социальной поддержки одиноким матерям с детьми с ОВЗ в Нюрбинском улусе, в целом можно выделить следующие проблемы:

1)         Недостаточное техническое оснащение отдела выплат, что не позволяет с достаточной оперативностью выполнять возложенные на отдел поручения, и создавать единый специализированный банк учёта данных. Для осуществления рационального и эффективного управления системой социальной защиты населения создаются справочно-правовые базы, которые являются составными частями автоматизированных информационных систем, используемых в сфере социальной защиты населения. Они позволяют, с одной стороны, решать проблемы, связанные с обеспечением права гражданина на получение той или иной формы социальной защиты, а с другой стороны, облегчают работу кадровых сотрудников органов социальной защиты населения по определению и законному назначению льгот и пособий одиноким матерям.

2)         Недостаточно осуществляется информирование одиноких матерей с детьми с ОВЗ о причитающихся им льготах и выплатах. Для более удобной и быстрой работы отдела по назначению и выплате пособий семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, к которым относятся и одинокие матери, должен быть принят порядок учета льготных категорий граждан. Это позволит проанализировать реальную необходимость в разработке тех или иных нормативных документов, направленных на улучшение уровня и качества жизни наиболее нуждающихся слоев населения и пути развития социальной защиты в целом. Порядок учета позволит ежемесячно обеспечивать предприятия и организации, предоставляющие меры социальной поддержки семьям, имеющим детей актуальной информацией, содержащейся в электронной базе данных, для исключения возможного нарушения прав и гарантий льготных категорий граждан в области социальной защиты, а также для возмещения этим предприятиям и организациям соответствующих расходов за каждого конкретного льготника. На данный момент такого рода действия очень редко встречаются в практике.

3)         Отсутствие знаний современного законодательства и соответствующей квалификации у работников для принятия своевременных и оперативных решений при назначении пособий и доплат. С этой целью необходимо: обязательно определить для работников, квалификационные требования; ежегодно проводить обмен опытом работы, семинары сотрудников, оказывать им методическую помощь, активнее использовать формы выездных семинаров-совещаний.

4)         Проблемы долгого обслуживания, ожидание в очереди на прием. Данная проблема характерна практически для всех учреждений социальной защиты России. С целью снижения времени ожидания, а также времени на обслуживание одиноких матерей необходимо: разработать внутренние регламенты по нормативу на обслуживание (сейчас такие регламенты отсутствуют) по типу обслуживания в Многофункциональных центрах; возможно, пересмотреть штатное расписание и, в случае необходимости, принять дополнительно работников; пересмотреть работу администраторов–координаторов, которые находятся в приемном зале (зале ожидания приема) с целью пересмотра регламента на обслуживание в этой зоне; сформировать единую систему взаимодействия координатора в приемном зале и работников, непосредственно осуществляющих обслуживание одиноких матерей.

5)         Отсутствие достаточной эффективности мер социальной поддержки для одиноких матерей с детьми с ОВЗ г. Нюрба. Для решения проблемы необходимо: осуществить пересмотр направлений в рамках расширения социальной помощи (как денежного, так и нематериального характера); внести предложения в местную администрацию о пересмотре выплат, а также порядке их определения по критерию нуждаемости. В частности, произвести расчет возможности оказания одиноким матерям с детьми с ОВЗ помощи в виде компенсирования услуг по ЖКХ.

Трудности с оформлением записи и в целом получения услуги социальной поддержки. С целью решения проблемы требуется: разработать приложение, позволяющее одинокой матери записаться на прием, а также продлить пособие или другую меру социальной поддержки в режиме онлайн, без посещения учреждений. Также предусмотреть возможность оформления всего перечня услуг через Многофункциональные центры, увеличив тем самым межведомственное взаимодействие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важность проведенного исследования доказана. Все поставленные цели достигнуты, задачи выполнены.  Гипотезы о том, что меры по оказанию социальной поддержки семьям одиноких матерей с детьми с ОВЗ недостаточно эффективны, и что эффективность зависит от удовлетворенности клиентов, учреждений Нюрбинского улуса, доказаны.

 

Список использованной литературы:

  1. Зубова, И. Г. Социальная защита населения в Российской Федерации: учебное пособие / И. Г. Зубова, А. Г. Коноплева, С. П. Головач. М.: Кнорус, 2015. – 530с.
  2. Реализация государственной семейной политики в сфере профилактики сиротства / под общ. ред. Е.В. Гуровой. М., 2016. – 412 с.

 

List of references:

  1. Zubova, I. G. Social Protection of the Population in the Russian Federation: Textbook / I. G. Zubova, A. G. Konopleva, S. P. Golovach. M.: Knorus, 2015. – 530 p.
  2. Implementation of the state family policy in the field of prevention of orphanhood / under total. ed. E.V. Gurovoy. M., 2016. — 412 p.