Существует множество определений понятия «проектный метод». Для данной статьи более всего подходит определение Е.С. Полат, которая характеризует проектную технологию «как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности реализовать данный метод на практике» [1].
Для выявления особенностей применения метода проектов на уроке английского языка была выбрана группа обучающихся (12-13 лет) английской языковой школы «English City» в Набережных Челнах. Группа отличается дружелюбием и спокойной атмосферой.
Было выделено 5 этапов при проведении проектной деятельности на уроке английского языка. Каждый этап требовал выполнения определённых действий, как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся.
- Первый этап подразумевает разделение обучающихся на группы или пары. Также к данному этапу относится составление приблизительного плана выполнения. Определение целей и задач проекта.
Деятельность со стороны учителя: составление тем, распределение тем, оказание помощи при составлении планов, определение целей и задач.
Деятельность со стороны обучающихся: выбор темы, составление плана действий.
- Второй этап, включающий в себя выбор способов исследования, жанра, стиля речи и выступления, в основном осуществляется обучающимися.
Деятельность со стороны учителя: помогает произвести выбор, оказывает помощь в процессе выбора обучающимися способов исследования, направляет.
Деятельность со стороны обучающихся: обучающиеся выполняют такие действия, как поиск информации, структурирование информации, приведение примеров и оформление работы.
- Третий этап. Презентация в группе. В данном случае подразумевается не само выступление и представление окончательного вариант проекта, а лишь обмен найденной информацией.
Деятельность со стороны учителя: проверка и коррекция верности информации, проверка презентации на соответствие плану.
Деятельность со стороны обучающихся: исправление ошибок, дополнение проекта.
- Четвёртый этап. Защита проекта.
Деятельность со стороны учителя: оценка выступления.
Деятельность со стороны обучающихся: выступление. Если есть задание на развитие навыка восприятия устной речи, понимания информации, тогда в этот этап входит выполнение обучающимися заданий. Одним из таких примеров заданий является «задайте вопрос выступающему» или «ответьте на вопросы по содержанию презентации».
- Пятый этап. Саморефлексия и подведение итогов.
Деятельность со стороны учителя: обсуждение результатов (недочётов или же наоборот успешных ответов) оценка ответов обучающихся, подведение итогов.
Деятельность со стороны обучающихся: анализ собственных выступлений, объяснение того, какая деятельность была для них лёгкой, какая деятельность была наиболее трудной.
Во время применения метода проектов на уроке возникли определённые трудности: обучающиеся были заинтересованы в создании проектов, однако не умели слушать выступления друг друга, отвлекались. Из-за этого возникли проблемы с дисциплиной на уроке. Помимо этого, процесс проведения шестого этапа (подведение итогов) был затруднён, так как обучающимся было довольно трудно оценивать собственную деятельность.
Для решения первой проблемы на уроке были введены такие задания, как «задайте вопрос выступающему по теме его презентации» или «ответьте на вопросы по содержанию презентации». При выполнении второго задания учитель может либо заранее составить список общих вопросов, подходящих для каждой презентации, либо составлять вопросы в ходе представления презентаций обучающимися. При применении данных заданий прослушивание обучающимися информации перестаёт быть бесцельным, они занимаются поисков информации, таким образом устраняется и дисциплинарная проблема.
Для решения второй проблемы необходимо больше проводить деятельность, которая будет подразумевать наличие оценочной деятельности со стороны обучающихся. Лишь в этом случае будет развит навык самостоятельного оценивания.
Во время применения метода проектов на уроке английского языке были выявлены не только недостатки, но и положительные черты данного метода. Обучающиеся закрепили навык самостоятельного поиска информации в учебнике, а также в интернете, также был развит навык выступления перед небольшой аудиторией. Проектный метод и задания, разработанные для дополнения и коррекции ошибок, способствуют развитию у обучающихся умения «слушать друг друга».
Список литературы:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М., 2005. 272 с.