МОДЕЛИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

10 мая 3:40

ГЧП представляет собой сотрудничество государственного сектора и частных инвесторов, направленное на реализацию социально-экономических проектов в различных областях, осуществляемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами. На сегодняшний день существуют различные модели ГЧП, применение которых задается экономическими и политическими факторами конкретного государства и закрепляется в той или иной нормативно-правовой форме. Структура правового регулирования и соответствие законодательных норм реальным условиям осуществления государственно-частных проектов обуславливают эффективность механизма ГЧП. В этой связи создание надлежащий нормативно-правовой базы, обеспечивающей и легитимирующей процессы взаимодействия государства и частных инвесторов, является одним из основных направлений развития и институционализации государственно-частного партнерства. В данной статье приведен анализ возможных форм реализации нормативного закрепления государственно-частного партнерства.

Для стран англосаксонского права характерно отсутствие отдельных законодательных актов, регулирующих ГЧП, и взаимодействие между партнерами строится на основе общих принципов права, а также отдельных актов исполнительных органов власти. Данную модель регламентации ГЧП можно назвать контролирующей, т.к. основная функция системы обеспечения взаимодействия между партнерами – установление рамочным правил взаимодействия и оценка их соблюдения.

Так, Великобритания – одна из первых стран, имплементировавшей практики государственно-частного партнерства в форме частной финансовой инициативы – Private Financing Initiative (PFI). Суть данного механизма состоит в привлечении частного сектора к строительству государственных объектов с дальнейшей их эксплуатацией и получением дохода в течение определенного соглашением срока. Главным органом, осуществляющим контроль за ГЧП-проектами является Национальное финансово-ревизионное управление Казначейства, которое проводит аудиторские проверки расходования государственных средств, контроль качества исполнения проектов, эффективность проводимых закупок. Кроме того, оценку проектов и результатов их выполнения осуществляет частно-государственная компания Partnerships UK, которая также занимается разработкой моделей взаимодействия частных и государственных партнеров, стандартизацией контрактов ГЧП, сопровождает проекты в течение срока их осуществления, осуществляет сотрудничество с местными властями. Нормативное регулирование ГЧП в Великобритании осуществляется на основе: общих принципов договорного права; нормативных актов, регулирующих смежные области, такие как государственные закупки (Регламент о публичных контрактах 2006 г. и Регламент о контрактах на оказание коммунальных услуг 2006 г.), программных документов органов государственной власти и местного управления. Например, программа финансирования развития национальной системы здравоохранения — National Health Service Local Improvement Finance Trust. Также государство стремится к стандартизации всех проводимых в рамках ГЧП процедур. Так, Partnerships UK были разработаны типовые формы контрактов между партнерами для различных областей (Standardisation of PFI Contract), применение которых является обязательным. Отступление от стандартизированных форм ГЧП договора должно быть обоснованно особенностями проекта и согласовано с отраслевым органом. Сложная процедура одобрения изменений типовой формы договора ГЧП привела к использованию преимущественно унифицированных контрактов. Standardisation of PFI Contract также включает в себя руководство по ключевым вопросам, возникающим в ходе реализации проекта, что направлено на регламентацию процесса государственно-частного взаимодействия.

В странах континентального права регулирование государственно-частного партнёрства осуществляется на основе специального законодательного акта и подзаконных нормативных актов различных отраслей права. Такую модель ГЧП можно назвать административной, т.к. нормативно-правовая база направлена на четкую регламентацию процессов сотрудничества.

Во Франции основным законом, регулирующим ГЧП, является Закон о контрактах государственно-частного партнёрства, принятый в 2008 г. Кроме того, французское законодательство регламентирует реализацию ГЧП-проектов в отдельных отраслях. Так, Законы об обеспечении национальной безопасности и Закон об обеспечении правосудия позволяют привлекать частный сектор к строительству, финансированию и обслуживанию объектов для нужд правоохранительных органов, правительства, армии, судебных органов. Все договоры государственно-частного партнерства во Франции подразделены на две большие группы: договоры делегирования публичных услуг и договоры партнерства. Договор делегирования предполагает полное обеспечение частным партнером проекта оказания публичной услуги, а также полный переход к нему всех коммерческих рисков. В качестве примера можно назвать концессионное соглашение. Договор партнерства можно определить, как договор, на основании которого публичный партнер поручает частному реализацию комплексного проекта с полным или частичным финансированием и осуществление строительства, перепланировки, эксплуатации и управление объектом. В отличие от договора концессии, договор о партнерстве подразумевает не полную передачу риска, а разделение рисков между государством и частным партнером.

