ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО В ТУРЦИИ В 1924 ГОДУ

23 апреля 9:33

Основной закон страны в 1924 году состоял из 6 глав и отличался 105 статьями, были и специальные постановления, которые относятся к главному закону, в Турции была установлена республика. [2, с. 26]. Констатировалось, что республика в Турции не изменяется, являясь ключевой формой правления. В меджлисе должно быть не менее трети голосов, чтобы главный закон страны мог быть пересмотрен. Однако, также отмечалось, что ни одна статья не могла отмениться или изменена. Особые постановления отменяли конституцию 1876 г. с поправками 1909 г. и временную конституцию 1921 г.

Конституция 1924 г., подобно предыдущей, признавало ислам главной религией на территории страны.

Кемалистское правительство решило перенести столицу государства в Анкару. Официальным языком провозглашался турецкий язык. Тем самым игнорировались интересы многочисленных национальных меньшинств, которые всегда составляли значительный процент населения страны.

Определялись место меджлиса в законодательной деятельности. Меджлис получил права на заключение договора, отвечал за денежное обращение, утверждал и отменял монополии, концессии и контракты с финансовыми обязательствами, утверждал государственные бюджеты и государственные отчеты, смягчал или заменял наказания, меджлис располагал амнистией или помилованием в деле вынесения смертного приговора.

Меджлис также получил право на контроль над Советом министров, учреждать Верховный суд, изменял конституцию, руководил верховным командованием вооруженных сил, контролировал свои постоянные и временные комиссии и др.

Полномочия меджлиса прекращались созывом новой сессии, также, если выборы не проводились, то меджлис осуществлял еще один год свою деятельность.

В 1924 году была введена должность президента Турции [1, с. 40]. Президент- глава государства. Президент избирался Великим национальным собранием из его членов на 4 года. Данная должность может освобождаться во время работы меджлиса, то на внеочередном заседании избирался новый президент республики; если меджлис находился на каникулах, то председатель ВНСТ обязан был немедленно созвать его, и меджлис избирал президента республики. В тех случаях, когда срок полномочий меджлиса истекал или предстояло провести новые выборы, конституция предусматривала избрание президента республики новым меджлисом.

 

Президент республики мог председательствовать в особо торжественных случаях в меджлисе, а также, когда найдет необходимым,— в Совете министров. Ежегодно, в ноябре, на заседании меджлиса президент излагал итоги деятельности правительства за истекший год и сообщал о тех мероприятиях, которые необходимо провести в текущем году.

 

Президент республики в течение 10 дней рассматривал принятый меджлисом закон, имея право вернуть его на рассмотрение, исключая бюджетный закон.

Президент плотно контактировал с Государственным советом и Советом министров. Главе государства было предоставлено право отменять или снижать наложенные судами наказания лицам, которые являлись инвалидами или находились в старческом возрасте. Однако конституция оговаривала, что это право не может распространяться на осужденных министров, против которых обвинение возбуждалось самим Великим национальным собранием. Президент назначал дипломатических лиц Турции.

Президент не нес практически никакой политической ответственности и действия его не контролировались. Предусматривалась отчет президента перед ВНСТ, которое обязано было учредить специальный Верховный суд для рассмотрения дела и внесения приговора. Президент не имел права голосовать в парламенте, он не издавал законы без согласия парламента, который он не мог распустить. Законы западных парламентарных государств послужили образцом для главного закона страны.

 

В правительства главой был премьер-министр, он был назначен президентом республики из депутатов меджлиса. Список министров передавался Великому национальному собранию Турции. Министры вместе с премьер-министром составляют Совет министров. В недельный срок правительство представляло меджлису программу своей деятельности и намеченной политической платформы и ставило вопрос о доверии. Только ВНСТ могло роспустить правительство.

 

Совет министров с согласия Государственного совета получил законодательные функции, которые не противоречили данной политической станции. В соответствии с конституцией Совету министров предоставлялось право издания инструкции и сборников толкований законов. Пояснялось, что эти инструкции и сборники должны входить в компетенцию Государственного совета.

 В Совете министров государственные деятели были наделены правом объявления чрезвычайного положения не более чем на один месяц. Этот срок в случае необходимости мог быть меджлисом продлен или сокращен. В связи с этим распущенный на каникулы меджлис немедленно созывался. На период объявления чрезвычайного положения конституция разрешала Совету министров временно ограничить или совершенно отменить действие ст. 70 и 71 Основного закона.

Совет министров нес коллегиальную ответственность перед ВНСТ за проводимую им политику. Помимо этого, министры были индивидуально ответственны за ведение дел, входивших в круг их обязанностей, и за деятельность подчиненного им аппарата. [2, с. 26]. Устанавливалось, что за преступления, совершенные во время исполнения министром своих обязанностей, против него Великим национальным собранием Турции может быть возбуждено дело, в связи с чем указанный министр смещается со своей должности. Однако не определялся характер преступлений, за которые члены правительства могли быть преданы суду. Об ответственности за уголовное преступление, совершенное премьер-министром, конституция умалчивала, но упоминалось о том, что в случае необходимости для рассмотрения должностных преступлений государственных деятелей. 

Было установлено, что разбор дел в судах ведется гласно, но в некоторых случаях, в соответствии с законом о судопроизводстве, могут происходить и закрытые заседания. В конституции отсутствовала специальная статья о структуре, компетенции и правах судов, которые определялись особым законом. Впервые в истории Турции были созданы следующие суды: первой инстанции (обычные), второй инстанции, специальные и Верховный суд. Кроме этого, в некоторых случаях по указанию министерства юстиции учреждались административные, а также коммерческие суды. 

Высший судебный орган- Кассационный суд, который в качестве суда второй инстанции одновременно рассматривал как апелляционные, так и кассационные дела. Кассационный суд состоял из следующих коллегий: гражданской, уголовной, апелляционной и мировых судов.

Spisok literatury

  1. Gegamjan V.G. Harakteristika modernizacii v Turcii v period kemalistskoj vlasti: popytka pereocenki/ S-Pb, 2017 g.- 55 s.
  2. Georgijan Je.A. Tureckaja respublika Osnovnye instituty gosudarstvennogo stroja/ M.: Izdatel’stvo ”Nauka”, Glavnaja redakcija vostochnoj literatury, 1975 g.- 222 s.