Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на:
- положениях Конституции Российской Федерации (статья 31 Конституции РФ)
- Федеральных законах и иных законодательных актах Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований (Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ).
Однако, также существуют законы, положения которых могут ограничивать ваше право на проведение публично мероприятия. Например, Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ.
Согласно настоящему Федеральному закону, существует 5 форм публичных мероприятий:
- собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
- митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
- демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
- шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
- пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;
На мой взгляд, о проведении любых публичных мероприятий нужно только уведомлять, а само мероприятие должно согласовываться с общественностью. Это не означает, что эти мероприятия могут проводиться в любом месте. Требуется законом установить, что общественные мероприятия могут проводиться в строго определенных местах (площади центральных улиц, проспектов, напротив здания государственных и муниципальных органов власти).
Также существуют граждане, который могут принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях при определенных условиях:
- Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ, военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.
- Интересный подход законодателя, определенных в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ., где в качестве одной из форм гарантий прав и законных интересов ребенка обнаружили, что студенты, школьники в образовательных учреждениях, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующими подразделениями других учебных заведений могут проводить вне учебное время собрания и митинги по защите их нарушенных прав, администрация образовательного учреждения может не препятствовать проведению таких собраний и демонстраций, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников условий для этих встреч и митингов, установленные Уставом образовательного учреждения.
Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации, обеспечение общественного порядка и не должны препятствовать образовательному процессу. Под учеником, студентом, по смыслу настоящего Закона следует понимать как «ребенок в возрасте до 18 лет (до достижения совершеннолетия»).
Этапы проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований:
- Подача уведомления о проведении массового мероприятия организаторами.
- Согласование с органами государственной власти.
- Последний (заключительный) этап — это проведение публичных мероприятий.
В статье 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
- Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
- Вовлечение несовершеннолетнего в участие влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
- Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что в РФ существуют ограничения в рамках проведения публичных мероприятий, так как есть ряд ограничений для определенного круга лиц, что противоречит положениям Конституции РФ в рамках свободы слова и участия в митингах и демонстрациях.
Литература
- Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ
- Статья 20.2 КоАП.
- Конджакулян К.М. Административная ответственность в РФ и РА: понятие и сущность // Российская юстиция. 2013. № 4.
- Конджакулян К.М. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения. М.: Юрлитинформ, 2014. С 10.
- Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения (административно-правовое исследование на примере Российской Федерации и Республики Армения): Дис. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 64 — 65.