Япония является одной из стран, разработавшей комплексный механизм развития и государственной поддержки системы ГЧП. В Японии сложилась достаточно широкая нормативно-правовая база, обеспечивающая функционирование системы ГЧП. Основной закон, регулирующий государственно-частное партнерство в Японии – принятый в 1999 году Закон о содействии частным финансовым инициативам, который регламентирует отношения между субъектами государственно-частного партнерства, определяет права и обязанности, ответственность сторон в процессе реализации проектов, устанавливает компетенцию уполномоченных органов в части управления ГЧП. Помимо Закона о содействии частным финансовым инициативам ГЧП нормативно-правовую базу государственно-частного партнерства в Японии также составляют акты Совета по продвижению частных финансовых инициатив, который выпустил несколько методических указаний, регламентирующих практические аспекты реализации государственно-частных проектов: Руководство по соотношению цены и качества (VFM); Руководство по заключению договоров; Руководство по распределению рисков; Руководство по процессу закупок и т.д. Кроме того, Совет разработал в качестве типовых проектных соглашений стандартизированные формы традиционных соглашений ВОТ, которые размещены в общем доступе на веб-сайте. Использование данных руководств и типовых форм носит рекомендательный характер, но тем не менее они являются эффективным механизмом нормативно-правового регулирования данной сферы в Японии. Органы власти префектур и округов также разрабатывают собственные методические документы для применения в конкретных областях для развития государственно-частных отношений на местном уровне.

Таким образом, в данной статье были выделены две основные модели законодательного регламентирования ГЧП: контролирующая и административная. Преимуществом контролирующей системы, характерной для стран общего права, является ее гибкость и возможность адаптировать форму взаимодействия между партнерами в соответствии с условиями и особенностями проекта. Достоинством административной практики регулирования ГЧП является его широкая нормативно-правовая база. Наличие как специального закона, так и значительного числа законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты партнерства, в сочетании с неформальными методами регулирования, придает юридической базе государственно-частного партнерства стран континентального права дополнительную прочность и прозрачность.

 

Список литературы

  1. Варнавский В.Т. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. – М.: ИМЭМО РАН, 2002. – 147 с.
  2. Варнавский В.Т. Партнерство государства и частого сектора. Формы, проекты, риски. – М.: Наука, 2005. – 315 с.
  3. Иванова А.О. О некоторых новых формах государственно-частного партнерства в Японии // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2009. – № 3. – С. 178-188.
  4. Матявина М.В. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в России: Автореф. дис. канд. эк. наук. – М., 2008. – 24 с.
  5. Тельнова Е. Э. Специфика института контракта с участием государства: правовые аспекты // Молодой ученый. — 2016. — №23.1. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/archive/127/35416/ (дата обращения: 10.02.2020).
  6. Act on Reform of Public Services by Introduction of Competitive Bidding. Act № 51 of 2006. // Japanese Law Translation (государственный сайт нормативных правовых актов Японии на английском языке) [Электронный ресурс]. – URL: http://law.e-gov.go.jp (дата обращения: 10.02.2020).
  7. Act on the Promotion of Private Finance Initiatives [Электронный ресурс]. – URL: https://www8.cao.go.jp/pfi/en/pdf/english_pfi.pdf (дата обращения: 10.02.2020).
  8. General Guidance Concerning the Reform of the Future Fiscal Operation and Socio-Economic Structure 2001 (in Japanese) [Электронный ресурс]. –http://www.kantei.go.jp/jp/kakugikettei/2001/honebuto/0626keizaizaisei-ho.html (дата обращения: 10.02.2020).
  9. Torsten K. The Japanese private finance initiative and its application in the municipal solid waste management sector International Journal of Project Management. – 2006. – 24(7). – pp. 614-621.