Введение. Издавна общество стремилось к совершенству, сделать что-то новое, полезное, создать нечто совершенное для общества. Так, вместе со стремительным развитием электронно-вычислительных машин, структура общества, его взгляд и цели заметно изменились. В наши дни, практически все люди не могут представить себе жизнь без гаджетов, компьютеров и других инновационных изобретений. Это и следовало ожидать, информационные технологии выполняют множество различных функций, которые в совокупности упрощают и ускоряют любую работу человека.
Изначально информационные технологии создавались и использовались в развитии бизнеса в крупных компаниях. Привычные бизнес-процессы под воздействием информационных преобразующих технологий приводят к появлению и развитию совершенно новых управленческих технологий, развиваются управленческие информационные инструменты, создаются успешные бизнес-проекты. Человечество вступило в новую эпоху глобальных перемен. Все чаще получают новое содержание и представление такие основные формы жизнедеятельности как экономика, наука, технологии, что неизбежно влечет за собой преобразование отношений в обществе.
Методы. В данной статье, в качестве яркого примера влияние цифровизации на государство, были применены описательный и аналитический метод.
Результаты и обсуждение. Цифровая экономика вошла во многие сферы общественной жизнедеятельности, были введены в государственные проекты такие направления, как развитие и совершенствования технологических аспектов. Такие как: создание информационной структуры, развитие информационной безопасности, разработка цифрового государственного управления. Но существуют разные мнения на счет разработок данной сфер. Многие считают, что полагаться на цифровые технологии будет ненадежно, также происходит больше количество сокращения кадров, состоящих из опытных профессионалов, а на их замену приходят молодые специалисты без опыта работы, но владеющие знаниями использования различных новейших технологий. Так развитие цифровой экономики хорошо или плохо?
Понятие цифровизации экономики затрагивает различные сферы жизнедеятельности человека, начиная от новых маркетинговых подходов и заканчивая государственным управлением. Сам по себе термин «цифровая экономика», по мнению теоретиков из разных вузов, впервые был употреблен в научном мире в 1995 году. Ввел его американский информатик Николас Негропонте из Массачусетского технологического института для проведения сравнения коллегам между новой старой экономикой и о её преимуществах в связи быстрого развития информационных технологий [7].
Хотя и другое мнение на пример один из основных российских экспертов в данной теме Юрий Хохлов, который является председателем совета директоров Института развития информационного общества, отмечает, что термин «цифровая экономика» начал впервые широко использоваться в книге Дона Тапскотта «Digital Economy» которая была издана в 1994 году. [5]
В данной книге он описывает 10 основных причин описывающие развитие информационных технологий, которые превращаются в новый вид экономики. Основные изменения происходят из-за перехода от аналоговых технологий к цифровым, от полупроводников к микропроцессорам, от централизованных вычислений к архитектуре клиент-сервер и прочее. Все эти изменения являются основными для формирования информационного общества.
Как было сказано выше, первые шаги в цифровизации экономики были сделаны именно крупными компаниями для создания менее затратной и более эффективной технологии производства. Инвестирование в развитие технологического прогресса позволило бы предприятиям значительно сократить риск ошибки, совершенного из-за человеческого фактора, и затраты на заработные выплаты персоналу. Например, в таких крупных сетевых магазинах Магнит, Лента, Икея практикуют кассы самообслуживания, где каждый человек может сам пробить и оплатить свои покупки без помощи сотрудников магазина. Это привело к сокращению персонала, но и оставшиеся сотрудники должны были пойти курсы по повышению квалификации для контроля работы нового оборудования.
Но почему цифровизация экономики стала национальным проектом? Каким же образом данный процесс влияет на государство в целом? Стоит начать с того, что для управления государственным аппаратом необходимо все время подстраиваться под внешние и внутренние факторы. В эпоху становления информационного общества управление устаревшими методами будут неэффективны, поэтому необходимость в создании национального проекта цифровизации экономики стала очевидной.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин убежден, что: «Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, государственного управления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества».
Данное высказывание только подтверждает то, что развитие информационного общества стало стратегической задачей государства. Даже по утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» говорится: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [1].
Другими словами, использование информационно-коммуникативных технологий это легкий способ информировать население и улучшать качество услуг, предоставляемых государством. Ведь намного проще записаться на прием к врачу с помощью телефона или компьютера в любое время, когда вам удобно, нежели ехать в больницы и отсиживать бесконечные очереди. Данная ситуация является выгодной и со стороны персонала здравоохранительных учреждений, и вместо того, что бы «распыляться» на множество разных задач, они будут ориентированы на другие свои рабочие обязанности, что позволит улучшить их работоспособность.
В целях реализации стратегии о развитии информационного общества был создан проект «Цифровая экономика 2019-2024», который направлен на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.[2]
Создание условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и развития высокотехнологических бизнесов ведется по 6 направлениям [3]:
- Создание кадров для цифровой экономики;
- Создание информационной структуры;
- Обеспечение информационной безопасности;
- Развитие цифровых технологий;
- Нормативное регулирование;
- Цифровое государственное управление.
Все эти направления, безусловно, положительно влияют на государственное развитие. Сектор высоких технологий в России на данное время составляет менее четверти всей экономики. Кроме того, на Россию приходится менее 0,5% мирового экспорта высокотехнологичной продукции. С другой стороны, в последние годы улучшилось общее состояние инфраструктуры в России, в первую очередь по уровню проникновения проводного интернета, которое составляет 74,8% от общей численности населения.[4]
На первый план выходит проблема нехватки квалифицированных кадров. В настоящее время такое направление подготовки, как «Информатика и вычислительная техника», занимает 7 место в Российской Федерации в общем рейтинге специальностей. Ежегодно учреждения высшего образования России выпускают около 25 тысяч IT — специалистов, из которых только 15% готовы к немедленному трудоустройству и эффективной работе в отрасли. По этой причине дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в сфере IT сохраняется и местами усиливается.
Очевиден тот факт, что существует недоработка в качестве подготовки будущих специалистов. Можно предположить, что это возникает из-за отсутствия возможного практического применения полученных знаний студентами и, как следствие, отставание их навыков от существующих реалий рынка труда, который с каждым годом требует всё большую погруженность в существующие IT — процессы. [6]
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что цифровая экономика в большей степени является отличным проектом для реализации будущих возможностей нашего государство, хоть и существуют явные проблемы, которые необходимо устранить для дальнейшего развития не только отдельного государства, но и человечества.
Библиографический список
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» // Consultant URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (Дата обращения: 15.03.2020)
- Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. №1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Consultant URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (Дата обращения: 15.03.2020)
- Национальная программа «Цифровая экономика 2019-2024» // Data-economy URL: https://data-economy.ru/#rec38557658 (Дата обращения: 15.03.2020)
- Дараган, Д.Ф. Цифровая экономика как современный и эффективный способ развития инфраструктуры РФ / Д.Ф. Дараган, А.В. Костромыкина, И.А. Докукина // Роль и место информационных технологий в современной науке – 2019г. – С. 60-64
- Забелин П. В. Технологии коммуникаций рубежа XIX–XX веков и современная цифровая экономика: исторические аналогии // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте, 2018. — № 1. — С. 39 -43.
- Удалов Д.В. Угрозы и вызовы цифровой экономики // Экономическая безопасность и качество. – 2018. – № 1 (30). – С. 12 — 18.
- Шевченко, А.А. К вопросу о сущности цифровой экономики. / А.А. Шевченко, Н.М. Черномазов, Н.В. Глушак // Экономика, социология, право. – 2019г. — №3(15) – С. 75-79